- Главная страница
- Статьи
- "Топи их всех": почему американцы торпедировали советские транспорты на Тихом океане
"Топи их всех": почему американцы торпедировали советские транспорты на Тихом океане
Во Вторую мировую войну Соединенные Штаты вступили 7 декабря 1941 года. Объявление войны Японии стало ответом на разгром флота в Перл-Харборе. В свою очередь, 11 декабря Германия и Италия, союзники Токио, объявили войну США. В результате американцам пришлось воевать против стран оси на западе и на востоке, СССР – союзник по антигитлеровской коалиции – в войну с Японией не вступил. Москва и Токио сохраняли нейтралитет, придерживаясь пакта, заключенного 13 апреля 1941 года. Статья 2 документа гласила: «В случае, если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны одной или нескольких третьих держав, другая договаривающаяся сторона будет соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта».
Это позволило осуществлять морским путем поставки из США в СССР техники, вооружения, продовольствия и других грузов. К перевозкам привлекались только торговые суда под советским флагом. Всего было задействовано около 300 транспортов. Это был главный маршрут ленд-лиза: через Владивосток за годы войны прошло в 4 раза больше импортных грузов, чем через Мурманск, через Петропавловск-Камчатский – в 1,5 раза больше.
Маршруты из США и Канады в дальневосточные порты СССР пролегали через воды, контролировавшиеся Японией, которая 8 декабря 1941-го объявила проливы Лаперуза, Сангарский и Корейский «морскими оборонительными зонами». Исключением был Петропавловск-Камчатский, но этот порт не имел наземной связи с материком и использовался как перевалочная база.
Рейсы во многих отношениях были по-настоящему опасными. По советским данным, с июня 1941-го до августа 1945-го японские военные корабли задержали 178 советских судов, и еще 18 были ошибочно потоплены подводными лодками и самолетами. На Токийском трибунале за это СССР выставил Японии счет на 637 млн рублей.
Цель – Курилы: как американцы воевали с японцами за будущие советские острова
Факты задержания для досмотра, что, к слову сказать, было предусмотрено нормами Морского призового права, подтверждаются документами. Например, транспорты «Каменец-Подольский» и «Ингул» в 1942 году простояли под арестом в порту Отомари (Южный Сахалин) 60 суток, а «Ногин» – более двух месяцев. Некоторые советские торговые суда в течение одного рейса по два и более раза останавливались японскими кораблями. В ряде случаев их конвоировали в Токийский залив, где проводился тщательный досмотр, что произошло, в частности, с пароходом «Рион».
А вот установить истинных виновников и обстоятельства гибели судов ДВГМП (Дальневосточного морского пароходства) не так просто. «Кречет», «Свирьстрой», «Симферополь», «Сергей Лазо», находившиеся на ремонте в Гонконге, в декабре 1941-го стали жертвами японской артиллерии, обстреливавшей город, контролировавшийся англичанами. Несколько членов экипажей при этом были ранены и убиты.
Пароход «Перекоп» потопила японская авиация 17 декабря 1941 года в районе Индонезии. 8 моряков погибли, еще 8 были ранены. При этом в Токио отрицали причастность к этому инциденту. Танкер «Майкоп» был потоплен японскими самолетами 21 декабря 1941-го на переходе Сурабая–Владивосток. Потери – 1 убитый, 6 раненых. На протест советских властей японская сторона заявила, что судно атаковали американцы.
Пароход «Микоян» торпедирован 3 октября 1942 года в Бенгальском заливе японской подлодкой I-162. Человеческих жертв не было. Пароход «Павлин Виноградов», по одной из версий, потоплен у берегов Аляски 22 апреля 1944-го японской подводной лодкой I-180. Ее командир ничего подтвердить или опровергнуть не мог, поскольку субмарина из похода не вернулась. Согласно другой версии, на судне взорвался груз ацетона. Из 42 членов экипажа уцелело девять.
Долгое время японцам приписывали гибель еще нескольких судов СССР – пяти грузовых общим тоннажем 28 684 брт и рыболовного сейнера. На самом деле они стали жертвами атак подводных лодок США. Американцы объясняли ошибочные атаки трудностями с идентификацией, что выглядит не совсем убедительно.
Уместно напомнить, что все советские суда несли специальные опознавательные знаки: по обоим бортам в середине корпуса на белых квадратах был нарисован Государственный флаг СССР, который в ночное время освещался специальными люстрами. Помимо этого на мачтах зажигались так называемые нейтральные огни. Поэтому многие исследователи склонны считать, что речь может идти не об ошибках, а о намеренных действиях наших союзников. США якобы пытались спровоцировать военный конфликт между СССР и Японией. Впрочем, куда более убедительным выглядит другое объяснение. Чарльз Локвуд, командовавший американским подводным флотом на Тихом океане, отдал своим подчиненным недвусмысленный приказ: «Топи их всех!». Он распространялся буквально на все судна, в том числе японские госпитальные, нейтральные и даже союзные.
Первой жертвой американских подводников стал «Ангарстрой». Транспорт был потоплен подлодкой SS-210 в Восточно-Китайском море 1 мая 1942 года. Он шел из Сан-Франциско во Владивосток с грузом 8 тыс. тонн сахара. На борту – 45 членов экипажа и 14 пассажиров. В 22.25 в борт попали две торпеды. «Ангарстрой» вскоре затонул. Экипаж и пассажиры успели оставить пароход и разместились в двух шлюпках. Утром их подобрал японский сухогруз.
Пароход «Кола» 16 февраля 1943 года потопила субмарина ВМС США SS-276. Транспорт тремя месяцами ранее был получен у американцев по программе ленд-лиза. Он вышел из Владивостока назначением на Петропавловск-Камчатский, следовал вокруг Японии через Цусимский пролив. На борту находились 73 члена экипажа (включая военную команду) и девять пассажиров с детьми. После попадания двух торпед пароход пошел на дно. На шлюпке и двух плотах разместились 31 человек. Они наблюдали, как в 300–350 метрах от них всплыла подводная лодка. Минут десять она находилась поблизости, но помощи не оказала. Только 4 марта моряков «Колы» обнаружил японский тральщик. К тому времени в живых оставалось только четверо.
Ну а SS-276 продолжила охоту на советские сюда. Очередной ее жертвой стал пароход «Ильмень». Он вышел 11 февраля из Владивостока с грузом угля и 42 членами экипажа и военной команды на борту. В порт назначения Петропавловск-Камчатский «Ильмень» проследовал через Цусимский пролив, так как пролив Лаперуза был скован льдом. Утром 17 февраля в 240 милях от японских берегов в судно попали две торпеды, и оно буквально за две минуты пошло ко дну. При этом погибли семь человек. Спасшиеся сумели разместиться на двух шлюпках. Через несколько часов их подобрал советский пароход «Каширстрой».
Интересно отметить, что, согласно книге Чарльза Локвуда «Топи их всех», торпедные атаки SS-276 состоялись в одном случае при ярко светившей луне, а в другом – на рассвете. Условия должны были способствовать точной идентификации. Вместо этого – списываемые на ошибку удары по союзнику.
Жертвой «дружественного огня» стал и советский сейнер №20. Его 9 июля 1943 года артиллерийским огнем в Японском море потопила американская подводная лодка SS-178. Командир субмарины утверждал, что идентифицировал сейнер как японский дозорный корабль. Подлодка всплыла на удалении 9 кабельтовых, чтобы вступить в бой в надводном положении. Она прекратила огонь, после того как все-таки опознала советской рыболовное судно. Но в сейнер попало несколько снарядов, и он затонул. Погибли два моряка. SS-178 взяла на борт оставшихся в живых, которые в дальнейшем были доставлены в Датч-Харбор – ближайший американский порт.
Пароход «Белоруссия» был потоплен американской SS-381 в начале марта 1944 года в Охотском море. Транспорт следовал из Портленда во Владивосток. Накануне капитан получил приказ идти на выручку пароходу «Маныч», потерявшему ход и дрейфующему в районе островов Итуруп и Кунашир. 3 марта в 7.48 в судно попали две торпеды, и оно затонуло в течение четырех минут. В спасательной шлюпке разместились 35 из 50 членов экипажа, остальные погибли. Однако судьба спасшихся была незавидной: по дрейфующим льдам до берега Итурупа добрались лишь двое. Только 29 марта они набрели на небольшой поселок. Японская полиция арестовала их, заподозрив в шпионаже. Лишь 10 июня моряков передали советскому консулу.
Не повезло встретить в Охотском море американскую SS-281 и советскому пароходу «Обь». Транспорт вышел из Владивостока 28 июня 1944 года на Петропавловск-Камчатский с грузом угля, экипаж – 40 человек. В 0.10 шестого июля на подходах к Первому Курильскому проливу судно было торпедировано, перевернулось и затонуло за две-три минуты. При этом погибли 14 членов экипажа. Подводная лодка дважды подходила к тонущим, но помощи не оказала. Через сутки, 7 июля, моряки пришли на шлюпке под парусами в район поста Большерецк, пройдя от места трагедии почти 60 миль. Здесь их встретил советский пограничный катер, отбуксировавший шлюпку к берегу.
Грузопассажирский пароход «Трансбалт» стал последней потерей Морфлота СССР во Второй мировой войне. 13 июня 1945 года в Японском море его отправила на дно американская подлодка SS-411. Транспорт совершал переход из Сиэтла во Владивосток, имея на борту 10 тыс. тонн различного груза. Экипаж – 99 человек, включая 13 человек военной команды. В 3.36 тринадцатого июня, находясь примерно в 50 милях западнее пролива Лаперуза, пароход получил две торпеды борт и через 18 минут затонул. В момент взрывов погибли пятеро моряков, остальные успели спустить четыре спасательные шлюпки и перейти в них. На помощь им пришли японские рыбаки и военные корабли. 30 июня советские моряки были уже на родине.
Чарльз Локвуд атаку признает, но ответственность с командира SS-411 снимает, утверждая, что «Трансбалт» либо не нес нейтральных огней, либо эти огни были недостаточно яркими. Кроме того, пароход якобы шел курсом, который не соответствовал информации, предоставленной США относительно маршрутов советских судов,
Существуют также достаточно веские основания отнести к жертвам атак американских подводников и советский пароход «Одесса». Он был торпедирован 3 октября 1943 года у юго-западного побережья Камчатки, но, несмотря на большую пробоину, смог своим ходом дойти до Петропавловска-Камчатского. После ремонта «Одесса» вернулась в строй.
Торпеду, скорее всего, выпустила S-44, приняв судно, шедшее под советским флагом, за японское. Но, во-первых, японские суда в этом районе не ходили. Во-вторых, «Одесса» была американской постройки – тип транспортных судов «Либерти». Кажется невероятным, чтобы американский командир не смог разглядеть в перископ не только советский флаг, но и характерный силуэт парохода, когда принимал решение на атаку.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".