Рожденные с гаджетом в руках: каким выросло первое постсоветское поколение
1 сентября начнется учебный год для миллионов россиян, родившихся с середины 1990-х по начало 2010-х годов и представляющих поколение Z. По подсчетам Bloomberg, зумеры (также их называют зетами, центенниалами, хоумлендерами) составляют почти треть населения планеты – 2,5 миллиарда человек. В прошлом году их стало больше, чем представителей предыдущего поколения – миллениалов.
Как рассказали «Профилю» опрошенные социологи и педагоги, картину мира сегодняшней молодежи во многом определила информационная среда. Благодаря доступу в интернет практически с первых лет жизни у нее прослеживается склонность к самовыражению, интеллектуальным занятиям, не по годам развиты критическое мышление и прагматичность. Она не признает авторитетов и близко к сердцу принимает глобальные проблемы.
Есть и обратная сторона медали: неусидчивость, проблемы с дисциплиной и живым общением. Впрочем, эти качества выглядят недостатками лишь в глазах старших поколений. Для зумеров же это неизбежная подстройка под реалии жизни.
Также необходимо оговориться, что любая классификация условна, а зумеры в целом продолжают путь, по которому шли их предшественники-миллениалы. Кроме того, они еще будут взрослеть и меняться в силу возрастных факторов.
Управляемый хаос
Еще в 1980 году американский философ Элвин Тоффлер ввел термин «клиповая культура». С тех пор он так или иначе используется для обозначения новой информационной среды, которая приходит на смену книжному знанию и классической словесности.
Судя по недавним исследованиям, мышление зумеров еще «клиповее», чем когда-либо раньше. Так, «ВКонтакте» и ВШЭ определили, что концентрация внимания поколения Z на 25% ниже, чем у миллениалов. А в консалтинговой компании Sparks & Honey подсчитали, что зумеры способны удержать внимание на одном предмете в среднем лишь на восемь секунд.
По словам экспертов, иначе молодому поколению просто не выжить в бесконечном потоке обновлений и уведомлений. «Количество информации в Сети удваивается каждые два года, а значит, ее восприятие у зумеров и миллениалов различается, – говорит декан факультета дизайна и рекламы университета «Синергия» Татьяна Ашутова. – Клиповое мышление – естественная реакция мозга на увеличенную нагрузку и жизнь в режиме многозадачности. К сожалению, это ведет к снижению концентрации и глубины анализа. Зато представители поколения Z молниеносно определяют приоритет задач, умеют вычленять нужное, пропуская мимо все остальное. Поскольку они имеют доступ к любому виду информации, в приоритете не заучивание, а верификация данных, поиск подлинности и качества».
Неудивительно, что поколение Z не в восторге от традиционной системы образования с ее толстыми учебниками («Много букв!») и зубрежкой информации, необходимость в которой неочевидна. Зумеры ориентированы на усвоение сугубо практических знаний, а соцсети стимулируют у них критическое мышление – ведь это среда, в которой каждое высказывание можно оспорить и «дизлайкнуть».
Выходной по средам и рабочий день с 11 утра: как поколение Z изменит рынок труда
При этом образы «ботаника» и «крутого парня» сегодня не противоречат друг другу. Быть умным снова в моде: зумеры сами ищут образовательные игры, интенсивы, вебинары, гайды, лайфхаки. В приоритете новые форматы: по данным ноябрьского опроса SberCIB, 63% зумеров предпочитают онлайн-обучение, а 31% за последний год подписались на платные курсы в сети (у миллениалов эти цифры ниже – 45% и 20% соответственно).
В преддверии массовой роботизации и вытеснения множества профессий такая стратегия выглядит перспективнее, чем академическое образование. «Зумеры – первое поколение, для которого life-long learning (пожизненное обучение. – «Профиль») будет способом выживания, – считает социолог, директор по исследованиям и разработкам агентства КРОС Ксения Касьянова. – Скорость внедрения технологий, появления специальностей и новых требований к сотрудникам возрастает. Это шок для старших поколений, которые выбирали профессию на всю жизнь. Зумеры же благодаря клиповому мышлению адаптивны, могут удерживать в голове огромное количество веток нарратива – тем, смыслов, идей. Означает ли это более насыщенную интеллектуальную жизнь – вопрос, но следовать за трансформацией профессий точно станет легче».
«Раньше можно было поделить всех на «физиков» и «лириков», – добавляет соруководитель проекта «RuGenerations – российская школа теории поколений» Евгений Никонов. – Сейчас нужно успевать везде: лирик должен понимать в программировании, а физик – не быть занудой и вести Instagram. Мы, родители, воспринимаем новый мир как хаос. А дети летят на этой волне, как серферы, им весело».
«Маленькие взрослые»
Какие еще черты поколения Z можно связать с особенностями информационной среды? Понятно, что обобщения – дело неблагодарное, и все же эксперты обращают особое внимание на самостоятельность зумеров. Им по душе собственные исследования, проекты, стартапы: вероятно, сказывается опыт индивидуальных блужданий по Сети. «Это поколение только кажется инфантильным, на самом деле они амбициозны, четко знают, чего хотят, – утверждает Татьяна Ашутова. – Но нюанс в том, что они индивидуалисты. Им сложно адаптироваться в компаниях с жесткими регламентами. Они не приемлют деспотизма, любят понимать, что лежит в основе различных процессов».
Обманчивое легкомыслие: современная молодежь понимает, какие проблемы ей предстоит решать
Упреки молодого поколения в позднем взрослении неактуальны, соглашается Никонов. «Надо понимать, что такие претензии исходят со стороны старших, когда они не видят у молодежи ценностей, на которых росли сами, – поясняет собеседник. – Так, поколение Х, родившееся в 1964–1984 годах, взрослело на улице, решало задачи выживания и, соответственно, брало на себя много ответственности. Следующее поколение, миллениалы, росли в относительном комфорте, жизнь не требовала от них раннего взросления. В итоге их обвинили в инфантильности. Такой подход обесценивает плюсы поколения: те же миллениалы – люди позитивные, увлекающиеся. А зумеры – вообще другая история, их даже называют «маленькими взрослыми». Хайтек-среда учит их навыкам, которые родителям и не снились».
Также поколению Z свойственны осознанность, идейность, даже мессианство. Оно с детства растет в глобальной повестке, ведь цифровой мир не имеет границ. «Родившиеся в эпоху экологической и социальной ответственности, зумеры обладают обостренным чувством справедливости, могут оперировать большим числом граней этичности», – утверждает Ксения Касьянова.
Это подтверждается исследованиями. Так, «ВКонтакте» и ВШЭ выяснили, что менять мир к лучшему намерены 60% российских зумеров (и только 39% миллениалов). По данным прошлогоднего отчета Deloitte (Millennial Survey), для миллениалов в России главная причина тревог – состояние своего здоровья (40%), а для зумеров – коррупция в бизнесе и политике (32%). В США общественные настроения молодежи изучали компании Awesomeness и Trendara. Выяснилось, что зумеры тяготеют к левому движению: 80% из них готовы вступиться за права чернокожих, 74% – за права трансгендеров, 63% – присоединиться к феминистскому движению.
Домоседы, но не отшельники
Отдельная тема – коммуникация с зумерами. Три четверти из них предпочитает письменное общение телефонным звонкам (опрос LivePerson), а свыше половины считает, что мессенджеры и чаты даже удобнее живого разговора (исследование JWT Intelligence). «Им сложнее договариваться, внезапные звонки по телефону воспринимаются, как нарушение личных границ. В то же время ответ с задержкой в мессенджере может быть воспринят негативно, им сложно понять, что собеседник может быть занят. Это поколение формирует новую этику коммуникации», – описывает Ашутова.
Впрочем, зумеров нельзя назвать раками-отшельниками. Дело в том, что они не делят друзей на реальных и виртуальных, а объем интернет-контактов настолько велик, что аналитики McKinsey характеризуют зумеров как комьюноголиков (communoholic) – людей, по любому поводу вступающих в сообщества. «Благодаря погруженности в современные технологии зумеры реже, чем предыдущие поколения, чувствуют себя одинокими. То есть мир атомизируется, офлайн-жизнь становится менее событийной, но от этого страдают все, кроме зумеров. Последние чувствуют себя в таких условиях как рыба в воде и адекватно социализируются», – отмечает Касьянова.
С другой стороны, когда дело все-таки доходит до живого общения, зумеры испытывают немалые проблемы. Ведь за круглосуточной перепиской утрачивается навык интуитивного понимания друг друга, считывания неявных, невербальных сигналов. Это затрудняет как решение бытовых вопросов, связанных с навыками коммуникации, так и времяпровождение со сверстниками.
В результате зумеры меньше склонны знакомиться, флиртовать, «тусоваться». Не исключено, растет самое покладистое поколение в истории. Так, в российском Минздраве сообщали, что в 2010–2017 годах потребление алкоголя и табака российскими подростками снизилось на 30–35%. В прошлом году вышел отчет ESPAD о вредных привычках европейских подростков. В 2003–2019 годах доля тех, кто употребляет алкоголь, сократилась с 63% до 47%. А подростков, пробовавших табак, с 1995 года стало меньше в полтора раза (42% против 68%).
«Поколение Z неслучайно называют хоумлендерами, то есть домоседами, – говорит Евгений Никонов. – Еще до пандемии ребенок постоянно находился под присмотром семьи, а теперь и подавно. В этой ситуации важно наладить общение с родителями. Как это сделать? Ответ заключается в самом слове «общение». Не нужно передавать детям свои навыки и ждать, что они повторят ваш путь. Просто слушайте ребенка, погрузитесь в его мир – поверьте, там много интересного. Не надо ругать его за игры и видео – лучше сядьте и поиграйте вместе. Нужно выстроить взрослый, партнерский диалог, и зумеры это оценят».
Особое мнение
Стоит заметить, что теория поколений в первую очередь популярна в социологии маркетинга. С помощью исследований на эту тему компании пытаются найти подход к аудитории разных возрастов. В академической же социологии деление людей на «иксов», «игреков», «зетов» и т. д. порой вызывает скепсис. Якобы так создаются стереотипы, игнорирующие политические и экономические обстоятельства жизни, а также индивидуальные различия людей.
Подобное мнение выразил в беседе с «Профилем» профессор факультета социологии ВШЭ Алексей Левинсон. «Не вижу оснований считать людей, родившихся на стыке веков, особенным поколением, – говорит он. – Понятно, что массовая культура, которую потребляют молодые люди, интенсивно развивается. Но это все внешние процессы, примерно как мода, которая постоянно сменяется. Если человек оделся по-другому, это не значит, что изменятся его поведенческие и мировоззренческие установки».
По словам Левинсона, в целом постсоветскую молодежь характеризует социальная и пространственная подвижность – готовность к смене места работы и проживания, в том числе к переезду за границу. «Но это естественно, так как молодежь пока не закрепилась на своих местах. Когда они становятся взрослее, эта готовность снижается, – объясняет ученый. – То есть это черты возраста, а не поколения. Вообще в России западная теория поколений не так актуальна. Дело в том, что у нас более узкий диапазон образов жизни: все пенсионеры живут примерно одинаково, все люди среднего возраста – тоже. И эти стандарты воспроизводятся из поколения в поколение».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".