22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Сага о форсайтах
Экономика

Сага о форсайтах

Мессенджеры,современное программное обеспечение и мобильные приложения — все идет в ход, если речь о бизнес-образовании в школах делового администрирования (MBA). Можно даже виртуально присутствовать на занятиях в студенческой аудитории. Такова специфика обучения — за партами сидят не вчерашние школьники, а взрослые, состоявшиеся люди с богатым профессиональным опытом за плечами.

Каждый день ходить на лекции они не будут, на это просто нет времени, да и живут многие в сотнях и даже тысячах километров от Москвы. Тем не менее российские бизнес-школы способны не только донести до таких «трудных» учеников свои программы, но и построить их таким образом, чтобы знания могли тут же применяться на практике, а выпускники могли рассчитывать на престижные должности и карьерный рост. Ведь и преподаватели, что называется, не лыком шиты – они такие же практики, но уже сделавшие себе имя, сколотившие многомиллионные состояния или управляющие серьезным бизнесом.

Неуловимый студент

Систематизировать и развить полученные знания в области стратегического менеджмента, управления талантами, операциями, финансами, в маркетинговой деятельности, сделать все это в условиях постоянных рисков и неопределенности – задача, которую должно выполнить бизнес-образование, говорит декан Плехановской школы бизнеса Integral РЭУ им. Плеханова, профессор Лариса Карташова.

При этом, отмечает она, современный руководитель должен обладать такими качествами, как адаптивность, эмоциональная грамотность, кросс-культурный интеллект. «От этого зависит, удастся ли ему сформировать эффективную команду и вдохновить ее на высокие достижения», – подчеркивает Лариса Карташова.

Бизнес вынужден подстраиваться под многочисленные вызовы современности, иначе ему не выжить, а бизнес-образование, в свою очередь, должно подстраиваться под своих студентовбизнесменов. Полезность, скорость и удобство технологий обучения, возможность применять их на практике – простые задачи, которым, по словам ректора Школы бизнеса «Синергия» Григория Аветова, подчинено бизнес-образование. Но задачи эти простые только на первый взгляд.

shutterstock
©shutterstock

«Попробуйте выдернуть генерального директора большой производственной компании три-четыре раза в неделю на лекции, – говорит Григорий Аветов. – Это для него часто непосильная задача не потому, что он не захочет, а потому, что он физически не сможет».

Предприниматели-студенты, которые живут, например, в Петербурге или Челябинске, продолжает эксперт, с удовольствием приедут на крупный обучающий форум в Москву, но ежедневно такие поездки себе позволить не смогут.

«И тем не менее даже топ-менеджеры и руководители могут учиться и получать знания в своем офисе, в ожидании самолета в аэропорту, в автомобиле по дороге домой или на работу», – говорит Григорий Аветов.

Специальное программное обеспечение (например, по анализу Big Data), презентации, роликидискуссии с преподавателями в мессенджерах и голосования в соцсетях – без интернета в бизнес-образовании теперь не обойтись, говорит директор по маркетингу и развитию школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров. Форумы, чаты, вебинары стали достойной альтернативой привычному offline-формату.

Оставайтесь с нами круглые сутки

Действительно, популярность он-лайн-образования постоянно растет. С недавних пор, говорит академический директор бизнес-школы «Сколково» Денис Конанчук, оно «стало драйвером развития сферы образования в целом». «Для сравнения: ежегодные темпы роста онлайн-обучения составляют 25%, а традиционного – 5%, – приводит данные эксперт. – В 2017 году более 70 млн человек по всему миру прошли удаленные курсы на крупнейших международных онлайн-платформах, более 25% из которых посвящены бизнес-дисциплинам. Другими словами, доступ к знаниям получили все, у кого есть интернет».

Возможные форматы онлайн-обучения значительно отличаются от традиционных, отмечает Денис Конанчук. «Лекции длятся не 45 минут, а состоят из небольших видео-фрагментов по 5–10 минут каждый, что больше соответствует способности современного человека удерживать внимание и интеллектуальную концентрацию, – объясняет он. – Последние годы наиболее востребованы так называемые «тьюториалы» – короткие видеоинструкции для представителей разных профессий. За несколько лет ведущими мировыми экспертами создано более 50 тысяч подобных тьюториалов». Для размещения учебных материалов используется современное программное обеспечение, добавляет руководитель программ МВА и проф-переподготовки экономического факультета МГУ им. Ломоносова, профессор Валентина Герасименко.

«Обучение через систему MOODLE3 – признанный международный стандарт дистанционного образования», – говорит она.
В отличие от традиционных методов обучения, онлайн-формат позволяет эффективно управлять собственным временем. «Дистанционные курсы доступны на онлайн-платформе университета 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, – говорит директор бизнес-школы МФЮА Кетлин Забелина. – Слушатели имеют доступ к необходимым учебным материалам (включая видео, презентации, статьи и онлайн-библиотеку с 20 тысячами электронных книг) через свои мобильные устройства или компьютер».

О пользе живого общения

shutterstock
©shutterstock

И тем не менее виртуальная реальность полностью подменить традиционные схемы образования не смогла. «В российских и зарубежных бизнес-школах наблюдается высокий уровень оттока среди слушателей дистанционного формата обучения, – говорит Кетлин Забелина. – Например, исследование, опубликованное в US & News Report в 2017 году, показало, что средний уровень отчисленных с программ MBA, обучающихся дистанционно в университетах США людей, составил 37%». Абсолютизировать возможности дистанционных образовательных технологий не стоит, соглашается декан факультета стратегического управления ИБДА РАНХиГС Александр Чеканский.

«Им не под силу организовать эффективное командное взаимодействие обучаемых в процессе обсуждения управленческих кейсов, при проведении дискуссий, форсайтов», – говорит он.

Именно поэтому большинство бизнес-школ практикуют смешанную форму обучения – так называемую Blended learning. «На протяжении последних 10 лет мы работаем в виртуальной среде, – говорит Федор Федоров. – Часть дисциплин преподается в очном формате, когда слушатели встречаются в аудиториях, например, по выходным. В остальные дни идет работа в виртуальном классе МИРБИС. Выполняются индивидуальные задания, проводятся совместные исследования, которые затем оценивает преподаватель».

И, конечно, онлайн-формат обучения по своей эффективности не сравнится с тем опытом, который студенты приобретают в зарубежных стажировках, на несколько дней, недель или месяцев полностью погружаясь в «живые» бизнес-процессы, одновременно совершенствуя владение деловой лексикой иностранных языков. Программы стажировок у школ могут отличаться, но суть у всех именно такая.

«Технология Blended MBA формируется из традиционной и дистанционной программ. Традиционная программа делится на две части. Вопервых, это учебные модули, ориентированные на усвоение знаний о закономерностях развития бизнеса и сущности эффективных управленческих технологий. Эта часть программы переводится в дистанционный формат. Вовторых, учебные модули, ориентированные на отработку практических навыков использования управленческих инструментов, где командное взаимодействие слушателей и очное общение с тренером является критически важным. В итоге примерно две трети программы проходят дистанционно и одна треть – в режиме очных занятий. Учебные модули дистанционной части программы МВА тоже неоднородны. Некоторые из них нацелены на овладение знаниями, которые с одинаковой эффективностью усваиваются и в коллективе, и индивидуально. Индивидуальное обучение может даже стать предпочтительнее. Эти модули предлагаются в виде специально разработанных онлайн-курсов. Другие дистанционные модули лучше усваиваются при коллективном обучении. Преподавание таких модулей ведется с эффектом присутствия в аудитории. С помощью современных 3D-технологий можно прослушать курс, виртуально присутствуя в реальной студенческой аудитории. Первая МВА в формате Blended стартовала в ноябре 2017 года. Она оказалась очень привлекательной прежде всего для управленцев из регионов. С учетом этого мы решили не дожидаться начала нового учебного года и открываем второй поток Blended МВА уже в апреле».

В качестве примера Григорий Аветов назвал выездные модули для обучающихся по программе Executive MBA. «Это три стажировки: в Лондоне, Нью-Йорке, Дубае, – рассказывает он. – Мы выбрали эти города как мировые деловые центры. Здесь рождаются масштабные проекты, заключаются глобальные сделки, принимаются решения, которые влияют на жизни миллионов людей». В частности, в Лондоне, поясняет эксперт, студенты знакомятся с практиками управления в глобальном контексте, со стратегиями выхода на международные рынки, особенностями международного маркетинга, кросс-культурными вопросами международного бизнеса.

«Отличие учебного модуля, который проходит в Дубае, в первую очередь в том, что там происходит знакомство с бизнесом Ближнего и Среднего Востока, – добавляет он. – То есть направление обучения не зацикливается только на европейском бизнесе, мы стремимся охватить как можно больше, показать учащимся, как может отличаться бизнес в зависимости от культурных особенностей, от образа жизни». А поездка в Нью-Йорк – «это полноценное знакомство и погружение в работу американских компаний», когда лекции по предпринимательству и инновациям чередуются с посещением этих компаний, встречами с авторами передовых проектов.

Научные школы и традиции – это то, в чем состоит главная сила всех ведущих университетов мира, будь то Оксфорд, Кембридж или МГУ им. Ломоносова, отметила, в свою очередь, Валентина Герасименко. «Однако бизнес-образование требует новых подходов и форм взаимодействия с аудиторией, – подчеркивает профессор. – Ведь слушатели – это успешные, амбициознные и во многом уже состоявшиеся специалисты в своей области. Возникает эффект взаимодействия – Knowledge Sharing, в котором происходит интеграция теоретических и практических знаний разных людей с разным бэкграундом в разных сферах бизнеса». Ни одна школа не даст ответов на все вопросы, не решит всех проблем. «Однако бизнес-образование призвано сформировать экономический интеллект, совокупность управленческих инструментов и подходов, что, в свою очередь, позволит правильно оценить ситуацию и найти оптимальное управленческое решение», – заключила Валентина Герасименко.

«Опыт реализации программ бизнес-образования в МИРБИС, в частности, для менеджеров высшего звена и собственников бизнеса, показал, что помимо новых управленческих знаний, разработки стратегии для компании, обмена опытом руководители предпочитают познакомиться с практикой международного бизнеса. В программу Executive MBA «Стратегическое и корпоративное управление» МИРБИС включен восьмидневный модуль Global Executive MBA, в рамках которого слушатели выезжают в компании и на предприятия, а также слушают лекции ведущих экспертов. Международный модуль проводится, как правило, во второй половине сентября в топовых школах бизнеса. Это, например, Bologna Business School (Болонья, Италия); Chapman Graduate School of Business (Университет Майами, США); COPPEAD Graduate School of Business (Рио-де-Жанейро, Бразилия); University of Stellenbosch Business School (Стелленбош – Кейптаун, ЮАР); Cranfield School of Management (Крэнфилд, Великобритания) или, например, Indian Institute of Management (Ахмедабад, Индия). Таких направлений в рамках Global Executive MBA девять. В отличие от множества предлагаемых на образовательном рынке стажировок, наш модуль предполагает обучение в интернациональных по составу группах по единой программе. Это позволяет расширить обмен опытом, знаниями и личными связями. Участие в международном модуле – возможность окунуться в культуру, традиции и практику международного бизнеса. По окончании обучения в рамках международного модуля Global EMBA выдается именной сертификат международного консорциума».

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".