Почему республиканцы не смогли убедительно победить на выборах в США
Если вы американский республиканец, то сейчас в Твиттер вам лучше не заходить. Еще неделю назад покупка Илоном Маском этой соцсети ввергла многих сторонников Демократической партии в уныние – миллиардер обещал покончить с либеральной цензурой. Но сейчас в стане демократов ликование. Нет, Маск от своих планов не отказался. Но зато и «красного цунами» (тотальной победы республиканцев на промежуточных выборах) не случилось. Так что теперь можно вдоволь поиздеваться над оппонентами в том самом Твиттере.
«Они ждали красную волну, но получилась какая-то морось». «Похоже, красная волна разбилась о голубую стену». «Республиканцы обещали избирателям красную волну, а это были лишь остатки кетчупа Трампа», – ерничают на все лады известные поддерживающие демократов телеведущие, журналисты и политики.
На самом деле республиканцы выборы все-таки выиграли, но успех их получился значительно менее впечатляющим, чем предполагалось. Они, по всей видимости, берут контроль над Палатой представителей: пока известны результаты по 401 из 435 мест в нижней палате Конгресса – и республиканцы лидируют 209 на 192 (чтобы единолично заправлять в Палате представителей, им нужно минимум 218 мест). А вот в Сенате пока всё идет к тому, что паритет 50 на 50 сохранится. Поскольку вице-президент Камала Харрис имеет в верхней палате Конгресса право решающего голоса, этот орган может так и остаться за демократами.
Почему о профессиональных качествах Байдена нельзя судить по его оговоркам
Впрочем, даже в Палате представителей число потерянных мест у демократов меньше, чем теряли другие администрации в свой первый срок за последние 40 лет. А по губернаторскому корпусу результаты для демократов, если верить самому Джо Байдену, «лучшие с 1986-го» – пожалуй, то время он действительно хорошо помнит, поэтому оспорить эту статистику никто не берется. Важно и то, что ключевые губернаторские гонки проходят в штатах, чьи голоса будут особенно важны на президентских выборах через два года, и там в очень жесткой борьбе за некоторым исключением побеждают демократы (Пенсильвания, Висконсин).
Прошедшие выборы закрепили некоторые интересные тенденции в американской избирательной социологии, которые, скорее, благоволят республиканцам. Это и потихоньку набирающий обороты (но пока еще не слишком масштабный) дрейф испаноязычного электората от демократов к республиканцам. Сложно сказать, сработала ли здесь близкая католическому мировоззрению латиноамериканцев ставка на традиционные, семейные, (в случае с латинос можно сказать и семейственные), ценности или дело в более привлекательной экономической программе «слонов».
Скорее всего, и то, и другое. Это и превращение некогда «колеблющегося штата» – Флориды – в «красный», республиканский. Зато теперь новой «Флоридой» как штатом, который (уже на вторых) выборах определяет судьбу страны – становится Джорджия. Там убедительная победа губернатора-республиканца «сбалансирована» победой сенатора-демократа и соотношением демократов и республиканцев в Палате представителей 3:2. Иными словами, из пяти мест, определенных для Джорджии, представлять этот штат в Конгрессе будут три демократа и два республиканца.
Ненавистная многим Нэнси Пелоси может стать лидером меньшинства и докучать республиканцам уже в этом качестве, но зато уйдет с позиции спикера.
Последствия визита Пелоси на Тайвань ощутит на себе весь мир
Все это, однако, слабое утешение для партии, рассчитывавшей на триумф. Что же пошло не так и кто в этом виноват?
Для экспертов победа республиканцев в борьбе за Палату представителей и ничья в борьбе за Сенат сюрпризом не стали. Задача по Сенату у «слонов» изначально стояла более сложная – защитить свыше 20 мест (против 14 у демократов). Это, впрочем, не мешало кандидатам от республиканской партии считать залогом успеха высокий антирейтинг Байдена и высокую же озабоченность граждан проблемами экономики, инфляцию, миграционный кризис и рост преступности. Получив значительно более скромный, чем предполагалось, результат республиканцы сетуют, что социологию по озабоченностям нужно было рассматривать не изолированно, а сопоставляя с данными о том, кому американцы готовы были доверить бороться с выше означенными проблемами – в этой части разрыв между двух партий был не такой существенный.
Есть и те, кто считают, что выборы были сфальсифицированы. Громче всех здесь слышен голос Трампа. Нельзя сказать, что заявления эти беспочвенны. В день голосования хватало эпизодов подозрительных эпизодов: то электронная урна внезапно сломается, то избирательный участок переехал, и граждане не знают где его искать, то голоса считают как-то уж слишком долго. Отдельная тема – т.н. раннее голосование по почте, которое, как полагают республиканцы, их оппоненты использовали себе на пользу. Наконец, традиционная для Америки ситуация, когда выясняется, что подсчитаны даже голоса уже умерших граждан, в этом году вылились в совсем уж абсурдный казус – в Конгресс избрали демократа, скончавшегося в октябре. Насколько подобные «технологии» действительно помогают демократам, доподлинно неизвестно. Но совершенно точно, что американцам уже очень надоело муссирование темы «украденных выборов». Даже те, кто свято верят, что демократы и впрямь играли нечестно, не понимают, что им в этой связи надо делать: штурмовать Капитолий, как это было в 2020-м больше не хочется – добром это тогда не кончилось. Так что пар республиканцы выпускают все в том же Твиттере и прочих соцсетях, надеясь все же взять реванш на следующих выборах.
Есть и еще один ответ на вопрос «кто виноват?» И звучит он просто: виноват Трамп. Именно он с грацией и напором разъяренного носорога продвигал своих протеже на внутрипартийных праймериз, а, когда дело дошло до общих выборов, оказалось, что эти кандидаты избирателям нравятся гораздо меньше, чем Трампу. В вину экс-президенту ставят и то, что он навязал партии эмоционально заряженную повестку, отпугнувшую умеренных сторонников. Его неуемная жажда власти и стремление во что бы-то ни стало вернуться в Белый Дом вызывает неприязнь не только у демократов, но и у многих республиканцев. Обо всех этих проблемах говорили еще до выборов, но их неудовлетворительный результат «открыл шлюзы». Теперь даже прореспубликанские издания, еще недавно восхвалявшие Трампа, отзываются о нем с сарказмом.
Как появилась цветовая маркировка американских Демократической и Республиканской партий
Место же главного любимца республиканцев занял губернатор Флориды Рон Десантис. Телеканал Fox News прямо сказал, что именно Десантис теперь лидер партии, а Трампа можно списать в утиль. В свою очередь эксцентричный миллиардер, почувствовав конкуренцию, стал критиковать Десантиса и называть его «заурядным» (average). Отчасти это правда – Десантис пока не звезда общенационального масштаба. Впрочем, до президентских выборов еще два года и у губернатора Флориды есть время, чтобы набрать политических очков. Трамп, между тем, тоже сдаваться не собирается – 15 ноября он пообещал сделать «самое важное заявление», то есть, объявить о намерении участвовать в президентской гонке. Правда, советники убеждают его не торопиться и выступить после второго тура голосования в Джорджии – 6 декабря, но, когда Трамп слушал советников?
Зато демократы получают возможность перевести дух и понаблюдать за внутрипартийной грызней республиканцев. При новом раскладе сил в Конгрессе администрации Байдена работать будет труднее, чем прежде, но не настолько трудно, чтобы отказаться от плана победить на президентских выборах-2024. Впрочем, время здесь работает скорее против демократов. Байден 20 ноября отметит 80-летие – остается только догадываться насколько крепким будет его рукопожатие через два года.
Автор – директор Института международных исследований МГИМО
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".