Венецианская торговая республика 5-6 веков назад по праву считалась сильнейшим государством Италии. Она же была одной из наиболее развитых в сфере техники и экономики не только в своем регионе, но и вообще во всей Европе той эпохи. Serenissima Repubblica di Venezia, «Светлейшая республика Венеция», или республика Святого Марка, как называли свою страну ее граждане, тогда контролировала значительную часть Средиземного моря и могла на равных тягаться с крупнейшими державами своего времени.
Правившие Венецией аристократические кланы основывали свою власть и влияние на торговле. Не случайно «республика Святого Марка» стала родиной первых банков Европы. На венецианских берегах Адриатики они зародились еще в XII веке, а в 1318 году здесь были приняты первые подробные законы, регулирующие банковскую деятельность.
Венецианцы отличались и страстью к экспериментам в самых разных сферах жизни. Эти эксперименты породили знаменитые на всю средневековую Европу венецианские зеркала и столь же популярное муранское стекло, господствовавшее на столах европейских богатеев до появления хрусталя и фарфора. Удачные эксперименты со стандартизацией и поточным методом производства боевых кораблей позволили Венеции в 1571 году разгромить огромный турецкий флот в битве при Лепанто (именно в этой битве потерял руку Мигель де Сервантес, сражавшийся на стороне венецианцев будущий автор «Дон Кихота»).
Однако в те же годы власти Венеции провели банковский эксперимент, оказавшийся не столь удачным. Дело в том, что казну республики серьезно уменьшили затяжные войны с Османской империей. Сражения с турками за Крит и Кипр подрывали морскую торговлю, и власти Serenissima Repubblica попытались поправить свое финансовое положение за счет банкиров.
Сначала власти действовали тонко – они фактически запретили банкам Венеции заниматься какой-либо коммерцией, законодательно подняв суммы разрешенных для банков коммерческих сделок на запредельную высоту. Цель была простой – в таких условиях банкирам не оставалось иных альтернатив для инвестирования вкладов клиентов, кроме кредитования государства.
Однако обремененная войнами республика возвращала кредиты неохотно и с большими просрочками. Это привело к тому, что из 103 частных банков, работавших в Венеции в начале XVI века, к исходу столетия разорились 96.
Обеспокоенные власти республики сначала ввели обязательное резервирование средств банков – внушительную по тем временам сумму 25 тысяч золотых дукатов. В Венеции того времени хороший ремесленник зарабатывал 24 дуката в год, а самая популярная картина Тициана, лучшего венецианского художника той эпохи, оценивалась в 11 дукатов.
Затем власти учредили институт финансовых контролеров для надзора за банками и, наконец, ввели особые государственные экзамены для желающих стать банкирами. Когда все эти меры не остановили банковский кризис, руководители республики – сенаторы Николо Контарини и Франческо Морозини – предложили то, что мы сегодня назвали бы «национализацией».
В 1584 году был издан особый декрет, по которому «для оживления торговли и предпринимательства» создавался государственный банк и запрещались частные банки, вся финансовая сфера объявлялась монополией республики. Управление единственным банком возлагалось на государственную коллегию из трех «директоров» и трех «контролеров». Государственный декрет особо оговаривал, что единственный банк не будет пускать вклады в оборот и не будет уплачивать за вклады какие-либо проценты.
Первый эксперимент с «национализацией» оказался неудачным. Быстро выяснилось, что назначенные чиновники не справляются с задачей, а финансовое положение республики не меняется к лучшему. Тогда к управлению единственным госбанком попытались привлечь опытных частных банкиров, объявив конкурс на должности «директоров». Когда и из этой затеи ничего не вышло, республика Святого Марка сдалась, в 1596 году разрешив вновь создавать частные банки.