24 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Cын полицейского против дочки пастора
Политика

Cын полицейского против дочки пастора

Выдвижение Мартина Шульца кандидатом в канцлеры от СДПГ вселило в товарищей по партии веру в возможность успеха. Политик без опыта работы в федеральном правительстве отличается честолюбием и волей к власти. В ведомстве канцлера его уже боятся. Если Шульцу удастся вывести свою партию из затяжной депрессии, это может изменить характер всей кампании. Если до сих пор Меркель удавалось «демобилизовать» сторонников политических конкурентов, то теперь ей нужно вывести на выборы собственный электорат. Это будет непросто.

Шульц не привык скрывать cвоих амбиций. Он сияет, вышагивая по коридорам берлинской политики, так, будто уже стал канцлером… С учетом плачевного положения Социал-демократической партии Германии (СДПГ) кому-то это покажется мегаломанией. Но в недавнем опросе телеканала ARD канцлерский рейтинг Шульца не уступает Меркель. В случае прямых выборов на этот пост за него, как и за нее, отдали бы свой голос 41% граждан.

Если Шульцу удастся вывести товарищей по партии из затяжной депрессии, это может изменить характер всей кампании. Если до сих пор Меркель удавалось «демобилизовать» сторонников политических конкурентов, то теперь ей нужно вывести на выборы собственный электорат. Это будет непросто.

Главной интригой следующих восьми месяцев станет борьба между Шульцем и Меркель. Это поединок двух политиков, давно и хорошо знакомых друг с другом. Будучи председателем Европарламента, Шульц не останавливался перед словесной конфронтацией с Меркель. С другой стороны, он чуть ли не каждый день говорил с ней по телефону. Гордился, что у него был номер ее мобильника. Он ценил ее обстоятельность, надежность, знакомство с деталями. И теперь он едва ли станет предпринимать против нее слишком уж масштабные или агрессивные шаги.

Он догадывается, что люди этого не поймут.

Шульц намерен делать основной упор на собственные плюсы, а не на минусы Меркель. И тем не менее он не сможет замалчивать ее слабые стороны: разногласия между ХДС и ХСС и то, что Меркель занимает пост канцлера уже 11 лет. Шульц делает ставку на накопившуюся усталость от Меркель в обществе.

То обстоятельство, что Шульц стал председателем и кандидатом на пост канцлера от старейшей демократической партии Европы, являет собой его триумф над собственной биографией, начало которой ничего хорошего не предвещало. Шульц рос в семье сельского полицейского в нескольких километрах от границы с Нидерландами и Бельгией. Он мечтал стать профессиональным футболистом, в 11-м классе дважды оставался на второй год и так и не смог окончить школу, поскольку предпочитал проводить время на поле. Мечты разбились, когда Шульц во время игры получил травму колена. Тогда он решил выучиться на книготорговца, но увлекся алкоголем. По настоянию брата Шульц лег в клинику, специализирующуюся на психосоматических заболеваниях. Там ему объяснили причины его зависимости от алкоголя: все дело в пропасти между требованиями к себе и собственными возможностями. Юноша, склонный к повышенной самооценке, научился тогда критически смотреть на себя, говорил он впоследствии. После успешного прохождения терапии Шульц открыл книжный магазин в Вюрзелене. До того, что другим рассказывают в школах и университетах, Шульц доходил сам, прочитывая целые книжные шкафы. В 1987 году, в возрасте 31 года, его избрали мэром Вюрзелена. А семь лет спустя он отправился в Европарламент, где проработал 22 года – сначала депутатом, затем главой фракции социал-демократов и, наконец, председателем Европарламента.

Противники Шульца попытаются представить его одним из европейских функционеров, которые вызывают все менее теплые чувства. Та страстность, с которой он боролся за Европу, за интеграцию на континенте, теперь может быть использована против него. Однако при всем энтузиазме Шульц всегда оставался реалистом. Чтобы спасти европейский проект, нужно изменить Евросоюз: «Я тоже не сторонник европейского супергосударства», – говорит он.

Упреки в дефиците правительственного опыта Шульц будет парировать напоминанием об 11 годах на посту мэра Вюрзелена. «Повседневной жизнью занимается не бундестаг, а ратуша, – подчеркивает Шульц. – И потому с повседневной жизнью я знаком лучше, чем многие мои коллеги в Берлине».

Решающее значение будет иметь, удастся ли кандидату от социал-демократов сразу дать всем понять, что он минимально связан с политикой СДПГ последних десятилетий. Ведь с 1998 года его партия только четыре года не участвовала в формировании федерального правительства; большинство премьер-министров земель – члены СДПГ. Как при этом можно убедительно критиковать положение в стране? Как объяснить людям, что с канцлером Шульцем многое должно измениться?

В верхушке фракции ХДС/ХСС подчеркивают: программа Шульца никак не является противоположностью тому, за что обещает бороться Меркель. И в тех местах, которые у Меркель можно назвать слабыми, он еще более уязвим: это и некритическая восторженность Евросоюзом, и призывы спасать греков, и особенно политика в отношении беженцев.

Сколько бы очков ни растеряла канцлер из-за своего курса в условиях кризиса с беженцами, социал-демократ Шульц едва ли сможет их подобрать. Он не станет критиковать гуманитарные решения Меркель в силу собственных убеждений. «То, что несут с собой беженцы, дороже золота, – заявил он в июне в своей речи в одном из вузов Гейдельберга. – Это упование и даже непоколебимая вера в европейскую мечту».

Публикуется в сокращении.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".