Болотное дело
В Краснодарском крае гринписовцев и местных экоактивистов, боровшихся с пожарами болотного тростника, избили вооруженные до зубов неизвестные. Пострадавшие рассказали «Профилю», что следы могут вести к местному нерестовому хозяйству, которое, по предположениям активистов, вот уже много лет поджигает тростник в своих угодьях. Хозяйство обвиняет бракорьеров.
В Краснодарском крае рядом с хутором Садки восемь неизвестных вооруженных дубинками, ножами, пистолетами и светошумовыми гранатами молодых людей в масках в ночь с четверга на пятницу напали на лагерь противопожарной экспедиции «Гринпис» и «Экологической вахты по Северному Кавказу». Двое активистов «Гринпис» получили серьезные повреждения — у Михаила Крейндлина сломан нос, у Андрея Поломошнова — рёбра. Нападавшие потребовали от активистов «убираться в свою Америку, в свою пендосию».
«Я пытался заблокировать ворота лагеря, но на стекла машины [где я находился в момент нападения] наставили пистолеты, сказали выйти, положили на землю, немного попинали, стреляли рядом с головой, облили какой-то химической дрянью», — цититрует пресс-служба «Гринписа» одного из пострадавших, руководителя противопожарных проектов Григория Куксина.
«Наши ребята обратились в полицию, она быстро приехала, подключилась к расследованию инцидента. Мы готовы сотрудничать со следствием, надеемся, что виновные действительно будут найдены», — сообщил «Профилю» пресс-секретарь «Гринпис Россия» Константин Фомин. По его словам, полицейским самим стыдно за этот инцидент, что такое возможно в их регионе.
«Чтобы оценить степень скотства напавших на пожарных добровольцев Гринпис, учитывайте, что один из наших главных принципов — ненасилие. То есть эти ублюдки с ножами, пистолетами и светошумовыми гранатами жестоко избивали людей, которые даже теоретически не могут отбиваться», — говорит Фомин.
В международной сети Гринпис пострадавшим активистам выражают поддержку, говорит Фомин, все зарубежные офисы организации оповещены о случившемся. Пока неизвестно, будет ли составлено какое-то письмо или обращение к российским властям от центрального офиса организации.
За день до нападения группа уже сталкивалась с препятствиями в работе — группа людей, назвавших себя «казаками» мешала машине активистов выехать на помощь сотрудникам МЧС, устранявших пожар. Вслед активистам «казаки» кричали что-то про «предательство родины». Программный директор «Гринпис Россия» Иван Блоков сообщил «Профилю», что до этого подобное противодействие никогда не переходило в открытые нападения. Хотя само по себе такое противодействие «Гринпису» — привычная история, в конце августа экспедиция на Ямале, изучавшая вспышку сибирской язвы, столкнулась со слежкой, угрозами и задержаниями местных жителей, готовых сотрудничать с активистами, — неподалеку находится нефтегазовое месторождение «Газпрома».
Совместная команда «Гринписа» и местной «Экологической вахты по Северному Кавказу» приехала в область бороться с тростниковыми пожарами в Бейсугских плавнях и Ахтаро-Гривенской системе лиманов. В обращении «Вахты» по поводу нападения указаны вероятные выгодополучатели этих пожаров и вероятные заказчики нападения, — Бейсугское нерестово-вырастное хозяйство и его руководитель Игорь Джеус. Координатор «Вахты» Дмитрий Шевченко пояснил «Профилю», зачем этому сельхоз предприятию могут быть нужны тростниковые пожары.
«У нас каждую осень в регионе [происходят] колоссальные тростниковые пожары, в низовье реки Бейсуг. Там расположено как раз это [Бейсугское нерестово-вырастное] хозяйство, на его угодьях тростник горит. За все 10 или даже 12 лет, пока эта практика продолжается, полиция ни разу не поймала за руку поджигателей. Само хозяйство уверяет, что поджигает не оно, что поджигают браконьеры. Но это происходит каждый год, в одно и то же время, в конце августа — начале сентября. По неофициальной информации, жжет само хозяйство, чтобы тростник не прокашивался в воду и не распугивал рыбу», — говорит Шевченко. Ранее Бейсугское хозяйство обвиняло в этих поджогах активистов, боровшихся с этими поджогами — в 2015, в 2013 годах представители хозяйства подавали на активистов «Вахты» в суд, писали заявления в полицию, впрочем, безуспешно.
Получить оперативный комментарий у представителей Бейсугского хозяйства не удалось, пока там отказываются комментировать ситуацию.
«Тростниковые пожары — полное убийство всей экосистемы, гибнут птицы, которые вьют себе там гнезда, гибнет рыба, млекопитающие, насекомые, по сути вся фауна. Сами по себе такие пожары очень редко происходят», — добавляет активист.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".