Женщина в снегах: "Анна Каренина" – премьера Малого театра
«Анна Каренина» – премьера Малого театра
©Евгений ЛюлюкинСлавящийся верностью традиционной школе Малый театр в последние годы стал поворачиваться – неспешно, величественно, но с явным интересом – к современным драматургическим идеям. Не для того чтобы угнаться за модой, а чтобы перенять что-то полезное для себя. И «Анна Каренина» в постановке Андрея Прикотенко радует идеальным балансом старого и нового.
Рассказ о новом спектакле Малого хочется начать с расхожей фразы «Прежде всего это красиво». Что ни говори, это именно так. Постановка Андрея Прикотенко (режиссера, работавшего во многих российских театрах, а в настоящее время худрука театра «Красный факел» в Новосибирске) в первую очередь берет своей красотой. От начала до конца его «Анна Каренина» – огромное визуальное удовольствие.
Привыкшая к обстоятельным декорациям Историческая сцена театра на сей раз почти пуста, лишь тут и там стоят диван и стулья, а справа – груда подарочных коробок, в которых в первые секунды спектакля начинают радостно копаться дети, участники многих сцен этой постановки. Великолепные костюмы героев (художник-постановщик Ольга Шаишмелашвили) в таком пустом пространстве выглядят еще эффектнее.
Визуальная доминанта спектакля – снег, который в невероятном изобилии исторгают машины под потолком. То он медленно и красиво падает, вызывая радостные ассоциации с новогодними праздниками, то кружится в стремительном вальсе вместе с героями, то завивается вихрем, символизируя душевное смятение героев, то интенсивно валит, словно стараясь как можно скорее скрыть все те страсти и неразбериху, которые так горазды устраивать люди.
А еще нисходящий с неба снег напоминает о божественной бесстрастности и эпиграфе толстовского романа «Мне отмщение, и Аз воздам», которым писатель предупреждает: не спешите судить то, о чем узнаете.
Именно в равновесии, балансе между сторонами конфликта состоит особенность этой постановки: в отсутствии стремления трактовать роман в пользу «партии Анны», как было принято раньше, или, наоборот, «партии Каренина», как стало модно в последнее время. В этом спектакле нет тенденциозности и желания разжевать для зрителя историю, делая одних ее героев восхитительными, а других – похожими на карикатуры.
Кажется, что так только и надо инсценировать роман, считающийся самым сложным произведением Толстого. На фоне «Анны Карениной» даже «Война и мир» казался автору просто большим сборником рассказов. Но судьба этой книги такова, что ее постоянно пытались приладить к той или иной идеологии, да и сам автор не чурался морализаторства.
Прикотенко же практически полностью освободил историю от всевозможных «уклонов», предпочтя вместо этого аккуратно и изящно показать все главные линии романа. И почти четырехчасовой хронометраж спектакля позволил это сделать, в том числе благодаря великолепной игре артистов труппы Малого театра.
Оттенки одиночества: "Бесприданница" – новая премьера Малого театра
Трагическая, болезненная история, закрученная вокруг вопросов любви, измены, чести, а главное, подлинной и неподлинной жизни, раскрывается перед зрителем плавно, как цветок. Полина Долинская играет Анну Каренину, ее мужа – народный артист России Виктор Низовой, Стиву – народный артист России Глеб Подгородинский, Долли – Наталья Калинина, Лёвина – Михаил Мартьянов. Лишь для роли Вронского Малый «позаимствовал» у труппы Театра Моссовета Нила Кропалова.
Удивительным образом вечный снегопад в спектакле приносит умиротворение, нисколько не противоречащее ни разыгрывающейся драме, ни трагическому финалу. Приносит его тем, кто замечает, а из всех героев «Анны Карениной» этот снег замечают только дети и еще свежие душой Лёвин и Кити. Все остальные не видят и страдают.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".

