Lada Niva Travel: реальный "проходимец" за небольшие деньги
Когда первые, шпионские фото обновленной «Нивы» появились в сети (было это пару месяцев назад), количество просмотров в первый же день перевалило за миллион, а комментариев – десятки тысяч. Причем неравнодушных не было. Одним новый дизайн очень понравился, другим – категорически нет, а третья уверяли, что его «слизали» с Toyota (Mitsubishi, LandRover, etc).
Но теперь, когда я увидел новинку вживую, понял – она притягивает к себе огромное количество взглядов! Особенно в Самарской области, где проходил тест-драйв: там классическая «Нива» или Chevrolet Niva «живут» практически в каждой второй семье. Поэтому интерес к этой модели – потребительский, и в первую очередь местные спрашивают про цену. Ведь если дороги оставляют желать лучшего, а денег на покупку не слишком много, российский внедорожник порой становится единственным выбором. А если еще и дизайн нравится… Мне как раз кажется, что модель рестайлинг не испортил, а только придал современные черты.
Путешествие во времени
За четверть века Lada Niva Travel поменяла немало имен: ВАЗ-2123, Chevrolet Niva, просто Lada Niva… По сути, эта модель – преемник ВАЗ-2121 «Нива». Она тоже имеет постоянный полный привод на четыре колеса, двухступенчатую раздаточную коробку и межосевой блокируемый дифференциал. Разрабатывать ее начали еще в 90-х годах прошлого века, но мелкосерийную сборку ВАЗ-2123 удалось организовать на опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа только в 2001 году. Денег у завода на то, чтобы запустить модель в серию, после кризиса 1998 года не было, одни долги; вот и пришлось искать богатых партнеров.
В 2002 году было заключено соглашение с американской компанией General Motors и ЕБРР о создании СП «GM-АВТОВАЗ»: лицензию на модель ВАЗ-2123 и права на бренд «Нива» передали совместному предприятию. Модель совместными усилиями довели до ума, и с 2002 года в Тольятти на собственном заводе СП выпускали и продавали как Chevrolet Niva. Вполне успешно, между прочим: за эти годы выпущено свыше 750 тыс. автомобилей.
В самом удачном, 2013 году, в Тольятти собрали почти 60 тыс. «шнив»; но в любом случае на проектную мощность (100 тыс.) завод так ни разу и не вышел. Хотя, говорят, затраты полностью окупились уже через три года после запуска. В декабре 2019 года АвтоВАЗ выкупил долю General Motors в совместном предприятии, и с июля по декабрь 2020 года модель продавали как Lada Niva. А рестайлинговая версия автомобиля получила имя Lada Niva Travel.
Найти 100 отличий
Итак, основные (и по сути – главные) различия между новой Niva Travel 2021 и обычной Chevrolet Niva – во внешности передней части. Профиль в целом остался прежним. Но передняя часть – новая, более брутальная, чем у предшественницы. Фары – совершенно новые, современной формы, и вообще дизайн определенно удался: Niva заметно помолодела. А еще дизайнеры изменили форму передних крыльев и капота, придумали новые бампер, решетку радиатора и пластиковый обвес по кругу. Благодаря накладкам колесные арки выглядят рубленными и почти квадратными.
Словом, получился практически новый автомобиль – причем малой кровью. Ведь денег на рестайлинг, судя по всему, выделили совсем негусто… А вот в плагиате я дизайнеров бы упрекать не стал. Да, похожие черты присутствуют во многих моделях разных марок, но при этом наша Niva никого впрямую не копирует, просто – в тренде.
Сзади изменений меньше, но оптика совсем новая. И благодаря этому, а также новому бамперу, облик задней части тоже изменился. А еще у модели Travel в «богатых» комплектациях появилась камера заднего вида. Да еще с омывателем! (У меня на автомобиле, который стоит вдвое дороже, такой нет.) Включается он одновременно с омывателем заднего стекла. Такая вот уникальная для своего класса опция; для «правильного» внедорожника точно не лишняя вещь.
А вот в салоне изменений практически нет. Тот же грубый пластик и обилие мелких кнопок на панели. Разве что появился на руле новый логотип вместо Chevrolet, но никаких обязательных для современной модели кнопок на нем нет. Сенсорный экран мультимедийной системы появился раньше, еще несколько лет назад (в топовых комплектациях). Кстати, к мультимедиа претензий нет – работает она быстро. Есть даже навигация Navitel.
На панели под резинкой спрятаны разъемы для USB и SD-карты. Кстати, еще один USB-порт есть под подлокотником. А вот колесики системы управления климатом – старые, из 90-х годов прошлого века. Те же претензии и к комбинации приборов. Зато сама печка работает отлично, прогревает салон очень быстро. Вообще в плане комфорта зимой Niva молодец: есть подогрев передних сидений и электрообогрев лобового стекла.
По долинам и по взгорьям
И в техническом плане изменений нет. Под капотом – все тот же единственный двигатель 1,7 л с 8 клапанами и мощностью 80 л.с. И коробка та же – пятиступенчатая механика, причем круглый набалдашник рычага КП по-прежнему свободно крутится вокруг своей оси (впрочем, и набалдашник рычага раздатки – тоже). Никакого другого мотора для Niva Travel не предвидится (особенно в свете объединения марок Lada и Dacia). Так что, возможно, это обновление будет последним для модели.
А что по-прежнему отлично – это «честный» полный привод. У Niva постоянный полный привод, есть блокировка межосевого дифференциала и пониженная передача. Клиренс – 220 мм, углы съезда и въезда – 35° и 37° соответственно. И Niva по-прежнему впечатляет на бездорожье, но об этом чуть позже.
На трассе, в городе едет Niva Travel хорошо, только успевай поигрывать рычагом коробки передач. Да, двигатель по-прежнему шумный, «раздатка» подвывает, мощности мотора иногда не хватает, разгон до «сотни» занимает мучительные 19 секунд, а расход топлива в районе 11 литров (в смешанном режиме), но из городского потока автомобиль не выбивается. И ход у нее плавный, главное, не суетиться и правильно выбирать передачи. А к подвеске вообще претензий нет. Она отлично настроена под неровности наших дорог и без проблем «глотает» любые ямы.
Причем плохие дороги и бездорожье – это родная стихия Niva Travel. Можно свернуть с асфальта где захочешь, и Niva неспешно, но уверенно прет по заснеженному полю, преодолевает глубокие канавы, чувствует себя как дома на дороге, где, кроме нее, проходят только полноприводные лесовозы… Порой это порождает опасное чувство вседозволенности: я вот попытался взять штурмом заснеженный холм. Не удалось! Но на обычном кроссовере я бы даже не подумал туда сунуться, а Niva, хоть вверх и не заехала, но не застряла, и после недолгой раскачки взад-вперед (мастерство не пропьешь!) вернулась на твердую дорогу. Пришлось только включить «понижайку» и блокировку межосевого дифференциала (хотя, чтобы сделать это, нужна определенная сноровка). Зато с таким внедорожным вооружением машина уверенно проезжает везде. За это ее и любят.
Цены радуют
Что очень приятно: рестайлинговый автомобиль прибавил в цене совсем немного – от 10 до 20 тыс. рублей. Базовая комплектация Classic стоит 747 900 рублей. Средняя Comfort – 804 900 рублей. Здесь появляются кондиционер, подогрев сидений, подлокотник кресла водителя и 15-дюймовые колеса. Комплектация Luxe (890 900 руб.) еще богаче: мультимедийная система с сенсорным экраном, камера заднего вида, обогрев переднего стекла и вторая подушка безопасности.
Как выбрать новый автомобиль в нынешних непростых финансовых условиях
Есть еще две версии Off-road; на самом деле это расширения для комплектаций Comfort и Luxe. Добавляются черные накладки на арки, 16-дюймовые диски с внедорожной резиной и пижонский шноркель. В салоне – черный потолок. Доплата в цене не слишком велика. Так, Off-road Niva Travel в максимальной комплектации обойдется в 905 900 рублей.
Совершенно точно, заслуженную Niva (почти 20 лет на конвейере!) рано списывать и отправлять на покой. Пусть рекордных продаж не было, но стабильный спрос (от 30 до 60 тыс. машин в год) модель обеспечивала. И уверенно держалась в списке бестселлеров, несмотря на единственный слабый мотор и устаревший дизайн. И вот теперь внешность освежили, сохранив при этом великолепные ходовые качества на бездорожье.
Поэтому в регионах Niva Travel еще долго будет пользоваться популярностью, ведь это один из самых доступных вездеходов на рынке. Между прочим, АвтоВАЗ сегодня позиционирует Niva Travel как автомобиль, ориентированный на людей 30+. При этом 90% их них – суровые мужчины, которые увлекаются охотой, рыбалкой и путешествиями. И Niva Travel – брутальный автомобиль для настоящих мужиков, реальный «проходимец» за небольшие деньги.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".