Индийские комплексы
Если судить по тому, как в минувший понедельник, 21 мая прошла встреча российского президента Владимира Путина и индийского премьера Нарендры Моди, отношения двух стран хороши как никогда. Оба лидера еще во время протокольной части переговоров начали петь дифирамбы друг другу и не скупились на красивые слова, описывая крепкую дружбу Москвы и Нью-Дели. «Мы с вами с гордостью можем сказать, что партнерство, которое было начато с вами, уже превратилось в большое дерево особо привилегированного стратегического партнерства», – с восточной витиеватостью говорил Моди. Между тем в последнее время США все более настойчиво стараются подрубить корни этого дерева. Как в Индии реагируют на попытки американцев вмешаться в ее военное сотрудничество с Россией, разбирался «Профиль».
«С одной стороны, Соединенные Штаты хотят, чтобы Индия была их ближайшим стратегическим партнером в Азиатско-Тихоокеанском регионе, бастионом против Китая. С другой – они ставят под угрозу предполагаемое приобретение у России зенитно-ракетного комплекса С‑400, а также сделки по покупке фрегатов, вертолетов и аренде подводной лодки. Это лишь укрепит подозрения индийцев в том, что США не способны стать надежным и последовательным поставщиком оружия».
Эти слова принадлежат высокопоставленному индийскому чиновнику. Кому именно – неизвестно.of India, опубликовавшая комментарий, имени не называет. Сложно сказать, чего в них больше – тревоги или досады. В течение последних полутора десятков лет Индия постепенно все больше разворачивалась к Соединенным Штатам: политики и эксперты в Нью-Дели уверились, что Вашингтон хочет равноправных отношений и дружбы и готов закрыть глаза даже на стратегическое партнерство Индии и России.
Последние шаги США – введение санкций не только против российской оборонки, но и против тех, кто покупает русское оружие, – стали для многих в Нью-Дели холодным душем. Внезапно индийцы обнаружили, что Вашингтон печется в первую очередь о своих интересах, а вовсе не о благе потенциальных союзников. Но это еще полбеды: похоже, в Белом доме пока сами не очень осознают, что попытка вытеснить российских оборонщиков с индийского рынка может дорого стоить США.
Горький советский опыт
Были времена, когда сама мысль о том, что американские санкции могут помешать индийско-российскому партнерству, казалась дикой. СССР признал Индию сразу после того, как она провозгласила независимость, и хотя в первые десятилетия отношения между странами развивались порой по странной траектории (к примеру, в Корейской войне советские и индийские военнослужащие были по разные стороны фронта), постепенно страны все больше сближались на почве общего отношения к борьбе с империализмом и опасений в отношении китайской экспансии. В итоге к середине 1970‑х Индия стала надежным другом Москвы – в полном соответствии с лозунгом «Хинди-руси бхаи-бхаи» («Индийцы и русские – братья»).
Параллельно с политическим сближением развивалось сотрудничество в военно-технической сфере. СССР поставлял Индии танки, пушки, самолеты, БМП и БТР, автоматы и гранатометы: к 1980 году доля советского оружия в ВС Индии составляла 85%.
Пика эта политика достигла во времена Барака Обамы, провозгласившего «поворот в Азию». После того как попытка выстроить альянс с Китаем, так называемую «Кимерику», провалилась, администрация Обамы принялась ускоренно налаживать отношения с Индией, которую в Вашингтоне рассматривали как будущего младшего партнера. Политики и эксперты из США много и красиво говорили о наступающем американо-индийском веке, о союзе двух ведущих демократий мира, о формировании нового геополитического пространства – Индо-Тихоокеанского региона, где должны доминировать Индия и США. Индийцы закупали все больше американского оружия, особенно высокотехнологичного, аналогов для которого никто, включая Россию, предложить не мог. Но при этом Нью-Дели дальновидно развивал и сотрудничество с Москвой, памятуя о принципе «не класть все яйца в одну корзину». В конце концов, русские, в отличие от американцев, охотно делились с Индией уникальными технологиями производства оружия.
Когда в США к власти пришел Дональд Трамп, в индийской экспертной среде царили оптимистичные настроения. Его рассматривали как «американского Моди», выразителя интересов большинства, озабоченного в первую очередь внутренними проблемами. Два Моди, казалось, всегда смогут договориться. Риторика Трампа, правда, внушала некоторые опасения – переориентация на внутреннего производителя грозила больно ударить по Индии, экспорт которой в основном идет в США.
После первой встречи, объятий и рукопожатий оптимисты торжествовали: Трамп, казалось, подтвердил, что будет продолжать линию Обамы на сближение с Индией. Но потом Вашингтон нанес самой большой демократии мира удар под дых.
Ракеты для Нарендры
Когда в октябре 2016‑го на саммите БРИКС в Гоа Владимир Путин и Нарендра Моди заключили соглашение о поставках в Индию систем С‑400 «Триумф», это расценивалось как большой успех российских дипломатов и оборонщиков. Речь шла не только о «Триумфе» – лидеры договорились о строительстве для Индии новых фрегатов на российских верфях, совместном производстве вертолетов Ка‑226 Т, возможной передаче Индии в лизинг атомной подводной лодки. С‑400 должны были защитить индийское небо в случае конфликта с Китаем или Пакистаном, а фрегаты и подлодки – укрепить позиции ВМС Индии в Индийском океане.
А потом начались проблемы – в силу вступил пресловутый закон CAATSA (О противостоянии противникам Америки посредством санкций). Еще до того, как он был принят, в Нью-Дели придумали, как его обходить. По индийскому законодательству при покупке оружия за рубежом необходимо получить гарантии со стороны местного банка. Это грозило банку-гаранту попаданием в американский черный список, что с учетом тесной связи индийской банковской системы с американской не сулило ничего хорошего. Индийцы быстро провели закон, согласно которому требование о гарантиях для оружейных сделок с Россией отменялось: теперь достаточно суверенных гарантий, данных Москвой. На этом и успокоились.
Как оказалось, зря. Новый пакет санкций, принятый в США в начале апреля, направлен конкретно против «Рособоронэкспорта» и «Алмаз-Антея» – поставщика и производителя С‑400. Лазейка с гарантиями тут уже не работает: деньги переводятся через банки, и эти банки принялись замораживать платежи. В результате зависли переводы на сумму $100 млн, и если в ближайшее время решение проблемы не будет найдено, то к ним добавятся еще $2 млрд. В данном случае ответственность ложится в основном на плечи печально знаменитой индийской бюрократии: о том, что под ударом окажутся российские оборонные компании, было известно заранее, но согласовать с банковским сектором меры по прикрытию сделки индийские чиновники не успели.
Санкции как оскорбление
«Мы не позволим третьим странам диктовать, у кого нам покупать или заказывать оружие».
Эта фраза, сказанная в интервью The Deccan Herald одним из высокопоставленных индийских чиновников, в полной мере отражает негодование Нью-Дели. Получается, что американские партнеры вовсе не заботятся об обороноспособности Индии, а просто хотят продавать ей больше оружия собственного производства, навязывая сделки самым беспардонным образом. Индию, которая де-факто уже перешла в разряд великих держав и закономерно требует, чтобы с ее мнением считались, такой подход решительно не устраивает.
В настоящий момент, как сообщают индийские СМИ, между Нью-Дели и Москвой идут консультации на всех уровнях: стороны пытаются как можно скорее выработать «дорожную карту», которая позволит заключать сделки в обход санкций. Но очевидно, что бесконечно искать лазейки нельзя: американцы будут закрывать их одну за другой. Нью-Дели необходимо убедить Штаты вывести индийские банки из-под санкций в случае заключения сделок с Россией. Понятно, что Индия предпочтет сделать это максимально мягко. Шансы на это есть, и весьма неплохие. Главным проводником индийских интересов в Штатах выступили американские военные, нежелающие терять потенциального союзника на китайских рубежах. В речи перед сенаторами глава Пентагона Мэттис заявил, что Индию, Индонезию и Вьетнам необходимо вывести из-под действия CAATSA. У этих стран, разъяснил министр сенаторам, слишком много российского и советского оружия, от которого они не могут просто так взять и отказаться, даже если бы хотели: это означало бы перевооружение колоссальных масштабов, денег на которое у них нет и в ближайшее время не предвидится.
Теперь дело за сенаторами, конгрессменами и президентом. Скорее всего, предложение Мэттиса, поддержанное к тому же мощным индийским лобби в Штатах, будет услышано, и Индия сможет купить так нужные ей комплексы. Если же нет… Как заметил один индийский политик, «Америка ничего не помнит, а Индия ничего не забывает». В случае, если руководство США пойдет в санкционном угаре до конца, в американо-индийских отношениях может появиться трещина, которую придется заделывать годами.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".