Наверх
19 января 2022

Движение вверх по-китайски: что представляет собой спортивное кино КНР

Кадр из фильма "Прыжок"

Кадр из фильма "Прыжок"

©JETSEN HUASHI MEDIA

Четыре года назад в прокат вышла отечественная спортивная драма «Движение вверх» – фильм об олимпийской победе советских баскетболистов над сборной США в 1976 году. Скроенный по голливудским лекалам фильм, хотя и вызвал едкие комментарии со стороны отдельных кинокритиков, собрал в мировом прокате более $66 млн и стал самым успешным российским фильмом в истории.

$54 млн из этой суммы обеспечили сборы в отечественных кинотеатрах, но это не рекорд – через два года еще больше заработала комедия «Холоп». Самым кассовым российским фильмом всех времен «Движение вверх» сделали… кинозрители в КНР. Именно они принесли в бокс-офис еще $13 млн (для сравнения: «Холоп» заработал в прокате за пределами СНГ около $1 млн).

Китайский постер фильма "Движение вверх"

Пресс-служба кинокомпании Централ Партнершип

В китайский прокат картина, названная в адаптированном переводе «Победный гол в Мюнхене: Три секунды», вышла спустя год после проката в России и добилась целого ряда примечательных достижений. Например, стала на тот момент самым кассовым спортивным фильмом в китайском бокс-офисе, обогнав такие голливудские фильмы, как «Крид-2» (сиквел к «Рокки») и «Мой второй дом» (байопик об американском баскетболисте Стефоне Марбери, более десяти лет играющем и тренирующем в китайской лиге).

Спустя год еще больше в прокате заработал китайский фильм, который во многом был вдохновлен прорывом российского спортивно-патриотического кинематографа. В дни празднования Дня образования КНР 2020 года он вышел под названием «Прыжок» (оригинальное китайское название – «Выиграть чемпионат»), хотя во время съемок назывался предельно просто и конкретно – «Женская сборная по волейболу». Как с удовлетворением отметили китайские кинокритики, «наконец-то у нас появилось достойное кино о спортивных победах нации».

Традиции и современность

Между тем нельзя сказать, что спортивного кино в Китае вообще не было. Первой ласточкой стала снятая еще в 1934 году картина «Королева спорта», где легендарная актриса немого кино Ли Лили сыграла девушку из богатой семьи, бросившую гламурный образ жизни ради участия в спринтерских соревнованиях.

Кадр из фильма "Королева спорта"

Lianhua

После прихода к власти Компартии в 1949 году количество спортивных лент, пропагандирующих коллективизм и здоровый образ жизни, значительно увеличилось. Самым известным спортивным фильмом эпохи считается картина «Баскетболистка № 5» (1957 год), ставший дебютом будущего классика Се Цзиня. Основа сюжета: баскетбольный тренер берется за воспитание талантливой, но недисциплинированной спортсменки и делает ее основным игроком национальной сборной. Фильм был настолько успешен, что даже шел в советском кинопрокате.

Кадр из фильма "Баскетболистка № 5"

Tianma Film Studio

Во времена «культурной революции» (1960–1970-е годы) фактически разгромленными оказались как индустрия развлекательного кинематографа, так и сфера профессионального спорта, так что о спортивном кино как инструменте пропаганды на время забыли. А на рубеже веков общий подъем китайской кинематографии прошел мимо спортивного жанра. В те времена «спорт» на экранах кинотеатров КНР был представлен многочисленными фильмами про кунг-фу, мода на которые пришла из Гонконга.

Постер к китайскому фильму "Баскетболистка № 5". Вырезка из газеты "Алтайская правда", май 1958 года

Издательство газеты Алтайская правда

Учитывая, что в эти же годы Китай добился значительных успехов на олимпиадах, диссонанс между спортивными победами и отсутствием воспевающих их кинокартин резал глаз и даже стал предметом дискуссий в соцсетях. Дошло до того, что за дело взялся уже 78-летний Се Цзинь – в 2001 году он снял фильм «Футболистка № 9». И хотя отсылки к его же классической ленте были очевидны да и победы женской сборной КНР по футболу были всем известны, картина провалилась в прокате и не стала хоть сколько-нибудь заметным явлением в жизни общества.

Как ни странно, всё изменило «Движение вверх». У нас нет оснований думать, что сама идея снять духоподъемное патриотическое кино о спорте пришла в головы китайским кинобоссам после просмотра фильма о советских баскетболистах, но факты налицо: съемки «Прыжка» начались сразу после выхода в прокат «Движения вверх», да и параллели в сюжетных и эстетических решениях очевидны.

Главным же объединяющим фактором стал запрос, идущий от власти и поддерживаемый обществом, на произведения искусства, в которых бы воспевались национальные победы и национальный дух, воплощением которого является спорт высших достижений. Запрос характерный и для КНР, и для России.

Примечательно, что первые три места в российском кинопрокате 2018 года помимо «Движения вверх» заняли фильмы «Лёд» (про фигурное катание) и «Тренер» (про футбол). А в 2019-м в китайском бокс-офисе «Прыжок» опередили только такие фильмы, как «Восемь сотен» (про оборону Шанхая от японцев во время Второй мировой войны), «Мой народ, моя родина» (киноальманах, посвященный 70-летию КНР) и «Подвиг» (китайские добровольцы во время Корейской войны сражаются с американцами).

На экране и в жизни

Выход нового китайского спортивного блокбастера должен был быть приурочен к началу Олимпийских игр в Токио. В центре сюжета – олимпийские победы. Главный герой – не спортсмен и не тренер, а олимпийская сборная. Иначе говоря, не отдельная личность (как это чаще всего бывает в американском кино и как это было, например, в успешном российском спортивном байопике «Легенда № 17» о Валерии Харламове), а команда. И даже не команда как сборная СССР по баскетболу 1976 года в «Движении вверх», а команда на протяжении нескольких десятилетий, то есть совокупность традиций, преемственности и взаимоотношений с обществом.

Такой командой в истории КНР является женская волейбольная сборная. Ее «золотым веком» стали 1980-е, когда китаянки впервые появились на мировой арене и дали нации, приходившей в себя после мрачных лет «культурной революции», столь необходимую ей веру в себя и свои будущие успехи.

Если вкратце, китайские волейболистки в 1981-м взяли Кубок мира, в 1982-м победили на Чемпионате мира, а в 1984-м в Лос-Анжелесе выиграли Олимпийские игры, обыграв в финале американок. (Кстати, это был дебют китаянок на Олимпиадах, так как Москву-80 они пропустили из-за политического бойкота, а до этого и вовсе не играли, поскольку МОК в 1956–1980 годах признавал только Тайвань.)

Во второй половине 1980-х китаянки продолжали доминировать: в 1985-м вновь взяли Кубок мира, а в 1986-м защитили титул чемпионок мира. Однако «великий поход» непобедимой китайской сборной неожиданно был прерван сборной СССР. В 1988-м на Олимпиаде в Сеуле советские волейболистки обыграли китаянок в полуфинале. Этот матч считается одним из величайших в истории отечественного волейбола, а легендарный тренер Николай Карполь называл его «лучшей игрой в своей жизни».

После этого для китаянок началась длинная «черная полоса», закончившаяся только в начале XXI века. Тогда в качестве главного тренера в команду вернулась легендарная диагональная Лан Пин по прозвищу Железный молот – главная звезда 1980-х. В 2008 году на Олимпиаде в Пекине она возглавляла сборную США и обыграла китаянок в полуфинале. Однако в 2016-м она все же отдала долг родине, приведя сборную КНР к победе на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро.

Красные киноленты

В «Прыжке» молодую Лан Пин играет ее дочь – уроженка и гражданка США Лидия Бай. Роль Лан Пин как тренера досталась великой китайской актрисе Гун Ли – той самой музе кинорежиссера Чжан Имоу, с именем которой связаны культовые фильмы «китайской новой волны» рубежа 1980–1990-х.

Фактически кинематографисты КНР увековечили Лан Пин еще при жизни. Вера в тренерский талант и команду-династию была столь велика, что триумф в Токио казался неизбежным. А весь фильм «Прыжок» смотрится как своего рода тизер будущих трансляций из Японии.

Однако всё пошло совсем не так. Из-за пандемии коронавируса Олимпийские игры пришлось перенести на год. Долгожданные соревнования проходили без зрительской поддержки и с низкими телерейтингами. Да и сама женская волейбольная сборная КНР села в лужу.

Начав с двух стартовых поражений (от Турции и США), китаянки проиграли сборной России на тай-брейке. И несмотря на две последующие победы, не набрали необходимое количество очков для выхода из группы. «Железная» Лан Пин расплакалась во время итоговой пресс-конференции. А по возвращении команды в Китай ушла в отставку, спровоцировав напоследок дискуссию в соцсетях о наличии у нее американского паспорта и степени патриотизма.

Пекин-2022

И вот новая Олимпиада, и новая порция контента от китайских кинематографистов. В бой брошены лучшие силы. Изначально сообщалось, что заказ на создание проморолика к зимним Олимпийским играм получил главный китайский режиссер современности Чжан Имоу, известный помимо прочего тем, что был постановщиком церемонии открытия Олимпиады в Пекине 2008 года.

Инвестиции не помогли: большое "обнуление" китайского футбола

Однако в свет пока вышел только пятиминутный ролик, снятый Дин Шэном – популярным режиссером, прославившимся как автор нескольких фильмов с участием Джеки Чана. В центре внимания 21-летний поп-идол И Янцянси, более известный как Джэксон И. В 2021 году он сыграл главную роль в военном блокбастере «Чосинская битва» про борьбу с американцами во время Корейской войны – самом кассовом фильме в истории китайского кино. Каждый шаг новой суперзвезды с 90 млн подписчиков в «Вэйбо», китайском аналоге «Твиттера», вызывает ажиотаж, так что его привлечение – важный шаг с точки зрения популяризации зимних видов спорта в КНР.

Позднее вышло еще несколько промороликов, в двух из которых снялась российская фигуристка Евгения Медведева. Но полноценного промофильма, как в случае с «Прыжком» и Олимпиадой в Токио, так и не появилось.

Вероятно, всё дело в низкой популярности зимнего спорта и отсутствии у КНР крупных олимпийских достижений – наилучший результат относится к 2010 году, когда китайцы выиграли пять золотых медалей (из них четыре в шорт-треке). Пока что побед, достойных амбиций Китая, просто нет. Однако, если домашняя олимпиада принесет неожиданные успехи, можно не сомневаться: кинопропаганда будет готова их увековечить. Общественный запрос на киноизображение национальных триумфов, достойное финансирование и амбициозная государственная задача – привлечь к зимним видам спорта 300 млн человек, – всё необходимое в наличии.

Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое