От шлемов к зеленым фуражкам
Сто лет назад, 28 мая 1918 года, декретом Совета народных комиссаров была учреждена Пограничная охрана границы РСФСР. Через несколько десятилетий этот день стал профессиональным праздником тех, кто стоит на страже рубежей нашей страны. Однако в действительности охрана государственной границы России имеет тысячелетнюю историю.
Граница на деревянном замке
С необходимостью охраны границ наши предки столкнулись примерно тогда же, когда возникло государство с названием Русь. На юге, в бескрайних степях, обитали весьма неспокойные соседи – кочевники. Для защиты русских земель от набегов печенегов, хазар, торков киевским князьям приходилось принимать превентивные меры. Сохранились письменные свидетельства этого. В частности, письмо, написанное в 1008 году германскому императору Генриху II архиепископом Бруно Кверфуртским, который по заданию Папы римского отправился к печенегам. Путь его лежал через Киев. Монах написал императору, что князь Владимир и его дружинники два дня сопровождали его до границы своего государства, на которой было построено очень мощное и длинное (firmissima et longissima) ограждение (sepe).
Археологические данные говорят о существовании пяти разных линий укреплений южных рубежей Руси в районе рек Сула, Рось, Ирпень, Красна. В ХІ веке общую систему пограничных сооружений объединяет Днепровская линия из одиннадцати крепостей и системы других фортификационных сооружений. Ученые выявили более тысячи километров насыпных валов, дополнявших естественные преграды – балки, овраги, крутые берега рек. Высота валов достигала 10–12 метров, по гребню мог идти деревянный частокол с башнями. У основания выкапывали рвы и делали ямы-ловушки с заточенными кольями на дне. Существовала и система оповещения с помощью сигнальных костров и дымов.
Существование в Киевской Руси постоянной пограничной стражи подтверждают и былины, в которых описаны похождения охранявших русские земли богатырей. В них события тоже происходят при дворе князя Владимира Красное Солнышко. Былины были впервые записаны только в начале XIX века, так что это весьма спорный исторический источник, но отголоском реальных событий их считать можно. Видимо, действительно при киевском дворе привечали удалых воинов из разных частей Руси, которые составляли мобильные отряды для защиты границ.
С распадом Древней Руси на отдельные княжества единая система охраны границы стала разрушаться. Владимир Мономах был последним, кто пытался объединить русских князей в борьбе с кочевниками. Вскоре централизованная система охраны границ развалилась. Это было едва ли не главной причиной постепенного оттока населения из южных княжеств в междуречье Оки и Волги – подальше от буйных степняков.
Пушкарский приказ и городовые казаки
После нашествия монголов Русь стала одним из улусов Золотой Орды. Лишь спустя три века снова стала актуальной охрана границ. Первые сведения относительно организации сплошной линии укреплений относятся к 30‑м годам XIV столетия. Иван Калита для защиты южных рубежей возвел беспрерывную линию засек от Оки до Дона. Засека представляла собой заграждение из срубленных деревьев, поваленных рядами или крест-накрест вершинами в сторону противника. Засечная полоса оборонялась особыми отрядами войск, которые упоминаются с XIV века под названием «засечная стража».
Следующий этап в развитии охраны границ начинается во второй половине XVI столетия. В 1571 году главным начальником сторожевой и станичной службы был назначен князь Михаил Воротынский. Он подошел к делу обстоятельно: изучил все документы, хранившиеся в Разрядном приказе, и вызвал в Москву воевод, имевших богатый опыт сторожевой службы. Результатом работы Воротынского стал «Приговор о станичной и полевой службе» – по сути, первый полевой устав отечественных пограничных войск.
Пограничные крепости теперь подразделялись на две линии: передовую и внутреннюю. Передовую линию составили крепости Алатырь, Темников, Кадом, Шацк, Ряжск, Епифань, Пронск, Михайлов, Мценск, Орел, Рыльск и Путивль. От этой линии в степь выдвигались полевые укрепления в виде рвов, засек, забоев на реках и т. д. «Дикое поле», как называли тогда степь, постоянно наблюдалось конными разъездами, которые назывались разъездными станицами, и стационарными заставами-сторожами. Внутренняя линия крепостей начиналась от Нижнего Новгорода и далее шла по Оке – Муром, Мещера, Касимов, Рязань, Кашира, Тула, Серпухов и Звенигород-на-Оке. Берег реки постоянно контролировался значительными силами, которые при необходимости могли быть высланы и на помощь передовой линии. Из-за своего расположения вдоль Оки пограничные войска южного направления стали именоваться Береговой службой.
Разведка в степи велась станичниками и сторожевыми казаками. Именно тогда были определены и категории служилых казаков – беломестные и городовые, из которых по большей части и формировалась пограничная стража. Несение службы постоянно контролировалось Пушкарским приказом, в ведении которого и находились все войска и пограничные крепости.
В Смутное время система охраны границ развалилась, но уже в 1614 году была восстановлена по прежним лекалам. Численность пограничных войск постоянно увеличивалась. Основу их составляли казаки. Засечная линия укреплений на протяжении XVII столетия отодвигалась все дальше на юг – в Дикое поле. По мере продвижения русских людей на восток возникают сторожевые засечные линии на Урале и в Сибири.
Пограничная стража Минфина
Ситуация стала принципиально меняться лишь после учреждения Петром I регулярной армии. Начинает создаваться цепь приграничных крепостей, в которых стоят воинские гарнизоны. Охрана западных границ была доверена драгунским полкам, на юге же по-прежнему этим занимались казаки. С середины XVIII века начинается организация системы таможен, завершившаяся в 1782 году учреждением Таможенной пограничной стражи, которая комплектовалась за счет вольного найма.
В начале XIX века несколько архаичная система пограничной охраны начинает постепенно совершенствоваться. Казачье прикрытие на юге стало строго регламентированным – полк на 150 верст, по три казака на версту. В целом плотность прикрытия государственной границы после этого существенно возросла. Например, в Бессарабии границу охраняла Дунайская армия, выделявшая для этого 13 пехотных и егерских батальонов, на западе – драгунские полки.
Стража вольного найма, состоявшая из 186 чиновников и 2100 объездчиков, сохранилась только во втором эшелоне. Комплектовалась она отставными военными, но с 1822 года от этой «вольницы» из-за множественных злоупотреблений отказались и передали дело подразделениям регулярной кавалерии.
Коренную реформу системы охраны границы империи начали проводить при Николае I. Инициатором был министр финансов генерал Егор Канкрин. 5 августа 1827 года император подписал положение о пограничной таможенной страже, которая становилась военизированной структурой и должна была пресечь контрабанду на западных рубежах империи. Казачья стража на западных границах империи была окончательно снята, но на Кавказе, в Средней Азии, Сибири, на Дальнем Востоке и Севере сохранялась.
С 1835 года защитников рубежей государства стали официально называть пограничной стражей. Функции ее существенно расширились и приблизились к современному пониманию – охрана государственной границы, экономический контроль, карантинные мероприятия и т. п. Изменилась и организационная структура – пограничников в европейской части Российской империи теперь делили по бригадам, полубригадам, ротам и отрядам. Несколько позже полубригады отменили, а роты переименовали в отделы. Сначала пограничная стража подчинялась Департаменту внешней торговли Министерства финансов, а с 1864 года на правах отдельного подразделения вошла в Департамент таможенных сборов. Состав ее к концу века насчитывал более 1 тысячи офицеров и свыше 30 тысяч нижних чинов.
15 октября 1893 года по инициативе министра финансов Сергея Витте император Александр ІІІ подписал указ о создании Отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС). Пограничники были официально отделены от таможенной службы. ОКПС напрямую подчинили министру финансов, который с этого момента стал одновременно именоваться шефом ОКПС. Первым командиром корпуса стал герой Балканской кампании генерал Александр Свиньин.
Витте изменил и структуру корпуса пограничной стражи. Она была преобразована по единой схеме: округ – бригада – отдел – отряд. Были прописаны действия по прикрытию границы на случай войны. Помимо контрабанды пограничники боролись с распространением болезней, нелегальной миграцией, занимались охраной общественного порядка в приграничных зонах.
Корпус имел собственный штаб, состоящий из четырех отделений – пограничного надзора, хозяйственного, вооружения и строевого. Служба в ОКПС считалась престижной и хорошо оплачивалась. Жалованье офицеров было выше, чем в армии, поэтому имелась возможность организации конкурсов для отбора лучших кандидатов.
У корпуса имелись свои медицинская, ветеринарная, судная и морская части. Базовым подразделением считался отряд, охранявший свой участок границы, или, как тогда выражались, дистанцию. Служба делилась на сторожевую и разведывательную, существовали понятия часовой, секрет, разъезд, летучий отряд, часовой у таможенной рогатки, дежурный. С 1894 года для охраны границы стали использовать служебных собак, на некоторых участках появились пограничные вышки.
Весьма показательны статистические итоги деятельности ОКПС по пограничному надзору. Так, в 1870 году доходы казны от службы пограничников и таможенников составили 126 млн рублей, в 1900-м – 218 млн, в 1907 году – 239 млн, в 1912-м – 306 млн, а в 1913 году – 370 млн, что составляло 14 процентов бюджета Российской империи. При этом расходы на содержание ОКПС в 1913 году составили всего 14,5 млн рублей, т. е. примерно четыре процента от доходов казны.
С началом Первой мировой войны большинство частей ОКПС влилось в состав полевых армий. В 1918 году корпус был расформирован.
От Наркомфина к ОГПУ и МГБ
Советская власть обратилась к проблеме охраны государственной границы в конце марта 1918 года. При Наркомате финансов было создано Главное управление пограничной охраны. То есть существовавшая в императорской России традиция подчинения пограничной стражи финансовому ведомству сохранялась. 28 мая того же 1918 года Совет народных комиссаров издал декрет об учреждении Пограничной охраны.
В 1919 году охрану границы передали Наркомату промышленности и торговли, который тогда возглавлял Леонид Красин, правда, с весьма ограниченными полномочиями. Циркуляром ГУПВ от 27 марта 1919 года «пограничная охрана, а ныне пограничные войска, в отношении укомплектования, устройства, обучения, вооружения, снабжения, боевой подготовки и, вообще, использования как военной силы, перешла в ведение Народного комиссариата по военным делам и лишь только в отношении специальной службы пограничного надзора руководствуется директивами, издаваемыми Народным комиссариатом торговли и промышленности».
Весной и летом 1920 года на базе Особых отделов приграничных губернских ЧК и некоторых армий начали создаваться Особые отделы ВЧК по охране границ. Их обязанности были определены «Инструкцией об охране государственной границы», утвержденной 17 июля 1920 года заместителем Председателя ВЧК Вячеславом Менжинским: «На границах РСФСР с государствами, с правительствами коих заключен мир, учреждается институт пограничных органов Особого отдела ВЧК, на обязанности коих лежит осуществление политического контроля за переходом границ лицами, следующими в РСФСР и из нее, а также наблюдение за охраной самой границы».
То есть по факту пограничный контроль уже тогда был возложен на Особый отдел ВЧК, хотя официально это было узаконено лишь 24 ноября 1920 года. На тот момент это был естественный шаг в силу того, что подчиненные ВЧК войска ВНУС (Внутренней службы) были боеспособными подразделениями, укомплектованными наиболее политически верными бойцами. Именно из них и формировались новые пограничные части.
Логика очевидна: на тот момент охранять рубежи РСФСР нужно было не только и даже не столько от внешнего врага, сколько от остатков белогвардейских отрядов, банд басмачей и прочей воинственной публики. Пограничники должны были действовать в тесном взаимодействии с другими войсками ВНУС. Гражданская война закончилась, ЧК преобразовали в Главное политическое управление (ГПУ), а потом и в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД).
22 июня 1941 года пограничники первыми вступили в бой с немецкими войсками. Они принимали активное участие во всех стратегических операциях, выполняли специальные и общевойсковые задачи. И надо отметить, что именно эти подразделения встретили войну не в казармах, как это происходило со многими общевойсковыми частями, а в подготовленных окопах, оказав неожиданно серьезное сопротивление, которого совсем не ожидали немцы. Пограничники внесли вклад в развертывание партизанского движения на временно оккупированных территориях СССР, охраняли тылы действующей армии, боролись с диверсантами и шпионами. Мало кто знает, но одним из заданий, успешно выполненных погранвойсками НКВД, была охрана советской делегации на конференции в Тегеране в 1943 году.
История повторяется
В 1946 году погранвойска подчинили Министерству государственной безопасности, а в 1953 году – МВД. Но уже в 1957 году «зеленые фуражки» были переданы в ведение КГБ и сформировано Главное управление погранвойск.
В 1958 году Совет министров СССР в целях повышения престижа пограничной службы выпустил постановление о новом профессиональном празднике – Дне пограничника, который теперь отмечается 28 мая. В 1960 году введено Положение об охране госграницы СССР, которое регламентировало права, задачи и обязанности погранвойск, определило режим границы, приграничной зоны и полосы, порядок пользования водными акваториями.
Суровый экзамен выдержали советские пограничники во время войны в Афганистане. В тот период погранвойсками командовал Герой Советского Союза генерал Вадим Матросов. Под его руководством была успешно выполнена главная задача – обеспечена безопасность южных рубежей СССР. В зоне ответственности пограничников было почти 3 тысячи километров по фронту и до 100 километров в глубину. Матросов лично руководил операциями на афганской территории. Задачи решались с минимальными потерями. Еще один исторический факт. Генерал Борис Громов, докладывающий на мосту о завершении вывода группировки советских войск из Афганистана, заявил, что за его спиной не осталось ни одного солдата. Он был прав лишь отчасти. На афганской территории не осталось подразделений Минобороны, но продолжали действовать мотоманевренные группы пограничников, до последнего момента прикрывавшие армейских коллег.
После распада СССР в декабре 1991 года был создан Комитет по охране государственной границы СССР, а еще спустя два года – Федеральная пограничная служба Главного командования Пограничных войск Российской Федерации (ФПС Главкомат) в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти. С конца 1994 года это Федеральная пограничная служба (ФПС России). В 2003 году пограничников вновь подчинили ФСБ. Основные задачи, которые выполняют «зеленые фуражки», – защита государственных сухопутных границ, территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны. В составе погранвойск более 80 отрядов и почти тысяча застав. Те, кто служит на них, отвечают за неприкосновенность границы Российской Федерации на всем ее протяжении, а это более 61 тысячи километров.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".