Триумф правых отменяется
Что для главного редактора может быть приятнее, чем дать толчок политической дискуссии? Злободневность есть золотая валюта медиаиндустрии, и когда Джованни ди Лоренцо рассказал в конце мая перед миллионной аудиторией, что отдал свой голос на выборах в Европарламент дважды — как гражданин Германии и как гражданин Италии, его слова внезапно вызвали настолько большой резонанс, что сами результаты выборов на какой-то момент отошли на второй план.
Сегодня главный редактор газеты Die Zeit раскаивается в своей оплошности. «Я убежден, что после истории со мной никто больше не совершит такой ошибки, как двойное голосование», — говорит он. И прокуратура, которая производит проверку, должна проявить снисхождение. Ведь нет никаких сомнений, что ди Лоренцо дважды пришел на избирательный участок, движимый благородными чувствами европейца, а не желанием кого-либо обмануть.
В сухом остатке Лоренцо, хоть и невольно, привлек внимание к серьезным недоработкам в процедуре европейских выборов. Не только он, но и миллионы других граждан ЕС имели как минимум возможность дважды поставить крестик за своего кандидата. Соответствующие лазейки в избирательном праве имеются не только для лиц с двойным гражданством, как ди Лоренцо, но и для тех европейцев, которые живут не у себя на родине, а в другом государстве ЕС — таковых сегодня насчитывается около 13,6 млн. Юристы, такие как бывший председатель Конституционного суда Германии Ханс-Юрген Папир, задаются вопросом, насколько майские выборы вообще соответствовали принципам правового государства.
Основополагающая проблема выборов в Европарламент заключается в том, что компетентные ведомства отдельных стран ЕС в принципе не знают, сколько раз проголосовали их граждане. Им остается только надеяться, что граждане будут соблюдать требования закона и не воспользуются своим правом голоса дважды, поддавшись демократическому порыву. «Это пробел в законодательстве», — заявляет одна из представителей Европарламента. Так же считает и председатель избиркома Германии.
Достаточно переехать из одной страны ЕС в другую, чтобы получить дополнительный голос. В Евросоюзе проживает свыше 8 млн граждан в возрасте, позволяющем голосовать, которые совершили такой переезд.
Возьмем в качестве примера Великобританию — либеральное избирательное право там даже можно назвать хаотичным. Обязательной регистрации по месту жительства нет, а чтобы получить «прописку», достаточно, чтобы на имя иностранца так или иначе был заключен абонентский договор с водо-, газо- или энергоснабжающей компанией.
Допуск к урнам для голосования получить ненамного сложнее. Поскольку единого списка жильцов не существует, каждая городская или районная администрация ведет собственный реестр избирателей. Каждый гражданин ЕС может зарегистрироваться в нем через Интернет, по почте или лично в местных органах власти. Никто не требует справку о том, что человек снялся с учета на родине.
Граждане ЕС, имеющие желание участвовать в выборах в Европарламент и находящиеся за границей, заполняют формуляр, в котором подтверждают, что не будут голосовать где-то еще. Но это не более чем декларация о намерениях. А поскольку в отсутствие контроля уличить человека, проголосовавшего дважды, практически невозможно, то и уголовное право, во многих странах ЕС карающее мошенничество на выборах, никого не останавливает.
Как можно корректно организовать выборы в Европарламент, показывает пример маленькой Литвы. В разных городах страны желание проголосовать изъявили 644 гражданина ФРГ. Избирательная комиссия была поставлена об этом в известность и, в свою очередь, передала информацию немецкому избиркому.
Крупные страны ЕС и государства с большим числом иммигрантов не утруждаются делать это. Так, в Великобритании в качестве избирателей, по данным избирательной комиссии, зарегистрировано 1,57 млн иностранцев из государств ЕС, во Франции насчитывается примерно 1 млн приезжих, имеющих право голоса, в сравнительно небольшой Австрии — почти 430 тыс. По всей видимости, проверять соответствующие списки на отсутствие повторяющихся имен — это слишком большой труд. Так, ЦИК Германии получил информацию всего лишь о 133 500 немцах, зарегистрировавшихся для участия в выборах в других странах ЕС. И это при том, что в европейском зарубежье проживает, по оценкам, около 1 млн граждан Германии.
Поэтому авторитетные судьи Конституционного суда полагают, что иск о признании выборов в Европарламент недействительными мог бы быть удовлетворен. Элементарный принцип демократий заключается в том, что каждый гражданин имеет только один голос, говорит бывший президент Федерального Конституционного суда Германии Ханс-Юрген Папир. Разумеется, он распространяется и на «европейские» выборы. «Избирательное право, оставляющее соблюдение данных принципов исключительно на волю случая или на правовую совесть граждан, представляется мне антиконституционным», — отмечает он. Если проверка Конституционного суда покажет, что возможность проголосовать дважды действительно была у миллионов, «это может привести к признанию выборов недействительными». Ведь это способно повлиять на распределение мест в Европарламенте. Конечно, не каждая системная ошибка в избирательном праве означает необходимость перевыборов, говорит Папир, «но Конституционный суд как минимум сможет обязать государство к следующим выборам наладить надлежащие механизмы контроля и защиты».
«Легитимность европейских выборов как таковых под вопросом», — расстраивается боннский специалист по государственному праву Йозеф Изензее. Европейское избирательное право «скроено халтурно. Это показывает, насколько несерьезно члены национальных правительств воспринимают даже Европейский парламент».
Авторы: Малени Аманн, Изабель Хюльзен, Анн-Катрин Мюллер, Свен Рёбель, Кристоф Шойерманн
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".