Точка доступа к деньгам
Общедоступный Wi-Fi в России уже давно стал базовой услугой. Торговые центры и отели, кафе и такси используют беспроводной доступ в интернет как аргумент в борьбе за клиента. Однако после принятия закона, обязывающего организатора публичной Wi-Fi-зоны идентифицировать пользователей, многим владельцам бизнеса стало выгоднее подключать беспроводной интернет для клиентов с помощью профессионалов, а не самостоятельно. Кроме того, по мнению экспертов «Профиля», Wi-Fi помогает в развитии бизнеса, предоставляя не только сведения о пользователях, но и бесплатную рекламную площадку.
Придя в кафе, заселившись в отель или даже просто заехав на мойку авто, мы привычно достаем смартфон или другое устройство и почти автоматически пытаемся найти открытую Wi-Fi-сеть. По распространенности публичного беспроводного доступа в интернет наша страна действительно в мировом авангарде. Если ты заказал кофе с булочкой по дороге на работу, а интернета нет – это теперь моветон, как если бы в заведении не было салфеток. Поэтому каждая компания, начиная от ИП и заканчивая крупными сетями, сразу же задумывается о предоставлении своим клиентам доступа во Всемирную паутину.
Wi-Fi как привычка
Любопытные данные привела «Лаборатория Касперского». Согласно исследованию, сразу после приземления в аэропорту в Сеть заходит 41% российских путешественников. 78% из них хотят как можно быстрее сообщить близким о благополучном прибытии; 37% – получить доступ к информации, необходимой для поездки, например, к картам или подтверждению брони в отеле; 30% – зайти в социальные сети; 46% опрошенных сразу выходят на связь по служебной необходимости. А еще для 34% желание быть в Сети – это и вовсе привычка (респонденты могли выбрать несколько ответов. – «Профиль»).
«Подключение к интернету через общедоступные точки Wi-Fi становится базовой услугой и неотъемлемой частью клиентского сервиса, – говорит Елена Нечай, директор по маркетингу и продуктам бизнес-рынка МТС. – Wi-Fi может стать важным фактором при выборе отеля. Беспроводной доступ к интернету в кафе и ресторане все чаще становится аргументом в пользу того или иного заведения. В крупных городах Wi-Fi стал конкурентным преимуществом для такси и признаком высокого класса обслуживания».
Согласно прогнозам Juniper Research, к 2019 году 60% мобильного трафика будет передаваться через Wi-Fi. Это означает, что, несмотря на широкое распространение мобильного доступа через сотовые сети, старый добрый Wi-Fi не только не сдает позиции, но и укрепляет их. По данным MarketsandMarkets, в период до 2020 года рынок будет увеличиваться в среднем на 17,8%. Компания J’son & Partners Consulting предсказывает рост емкости публичных сетей Wi-Fi в стране до 290 000 в 2018 году.
Таким образом, сегодня просто открыть сеть или выдать клиентам ключ-пароль недостаточно. Необходимо как минимум иметь возможность обеспечить соответствие законодательству. В качестве решения можно установить компьютер-шлюз, на котором будет установлена программа, контролирующая трафик, например, Traffic Inspector. Правда, для этого нужны хотя бы базовые навыки и знания устройства работы сети.
«По нашим данным, спрос на услуги провайдеров публичных сетей WI-FI действительно возрос втрое, а то и более раз и продолжает расти», – уточняет Елена Курскова.
«МТС предлагает уникальный для России способ идентификации – по звонку с мобильного номера, – говорит Елена Нечай. – Пользователь набирает федеральный номер, звонок фиксируется и сбрасывается. Поскольку трубку не снимают, соединение не устанавливается, то звонок не тарифицируется и совершенно бесплатен для пользователей общедоступной сети».
Даже Крым, который пока только адаптируется под новые реалии, законодательный вопрос не обошел стороной. «Мы пока только входим в правовое поле России. С одной стороны, нам дают некоторые послабления и не столь жестко проверяют на строгое соответствие всем нормам и правилам – дают время адаптироваться, – рассказывает владелец мини-отеля. – Но мы сами стремимся поскорее сделать все по новым правилам – в конце концов, это означает и то, что туристы из России получат привычный и стандартный сервис. Мы долго пытались разобраться в правилах авторизации в публичных Wi-Fi-сетях. У нас в штате отеля нет высококвалифицированного сисадмина, вникать, как правильно настраивать роутер, некому. Так что, можно сказать, от нарушения закона нас спасло появление у местного сотового провайдера сервиса по автоматической настройке авторизации для наших гостей. Не собирать же эти данные в виде бумажных анкет, чтобы отправлять в контрольные органы, в самом деле».
Технология безопасности
Другими аспектами организации публичной сети является ее безопасность, ведь открытая сеть – лакомый кусочек для желающих похитить чужие данные. «Лаборатория Касперского» провела исследование, согласно которому 16% точек доступа в Москве вообще не имеют шифрования. Еще 2% используют устаревший и неэффективный с точки зрения безопасности протокол Wired Equivalent Privacy (WEP), взломать который злоумышленник без труда сможет всего за несколько минут. Кроме того, необходимо следить, чтобы сайты, внесенные в Реестр запрещенных сайтов, блокировались, и список этот необходимо поддерживать в актуальном состоянии. Однако внимание должны проявлять не только владельцы точек доступа. По этим же данным, каждый третий (33%) пользователь использует беспроводные технологии, которые могут оказаться незащищенными, для отправки деловых писем с вложениями, содержащими конфиденциальные данные.
«Когда я только открыла салон, я сразу попросила знакомого компьютерщика сделать мне Wi-Fi-сеть. Клиенты зачастую решают срочные вопросы прямо во время процедур, так что это очень важный сервис, – поделилась Злата Богатова, владелица салона красоты в Москве. – У нас просто стоял модем, а пароль выдавался при входе, на ресепшене. Но после того как приняли ряд законов об обязательной авторизации, блокировках Роскомнадзора и т. д., я посчитала затраты на то, чтобы нанять специалиста, поддерживать сервис постоянно, и поняла, что эффективнее и проще оформить подписку на комплексный сервис, включающий все и сразу. Сейчас это стоит адекватных денег».
«Авторизация в сетях Wi-Fi в публичных местах – это шаг к повышению уровня безопасности в обществе. Причем такой контроль нисколько не ущемляет самих пользователей сети: вся информация о них останется конфиденциальной, все данные обезличены, – считает Елена Нечай. – Предоставляемая МТС услуга полностью удовлетворяет требования, предъявляемые к безопасности Wi-Fi-сетей, и требования законодательства по ограничению доступа со стороны оператора к определенным ресурсам сети интернет».
Wi-Fi – инструмент маркетолога
Впрочем, все вышесказанное – о затратах и проблемах, но организация доступа в интернет может быть как минимум полезной и даже прибыльной. Например, владелец торгового комплекса может показывать каждому подключившемуся схему этажей, помочь сориентироваться в здании. Кроме того, человек может сразу увидеть баннер со спецпредложением или купоном на скидку. Причем таргетировать клиентов можно по многим параметрам, начиная от типа устройства, операционной системы и т. п. Таким образом достигается высокий уровень CTR (click-through rate, соотношение показов и кликов).
«Появляется все больше сервисов, которые предлагают новые решения для помощи в продвижении бренда владельцам и руководителям предприятий, тем самым создавая здоровую конкуренцию и улучшая качество и возможности подобных предложений, – говорит Елена Курскова. – Конечно, не все компании смогут выжить в бурлящем океане данного направления, т. к. многие сервисы уже зарекомендовали себя как быстрореагирующие на запросы и пожелания заказчиков в разных отраслях, а некоторые лишь повторяют за ними и всего лишь снижают цены. Здесь будут спасать только новые «фишки» и возможности при обязательном исполнении закона».
«Страница авторизации становится удобным носителем рекламы с абсолютным контактом с аудиторией. Не нужно тратить деньги на листовки с акциями и спецпредложениями, достаточно разместить подходящие вашей аудитории новости в окне авторизации, в фирменном стиле вашей компании, – полагает Елена Нечай. – В руках бизнес-клиента оказывается весь арсенал для привлечения целевой аудитории на собственный сайт или в соцсети, где клиент окажется надолго вовлеченным в общение с брендом. Увеличение времени пребывания в заведении и рост среднего чека не заставит себя долго ждать».
«В планах на следующий год открытие кофейни на территории парка отеля, – делится владелец мини-отеля в Крыму. – Очевидно, там тоже придется делать авторизованный доступ в Wi-Fi-сеть. И мы хотим использовать процедуру авторизации для показа рекламы. Другой вопрос, будем ли мы показывать какую-то стороннюю рекламу. Скорее всего, нет, а вот анонсировать свои спецпредложения посетителям, думаю, будет эффективно».
Нельзя сбрасывать со счетов и возможности сбора статистики активности посетителей. «Правильное использование различных инструментов, таких как подписка в социальных группах, публикации мотивирующих постов, баннерная реклама, анкетирование, видеореклама перед доступом в интернет, статистические данные о клиенте, помогает более точно составить портрет клиента, является на данный день прорывом в достижении поставленных целей у многих заведений, – объясняет Елена Курскова. – Теперь руководство и конечные пользователи имеют прямую связь и могут общаться без лишних этапов взаимодействия».
«Авторизация дает возможность собирать и анализировать данные о количестве посетителей в зоне Wi-Fi: как часто заходят, сколько времени проводят в сети, какой трафик потребляют, – добавляет Елена Нечай. – Все это помогает определить, какие маркетинговые инструменты будут работать для посетителей Wi-Fi-зоны».
Получается, что сегодня есть два пути решения задачи обеспечения публичного интернет-доступа клиентов. Делать инфраструктуру самому с каждым днем становится сложнее и дороже, тогда как провайдеров, предоставляющих такой сервис как услугу, становится все больше, следовательно, растет и конкуренция, а из-за нее снижается цена и улучшается качество сервиса. Владельцы бизнеса от этого только выигрывают, как и их клиенты. Ведь, несмотря на то что стандарту Wi-Fi уже четверть века, он не только не сдает свои позиции, но и находит себе новые сферы применения.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".