Финляндия на дороге в НАТО
Премьер-министр Финляндии Александр Стубб в интервью журналу «Шпигель» рассказал о возможном вступлении своей страны в НАТО и предостережениях со стороны Москвы.
— Москва с озабоченностью наблюдает, как вы «заигрываете» со вступлением Финляндии в НАТО. Президент Владимир Путин подчеркивает «особое внимание», которое он уделяет экономическим отношениям с вашей страной. Его слова можно трактовать как угрозу?
— Россия — это большой сильный сосед, у нас общая граница протяженностью 1300 км, и мы воевали друг с другом. Нам известно, как изъясняется и действует Кремль. Но особого страха я не испытываю, ведь Финляндия является неотъемлемой частью ЕС.
— Доверенное лицо Путина Сергей Марков предупредил о рисках вступления Финляндии в НАТО, таких как третья мировая война.
— Риторика может быть острым мечом. Какие -то высказывания нужно принимать всерьез, а какие-то — нет.
— Вы преуменьшаете напряженность, хотя российские самолеты периодически демонстративно нарушают воздушное пространство Финляндии.
— Наша страна здесь не исключение. Кремль провоцирует целый ряд своих соседей, самый пугающий пример — Украина. Москва дает понять: смотрите, Россия по-прежнему сверхдержава.
— С вступлением Финляндии в НАТО Путин просто так не смирится.
— Вполне допускаю. Но мы должны подумать вот о чем: поможет ли нам такой шаг повысить свою безопасность и получить большее влияние на европейскую политику безопасности? Подобные решения мы будем принимать, не испрашивая дозволения.
— В отличие от вас многие у вас на родине критически воспринимают перспективу членства в НАТО.
— Нам следовало вступить в Североатлантический альянс еще в 1995 году, когда нас принимали в ЕС. Но мы очень довольны тесным партнерством, сложившимся у нас с НАТО — даже если чисто формально у нас нет, скажем, гарантии безопасности в случае нападения. Эта тема остается весьма актуальной, но я не вижу, чтобы сегодня широкое большинство могло поддержать скорое вступление в альянс.
— Во время «холодной войны» Финляндия сохраняла нейтралитет, чтобы не провоцировать Советский Союз. Запугивание со стороны Кремля по-прежнему обеспечивает желаемый результат?
— Напротив, каждое выражение угрозы усиливает сторонников вступления в НАТО. Но, разумеется, некоторые из моих соотечественников призывают к осторожности, когда Москва снова начинает разговаривать тем тоном, который доминировал во времена Советского Союза.
— Для Финляндии Россия — это третий по важности экспортный рынок после Швеции и Германии. Санкции Евросоюза и ответный бойкот России грозят вашей стране экономическим кризисом?
— Проблема не в санкциях. Мы страдаем из-за кризиса в российской экономике. Ведь вместо того, чтобы модернизировать ее, Путин сделал ставку на нефтегазовые доходы. Этот кризис усугубляется в результате санкций. И финны ощутят это на себе. Когда в российской экономике дела идут хорошо, это благотворно сказывается и на экономике Финляндии. Поэтому мы призываем к дипломатическому решению украинского конфликта.
— Если санкции не являются экзистенциальной угрозой для финской экономики, почему недавно вы так решительно выступили против их ужесточения?
— Здесь я должен кое-что прояснить: мое правительство не противилось введению новых санкций.
— Но ваш министр иностранных дел...
— ...посчитал не слишком удачным выбранный для этого момент, о чем открыто заявил.
— Он сказал, что это «вопрос войны и мира».
— Тогда только-только была достигнута договоренность о прекращении огня, это был очень сложный период. Вероятно, наш министр иностранных дел предпочел бы еще немного подождать.
— И все же в результате сложилось впечатление, что хорошие отношения с Москвой для вас могут быть важнее сплоченной позиции ЕС.
— О моем правительстве можно сказать, что мы проводим одну линию с ЕС. Ничто не может вызвать у нас большего беспокойства, чем раскол Евросоюза. И мы как правительство никогда не пытались «раскачивать лодку».
— Финляндия покрывает 90% своих потребностей в природном газе и 70% в нефти за счет поставок из России. Что будет, если Москва перекроет кран?
— На газ приходится даже меньше 10% нашего энергопотребления. Без него мы как-нибудь сможем прожить. Нефть мы закупаем по выгодной цене, перерабатываем и частично перепродаем. В целом у Финляндии хороший уровень диверсификации, и мы менее зависимы, чем другие.
— Вы считаете, что Путин может пойти на такие крутые меры?
— В контексте санкций ЕС и Москва вынесли поставки энергоносителей за скобки. Если мы распространим конфликт на вопросы обеспечения газом и нефтью, мы получим эскалацию, которую едва ли можно будет отыграть. Но даже без такого обострения нас может ждать долгая и очень даже холодная зима.
Перевод: Владимир Широков
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".