Легким голосованием республика превращается
В Киргизии прошел референдум о внесении в Конституцию страны 26 изменений, основное из которых — значительное усиление полномочий премьер-министра. 79,6% голосовавших одобрили изменения, только 15% проголосовали против, передает киргизский Центризбирком. Явка, опять же по данным ЦИК, составила 42% при 30%, необходимых для легитимности референдума.
Изменения в Конституции позволят премьер-министру назначать и увольнять правительственных министров и губернаторов в обход президента. Также премьер-министр получит решающий голос в формировании бюджета страны, расширятся его полномочия в принятии военных и законотворческих решений. Критики нынешнего президента Алмазбека Атамбаева, инициатора референдума, говорят о его будущей «рокировке» на место премьера — в следующем году кончается его президентский срок, и, несмотря на его неоднократные заявления об уходе из политики, многие ждут именно такого развития событий. Лояльные Атамбаеву силу уверены, что эти изменения усилят парламент и систему сдержек и противовесов, выстроенных между разными ветвями власти.
Отдельные вопросы у межуднародного сообществе вызывают изменения в статье 36 и в статье 41. В 36-й статье «Люди, достигшие возраста согласия могут пройти бракосочетание и создать семью» будет заменено на «Мужчина и женщина, достигшие возраста согласия, могут...». В 41-й статье «У каждого есть право в соответствии с международными нормами обращаться в международные органы защиты прав человека в случае попрания их прав и свобод» будет заменено на «В случае, если международные органы подтвердят попрание прав и свобод кого-либо, Киргизская республика примет меры по возмещению нанесенного ущерба». В первом случае международных наблюдателей беспокоит возможное ограничение прав киргизского ЛГБТ-сообщества, во втором — отмена приоритета международных договоров в области прав человека над другими международными договорами.
Некоторые из изменений явно введены в угоду киргизским националистам, которые, которые сейчас находятся на пике своего политического расцвета. В частности, новый текст Конституции провозглашает «развитие [киргизского] языка и культуры» как один из основополагающих принципов киргизской государственности. Также поправки в Конституцию допускают ситуацию лишения некоторых лиц гражданства (раньше такое было недопустимо, во всяком случае на бумаге — прим.), прежде всего, замеченных в связях с радикальными исламистскими группировками.
Конституция до нынешних изменений была принята на референдуме в июне 2010 года, сразу после свержения президента Курманбека Бакиева. Тогда форма республики была изменена с президентской на парламентскую, и Киргизия стала первой страной подобного типа в истории Средней Азии.
Несмотря на бурное революционное прошлое Киргизии (две революции за первое десятилетие XX в. — прим.), нынешние изменения Конституции вряд ли приведут к дестабилизации, полагает научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии РАН Станислав Притчин. «Основная цель этой реформы — создание условий для того, чтобы серьезной дестабилизации не случилось. Киргизия — самое либеральное государство региона, но не прошедшее проверку работы именно как парламентско-президентская республика. В начале правления Атамбаева первое слово было за парламентом, и тогда возникли сложности с выработкой решений — депутаты парламента тянули одеяло на себя, и было сложно выработать единую линию», — объяснил эксперт «Профилю».
Только после выстраивания единой вертикали через крупнейшую фракцию Социал-демократической партии Киргизстана (которую возглавляет Атамбаев, — прим.), ситуация более-менее стабилизировалась, говорит Притчин. «В условиях, когда Атамбаев не собирается баллотироваться на следующий пост, так как это запрещено конституцией, и не собирается в дальнейшем участвовать в политике как премьер-министр, возникают сложности с поддержанием стабильности в республике, потому что непонятно, какая будет преемственность — среди 4-5 человек, которые имеют шансы в следующем декабре избраться в качестве президента, нет ни одного, кто бы представлял правящую Социал-демократическую партию. Поэтому Атамбаев и принял решение максимально усилить парламент», — отметил эксперт.
Впервые в истории Киргизии будут созданы условия для сохранения депутатских мандатов членов правительства, выходящих из парламента. Таким образом, если произойдет политический кризис, члены правительства остаются депутатами и могут участвовать в его разрешении на парламентском уровне. Это, по мнению Притчина, создает предсказуемую ситуацию. «Скорее всего, в следующем электоральном цикле правительство будет строиться вокруг СДПК и ее парламентской коалиции», — прогнозирует Притчин.
С возможной «рокировкой» Атамбаева в премьерское кресло имеются сложности — он не является депутатом парламента, а это необходимо для выдвижения своей кандидатуры на этот пост. Таким образом, кому-то из его партии надо будет сдать мандат, чтобы он попал в состав парламента. «Атамбаев выполнял свои обещания — вывести американскую военную базу, не идти на второй срок, не менять Конституцию под себя. Высока доля вероятности, что он сдержит обещание не идти на пост премьера», — предположил эксперт. По его словам, нынешние главные критики власти из партии «Ата-Мекен» Омурбека Текебаева недовольны изменениями в нынешней Конституции, поскольку представители партии были ее основными авторами в 2010 году.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".