Проблемы малого роста
В первом полугодии 2018 года рост рынка факторинга составил 37% по портфелю и 43% по выплаченному финансированию в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные приводит Ассоциация факторинговых компаний (АФК) в своем очередном обзоре. На фоне других секторов финансового рынка такие темпы роста могли бы показаться аномальными и предвещающими надувание «факторингового пузыря», если бы не абсолютные цифры. Факторинговый портфель в размере 427 млрд рублей – это чуть более одного процента от портфеля корпоративных кредитов (по данным ЦБ РФ – 34,4 трлн рублей на 1 июля 2018 года).
«О каком «пузыре» можно говорить, если оборот рынка факторинга в России в 2017 году был 33,8 млрд евро, а в Польше – 44,3 млрд евро? – удивляется генеральный директор «Дженерал Факторинг» Роман Огоньков. – Объем нашего рынка не превышает 3% от ВВП России – это очень скромно по сравнению со странами Евросоюза, где аналогичный показатель составляет в среднем 7–8%».
По мнению начальника банковского управления Металлинвестбанка Александра Прохорова, росту факторинга способствуют нестабильная ситуация в банковском секторе, повышенный спрос на продукт со стороны компаний, не имеющих доступа к банковским кредитам, и укрупнение бизнеса недавно вышедших на рынок факторинга игроков.
«Факторы наращивают финансирование известных им контрагентов из секторов с низкими рисками» – так объясняет высокие темпы роста рынка директор дирекции факторингового обслуживания МКК «СимплФинанс» Сергей Авдюхин. И предлагает обратить внимание не на портфель, а на количество клиентов и дебиторов – здесь показатели рынка факторинга коррелируют с другими секторами экономики. По данным АФК, число активных клиентов факторов за последние 12 месяцев снизилось на 2%, до 4,4 тысячи компаний, число дебиторов – на 11%, до 7,8 тысячи.
Назло кредитам
«Факторинг не является продуктом–конкурентом для кредита, это два финансовых инструмента, выполняющие каждый свою функцию и направляемые на разные цели клиентов», – убеждает управляющий директор по продажам «Сбербанк Факторинг» Александр Пестов. «Хотя российский рынок факторинга способен приятно удивлять крупных клиентов низкими ставками, никогда и нигде в мире факторинг не продавался по стоимости кредитования», – напоминает Роман Огоньков, подчеркивая, что факторинг – это комплекс услуг и его прямое сопоставление с кредитованием уместно далеко не всегда.
Для факторов очень важна оперативность во всем. Что подразумевает высокую скорость рассмотрения заявок и заключения договорных отношений. Клиент должен иметь возможность получить финансирование сразу после подтверждения поставок по электронным каналам связи. Также очень важен максимальный территориальный охват, позволяющий обслуживать контрагентов на всей территории страны.
Все вышеперечисленное реализовано в компании «СимплФинанс». В настоящее время мы особенно пристальное внимание уделяем электронному документообороту и считаем это направление развития ключом к идеальному клиентскому сервису, минимизации операционных и кредитных рисков, стабильному и удобному администрированию и архивированию. В рамках этого вектора развития мы развиваем и внедряем как собственные разработки и алгоритмы, так и принимаем активное участие в цифровых проектах других факторов, которые позволяют получать синергетический эффект в количественном и качественном росте на рынке факторинговых услуг».
Однако на практике факторинг предлагается клиентам именно как альтернатива кредитам на пополнение оборотных средств и овердрафтам. Так, по словам Сергея Авдюхина, факторинговые комиссии практически сравнялись со ставками по кредитам, и эта ситуация не изменится до тех пор, пока качество факторинговых портфелей будет оставаться стабильным. «Стоимость факторинга уже не уступает кредитным продуктам», – подтверждает Александр Прохоров из Металлинвестбанка, напоминая, что при кредитовании, в отличие от факторинга, дебиторская задолженность не рассматривается в качестве надежного обеспечения и банки требуют в залог основные средства.
Помимо стоимости конкурентоспособность факторинга повышает рост сделок без права регресса, при которых фактор принимает на себя риск неоплаты поставок своих клиентов. По данным АФК, доля финансирования по договорам факторинга без регресса за 12 месяцев выросла на 14 процентных пунктов – до 59% от общего объема выплат, а в совокупном портфеле рынка доля «безрегресса» еще выше – 64%. Еще два года назад повышение предложения факторинга без регресса участники рынка называли одним из драйверов роста количества клиентов. Поскольку этого не произошло, рынку, очевидно, придется искать новые драйверы. Но сделать это будет непросто…
Рынок без баланса
Пытаясь конкурировать с банковскими кредитами по стоимости и уровню принимаемого риска, рынок, похоже, оказался в ловушке: крупные и надежные клиенты и дебиторы испытывают избыток предложения факторинга, а малые и средние компании считаются «проблемным сегментом» для факторов так же, как для банков. В итоге рынок факторинга разделяется на «рынок продавца» с избытком предложения в сегменте крупного бизнеса и «рынок покупателя» с дефицитом предложения в сегменте МСП.
По мнению Сергея Авдюхина, рынок факторинга сейчас скорее можно оценить как «рынок покупателя». Несмотря на то, что из-за экономических неурядиц финансовое положение многих компаний оставляет желать лучшего, предложений на рынке факторинга очень много, и даже экономически «слабый» клиент может диктовать свои условия факторам, выторговывать наименьшую стоимость обслуживания.
«Самым «капризным» клиентом по факторингу является крупный бизнес – у него больше возможностей повлиять на условия, которые может предложить тот или иной фактор», – добавляет Александр Прохоров.
«Оптимальным состояние рынка можно назвать, если он растет как в объемах, так и в марже факторов, причем стоимость риска снижается или хотя бы остается неизменной, – говорит Роман Огоньков. – Не уверен, что мы в ближайшее время увидим такое счастье, хотя бы потому, что экономика в таком случае должна демонстрировать высокие темпы роста».
Без банков не обойтись
Классическим решением проблемы дисбалансов на рынке могло бы стать повышение эффективности бизнеса факторов в сегменте крупного бизнеса и расширение предложения факторинга в сегменте МСП.
Как отмечает Александр Прохоров, эффективность деятельности фактора определяется рентабельностью проводимых им операций и его способностью максимизировать прибыль при соблюдении необходимого уровня риска. «Наша бизнес-модель является одной из эффективных на рынке факторинга, – утверждает Александр Пестов. – На это указывают высокая динамика клиентской базы и ряд других показателей в сравнении с факторами из топ 5 рынка. Мы постоянно измеряем необходимые показатели эффективности и рентабельности, которые помогают корректировать внутреннюю работу компании».
Однако данные о рентабельности факторинга в отдельных сегментах или по рынку в целом остаются недоступными – факторы не раскрывают свои показатели, а АФК или рейтинговое агентство «Эксперт РА» их не публикуют. В этих условиях базой для сравнения остаются банки. Так, по оценке Сергея Авдюхина, рентабельность на рынке факторинга невысока и почти сравнялась с рынком кредитования. Аналогичного мнения придерживается Роман Огоньков: «Прозрачность была бы нужна потенциальным инвесторам или тем, кто их ищет, а раз подавляющее большинство факторинговых компаний фондируются материнскими банками либо сами являются таковыми, такой потребности нет», – добавляет он.
В начале 2018 года опрошенные «Профилем» участники рынка заявляли об отсутствии проблем с фондированием для финансирования клиентов. Спустя полгода, несмотря на ожидание санкций, снижение курса рубля и продолжающуюся расчистку банковского сектора регулятором, для факторинга мало что изменилось.
Для этого мы постоянно развиваем сотрудничество с крупнейшими дебиторами РФ, совершенствуем технологическую часть нашего взаимодействия с клиентами. Во втором полугодии 2018 года Металлинвестбанк планирует продолжить увеличивать количество крупных дебиторов, с которыми мы работаем, прорабатывая потребности потенциальных и действующих клиентов».
«Являясь частью Группы Сбербанк, мы не испытываем проблемы с ликвидностью, – говорит Александр Пестов из «Сбербанк Факторинг». – Считаем, что ожидаемые санкции не повлияют в значительной степени на реализацию наших планов».
Александр Прохоров указывает, что Металлинвестбанк для работы в сегменте МСБ наряду с собственной ликвидностью традиционно привлекает средства в рамках специальных программ МСП Банка. «Состояние российской банковской системы на нас влияния не оказывает, – говорит Роман Огоньков. – «Дженерал Факторинг» является 100-процентной «дочкой» европейской компании и фондируется за счет средств, предоставляемых акционерами».
«Игроки, испытывающие сложности с фондированием, просто уходят с рынка. Таких немного, – констатирует Сергей Авдюхин из МКК «Симпл-Финанс». – На текущий момент факторинговые компании, работающие с сегментом МСБ, в большинстве своем используют собственные средства акционеров. Заемные слишком дороги».
Факторы и новаторы
Вторая задача для преодоления дисбаланса рынка – расширение предложения факторинга в сегменте малого и среднего бизнеса. Наибольшее число таких клиентов сосредоточено в регионах, и дотянуться до них базирующимся преимущественно в Москве факторам возможно только через интернет – с применением удаленной идентификации и юридически значимого документооборота (ЮЗДО).
Александр Пестов предлагает сосредоточиться на популяризации цифрового факторинга и разработке электронных площадок с готовыми решениями, к которым легко подключиться из любой точки страны: «Определенно к цифровым инновациям в регионах относятся с опасением. Но стоит отметить высокий уровень доверия к крупным игрокам рынка. Мы выступаем не только в роли факторов, но и в роли новаторов», – говорит представитель «Сбербанк Факторинг».
По словам Романа Огонькова, у факторов есть три пути к цифровому факторингу для МСП: дождаться органического проникновения digital- решений в жизнь обычного человека, а не предпринимателя или менеджера, дать ценовые преференции или послабления в риск-менеджменте для компаний, применяющих ЮЗДО и электронную верификацию, или обязать контрагентов к использованию цифровых технологий на законодательном уровне (по примеру внедрения онлайн-касс). Все три пути, согласно майским указам президента России, должны сойтись к осени 2020 года: в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» к этому сроку ожидается создание «электронной платформы для развития факторинга».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".