Автомобили с «чужими» деталями не допустят до техосмотра
В прохождении техосмотра теперь смогут отказать, если оператор выявит несовпадение номеров кузова, рамы, кабины, шасси транспортного средства с данными, указанными в регистрационных документах. Кроме того, он должен будет занести эти сведения в единую информационную систему. Такие нормы содержатся в новых правилах техосмотра, разработанных МВД. Соответствующий проект постановления правительства ведомство разместило на портале проектов нормативных правовых актов. Предполагается, что новые правила вступят в силу летом этого года.
Нововведение направлено на борьбу с перебитыми номерами – при выявлении подозрительной машины с измененными компонентами оператор техосмотра передаст информацию в базу данных ТО, доступ к которой есть у ГИБДД. Однако изменения затронут и автомобили, детали которых имеют ржавые или нечитаемые номера. Под санкции подпадут и законопослушные водители, заменившие детали после аварии, но забывшие внести данные в регистрационные документы.
Путь без маркировки
Действующие правила техосмотра были утверждены постановлением правительства еще в 2011 году, после вступления в силу закона «О техническом осмотре», регламентирующего порядок его прохождения. Проводить техосмотр могут только аккредитованные операторы, как государственные, так и негосударственные.
Согласно правилам, эксперт-техник и сейчас должен сначала проверить соответствие автомобиля документам, но конкретики прописано не было. МВД уточняет, что сверять необходимо номера компонентов транспортного средства (кузова, рамы, кабины, шасси) и данных, содержащихся в документе, идентифицирующем автомобиль.«При несоответствии номеров компонентов транспортного средства с данными, указанными в представленных документах, оператор технического осмотра отказывает заявителю в оказании услуг по техническому осмотру. При этом в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра оператором технического осмотра делается запись о выявленных несоответствиях», – сказано в проекте новых правил.
Как говорится в пояснительной записке, за девять месяцев 2018 года сотрудники органов внутренних дел выявили более 5,3 тыс. транспортных средств с измененной или уничтоженной маркировкой. В 2017 году таких было выявлено более 8,2 тыс. Оператор во время техосмотра не может гарантировать тождественность представленного автомобиля заявленному в документах из-за отсутствия единого порядка действий по идентификации машины. В итоге допуск к участию в дорожном движении вместе с диагностической картой может получить машина, которая фактически не проходила техосмотр.
Штрафу быть
Проверка как можно большего количества параметров при проведении технического осмотра сводит к минимуму возможные проблемы с машиной в процессе эксплуатации, поясняет директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов.
«Номера составляющих ТС позволяют проследить историю их создания и использования, а также свериться с базой возможных украденных автомобилей. Однако эта сверка никак не повлияет на эксплуатационные характеристики машины», – объясняет Миронов.
К сожалению, в российской практике нередки случаи, когда водители получают диагностическую карту на ТС без осуществления физического осмотра представителем сертифицированного оператора. Данные заносятся со слов водителя и не проходят проверку. Если исключить эти случаи, то практика сверки номеров агрегатов также поможет предотвращать махинации с машинами.
Указанные меры направлены на предотвращение распространения поддельных диагностических карт, а также на выявление транспортных средств с «темной» историей и, таким образом, способствуют декриминализации процедуры технического осмотра, считает генеральный директор юридической компании «Глазунов и Семенов» Валерий Глазунов. По его мнению, за невнесение номеров несущих элементов в единую информационную систему должны быть установлены штрафы, аналогичные штрафам за невнесение сведений о допуске или отсутствии допуска использования ТС, – до 5 тысяч рублей для должностного лица и до 300 тысяч рублей – для организации.
ТО + ТО
Процедура техосмотра нуждается не в нагрузке дополнительными функциями, а в реформировании, уверен координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его словам, логично было бы объединить техосмотр и техобслуживание в одну полноценную процедуру.
«Сейчас автомобилисты практически не обслуживаются в гаражах, а ездят на специализированные станции технического обслуживания – СТО. А там вместе с техническим обслуживанием автомобиля проводят и диагностику, фактически техосмотр. Таким образом, сама по себе процедура техосмотра себя изжила. Если я приехал на станцию технического обслуживания, которая является авторизованным сервисом, то в этом случае пройденное мной техническое обслуживание должно засчитываться мне в том числе как диагностика. Просто этот сервис нужно обязать во время обычных работ проверять состояние дисков, колес, тормозной системы и рулевого управления. В этом случае получается совмещение двух процедур, экономия денег и времени», – говорит Шкуматов.
Эксперт убежден, что от этого выиграют и сами автомобилисты, потому что у них появится дополнительная мотивация проводить техобслуживание не в гараже, а в авторизованном сервисе. Проводить техосмотр можно с такой же периодичностью, как сейчас техобслуживание, – каждые 15 тыс. км пробега, а не раз в год-два, как сейчас, – это будет гораздо чаще при активной эксплуатации машины.
Страховщики, вносящие данные в единую информационную систему, конечно, обмениваются данными с ГИБДД, но те прекрасно справляются с отслеживанием перебитых номеров другими способами, считает Шкуматов. Скорее всего, новые правила только подстегнут коррупцию при выдаче диагностических карт.
Борьба с фальшивками
Между тем 13 декабря Государственная дума приняла в первом чтении правительственный законопроект, вводящий фото- и видеофиксацию процедуры техосмотра. Таким образом правительство предложило бороться с мошенничеством при получении диагностических карт – выдачей таковых без проведения положенных процедур. Также устанавливается ряд требований к производственно-технической базе пункта техосмотра. В частности, предусматривается установление его пропускной способности, которая будет рассчитываться по специальной методике. Проверка правильности расчетов будет возложена на Российский союз автостраховщиков.
Саму диагностическую карту можно будет оформить в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью технического эксперта, осуществлявшего диагностику.
Кроме того, правительство предлагает увеличить наказание для операторов и штрафы для водителей за нарушение порядка техосмотра и ввести уголовную ответственность за проведение техосмотра оператором, не имеющим аккредитации. Цель поправок – борьба с фальшивыми диагностическими картами, выданными без реального проведения техосмотра, наличие которых стало распространенной проблемой в России. Это «приводит к росту числа дорожно-транспортных происшествий, обусловленных технической неисправностью транспортных средств», говорится в сопроводительных документах.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".