17 июня 2024
USD 89.07 +0.86 EUR 95.15 +0.32
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Почему визит российского президента на форум "Пояса и пути" был особенно важен для Китая
Владимир Путин Зарубежье Китай саммит Си Цзиньпин

Почему визит российского президента на форум "Пояса и пути" был особенно важен для Китая

Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин

Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин

©Sergei Savostyanov/Sputnik/Pool via REUTERS

17–18 октября 2023 года Владимир Путин посетил с официальным визитом Пекин. В столице Китая российский лидер провел ряд двухсторонних встреч с главами других государств (Вьетнам, Лаос, Таиланд, Монголия). Но гвоздем программы стала, разумеется, встреча с председателем КНР Си Цзиньпином.

Это был уже 42-й их саммит. Чаще, чем с Путиным, Си не встречался ни с одним из своих зарубежных коллег. Впрочем, нынешняя встреча стоит особняком, поскольку прошла на полях крайне важного для китайского руководства форума «Пояса и пути». А важность его была продиктована круглой датой: этой осенью исполняется 10 лет с того момента, как Си Цзиньпин заявил в Астане о создании «Экономического пояса Шёлкового пути», с которого и ведет отсчет история «Пояса и пути».

Долгожданный форум

Вообще-то о том, что Путин осенью поедет в Пекин, начали говорить еще в марте после визита в Москву Си Цзиньпина. Тогда же, в марте, о проведении форума заявил на пресс-конференции после сессии китайского парламента министр иностранных дел КНР Цинь Ган.

Китайский товарищ: итоги визита Си Цзиньпина в Москву

С тех пор министр Цинь сначала «пропал с радаров», а затем и вовсе при загадочных обстоятельствах был уволен, но точные даты проведения масштабного международного форума в Пекине все не объявлялись. Это произошло лишь 12 октября, то есть за неделю до старта мероприятия. Думается, что ответственные лица в Москве и других столицах были в курсе деталей его проведения, но для широкой публики все это выглядело довольно загадочным.

Даже регулярность проведения форума – величина непостоянная. Ранее он проводился дважды: в 2017 и 2019 годах, причем сначала в мае, а затем в апреле. Но потом все карты спутала эпидемия коронавируса, о завершении которой Пекин официально объявил лишь в конце прошлого года.

В период пандемии Китай старался избегать обязательств по проведению крупных международных мероприятий, понимая, что в любой момент, возможно, придется все отменить. Пекин провел Зимние Олимпийские игры в феврале 2022 года, но после этого отказался от проведения Кубка Азии по футболу, в результате чего турнир пришлось перенести в Катар. А Летние Азиатские игры 2022-го в Ханчжоу хоть и прошли, но лишь в сентябре 2023-го.

Почему Олимпиада в Пекине разочарует и китайские власти, и общество

Да и сейчас оргкомитет явно перестраховался с датами. Возможно, из-за неясности по поводу количества и качества участников. Ведь так как инициатива «Пояса и пути» до сих пор не имеет какой-либо институциональной надстройки (о готовности «прилагать усилия» по ее созданию Си Цзиньпин объявил лишь в этом году), то и сам форум – это своего рода совокупность перекрестных встреч иностранных делегаций, съезжающихся в Пекин в гости к председателю КНР. Поэтому крайне важно, какого ранга делегаты собираются на мероприятии.

И если в 2017 году в Пекин съехались 29 глав государств, то в 2019-м их было уже 37. Сейчас этот успех повторить не удалось, хотя итоговое число приехавших лидеров все равно выглядит достойно – 23. По понятным причинам форум массово проигнорировали западные политики (из Евросоюза был только венгерский премьер Виктор Орбан, настоящий завсегдатай форума: он посещал его все три раза). А главы азиатских государств оказались перед непростой дилеммой. Месяц назад они уже съезжались в Китай для участия в церемонии открытия Азиатских игр в Ханчжоу и успели тогда пообщаться с Си Цзиньпином, так что повторять поездку многим показалось избыточным. Кроме того, ряд стран неодобрительно относится к интеграционным инициативам Пекина, среди них Индия, Австралия, Южная Корея, Япония и, разумеется, Соединённые Штаты. Понятно, что от них делегатов ждать было бы странно.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в Пекине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в Пекине, 15 октября 2023 года

PENG ZIYANG/XINHUA VIA AFP/EAST NEWS

На этом фоне визит Владимира Путина в очередной раз подтвердил особое значение российско-китайских отношений не только для самих Москвы и Пекина (для них эти отношения объективно «первые среди равных»), но и для всех стран, наблюдающих за постепенным формированием многополярного миропорядка.

Как и предыдущие два раза, Путин фактически стал хедлайнером среди гостей. На самом форуме он выступал сразу после председателя КНР. А на совместном фото делегаций Путину было отведено место в первом ряду по правую руку от Си, что лишний раз подчеркивало особый статус российского президента. Любопытно, что по левую руку от председателя КНР стоял Касым-Жомарт Токаев, президент Казахстана – страны, в которой 10 лет назад и была выдвинута инициатива «Пояса и пути».

Шелковая десятилетка

В честь своего десятилетия инициатива «Пояс и путь» вновь вернулась на передовицы китайских газет. Меж тем еще относительно недавно казалось, что на фоне пандемии коронавируса, общемирового бума протекционизма и переоценки Пекином своих финансовых возможностей проект «Пояс и путь» будет без лишнего шума «сдан в утиль».

Применим ли в России китайский опыт строительства высокоскоростных железных дорог?

Сейчас же он позиционируется как безусловно успешный и плодотворный. Причем, как и 10 лет назад, упор делается на вопросах связанности экономик и развитии транспортной инфраструктуры. Проследить за тем, что в Китае считают главными итогами десятилетки «Шёлкового пути», можно по материалам официального сайта форума. Раздел, посвященный содержанию инициативы «Пояса и пути», представляет собой крутящийся земной шар, на котором выделены государства, участвующие в инициативе (от Люксембурга до Фиджи), и нарисованы точки, олицетворяющие различные реализованные проекты.

Если изучить выборку, легко заметить, что любой крупный инфраструктурный проект, который в течение последних 10 лет осуществлялся с участием КНР в том или ином качестве, – это и есть результат «Пояса и пути». От железной дороги Будапешт – Белград (китайский Эксимбанк выдал кредит на ее постройку, а китайские строительные компании выступили подрядчиками) до глубоководного порта Лекки в Нигерии (китайская компания построила порт в рамках концессионного соглашения и сохраняет 52,5% акций созданного операционного предприятия).

Упомянут даже газопровод «Сила Сибири», хотя прорабатывать идею строительства трубопровода в Китай начали еще в конце 1990-х, а само название «Сила Сибири» появилось в 2012-м, за год до астанинского выступления Си Цзиньпина.

Очевидно, что с таким гибким подходом результаты у инициативы будут всегда, поскольку все хорошее, что в принципе происходит в мире с участием Китая, записывается в «плоды "Пояса и пути"». А что задумывалось, но не получилось, того вроде как и не было, поскольку китайская стратегия не имеет не только институциональной надстройки, но и какого-либо подобия дорожной карты и плановых показателей.

Какой будет внешняя политика Пекина после XX съезда Компартии Китая

Между тем в последние годы эксперты разных стран отмечали, что первоначальные ожидания от китайской инициативы (надо сказать, сильно завышенные) в основном не оправдались. Трансконтинентальная логистическая система между Китаем и Европой, которая должна была покрыть обширные пространства Евразии и привести к процветанию проживающие здесь народы, так и не воплотилась в жизнь в полном объеме. Грузы между востоком и западом континента по-прежнему перевозятся в основном морем, причем все через те же «игольные ушки», типа Баб-эль-Мандебского и Малаккского проливов, которые легко могут перекрыть американские ВМС, установив торговую блокаду Китая.

Показательно, что задача создания упомянутой трансконтинентальной логистической системы вновь была включена первым пунктом в план, обнародованный китайцами по итогам форума. В этом документе вообще мало нового, но это и логично: фактически перед КНР стоят те же задачи, что и 10 лет назад, только на этот раз их реализации Запад будет противиться гораздо сильнее.

Президент России Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин и другие лидеры стран-участниц форума "Шелковый путь"

Лидеры стран – участниц форума "Пояс и путь", 18 октября 2023 года

Kyodo via Reuters Connect

Главное – за закрытыми дверьми

В свете всего вышесказанного становится понятно, почему встреча Путина и Си имела особое значение. За 10 лет, минувших с момента запуска инициативы «Пояса и пути», мир серьезно изменился. В 2014 году Россия и Запад перешли к открытой конфронтации, но над китайско-американскими отношениями тучи лишь начинали сгущаться. Американцы в ту пору еще надеялись, что следствием роста уровня жизни в КНР станет демократизация страны и потеря Компартией власти. Однако уже в 2018-м при Дональде Трампе США перешли к политике сдерживания дальнейшего развития КНР. И нет сомнений, что, кто бы ни стал следующим президентом Соединённых Штатов, он будет придерживаться этого же курса.

Какое значение для всего мира будет иметь "развод" Америки и Китая

В американской аналитике принято рассуждать о том, что Китай «обманул» Вашингтон: воспользовался всеми благами интеграции в мировую экономику, технологической и финансовой открытостью Запада, но не стал перенимать западные ценности. Сейчас же именно США, стараясь избавиться от конкурента, выступают главным разрушителем созданной ими же глобальной экономической системы: злоупотребляют санкционной дубинкой и подрывают доверие партнеров к использованию доллара и западных финансовых активов.

На этом фоне Китай выглядит едва ли не главным апологетом международной экономической интеграции. С одним лишь исключением: развитие сотрудничества с КНР, по уверениям Пекина, не означает размывания цивилизационной идентичности и навязывания китайских политических или моральных ценностей.

Аналогичных взглядов придерживается и Россия. И именно российско-китайские отношения, которые, как любят повторять китайские коллеги, «являются международными отношениями нового типа», то есть не предполагающими создания формальных военно-политических блоков, представляют для стран – участниц «Пояса и пути» своего рода ролевую модель.

Дотянуться до 200: российско-китайская торговля поставила рекорд

В этой модели геополитика дополняет экономику, хотя и там и там обе страны выступают как партнеры с собственными интересами и, как следствие, определенными разногласиями. Преодоление этих разногласий, сглаживание шероховатостей – естественное поле деятельности для политиков и дипломатов. Показательно, что на форум «Пояса и пути» приехала российская делегация, заточенная на согласование вопросов энергетического и финансового сотрудничества. Понятно, что сейчас составляет главный нерв диалога Москвы и Пекина: необходимо решить вопросы по платежным механизмам, взаиморасчетам, новым проектам, и все это – в условиях санкционного давления и страха Китая потерять ранее завоеванные позиции на западных рынках.

В то же время нет сомнений, что в личной беседе Путина и Си, состоявшейся 18 октября после завершения встречи в расширенном формате, речь шла не только про экономику. Наверняка оба лидера, постоянно подчеркивающие свою дружбу и близость взглядов, за кружкой чая обсудили самые насущные международные проблемы: ситуацию на Ближнем Востоке, положение на Украине, возможные изменения на американском политическом Олимпе и грядущие в связи с этим перемены в мире.

Правда, о том, что обсуждалось в этом формате, не напишет ни одно СМИ. Точно так же, как и о том, какие неформальные схемы были одобрены на кулуарных переговорах между китайскими и российскими чиновниками и бизнесменами. На выходе мы увидим все те же выхолощенные формулы про «сотрудничество без границ» и «новую эпоху отношений». Но разочаровываться из-за этого не стоит. Нынче как раз тот случай, когда дела важнее слов и, как любили говорить китайские руководители старших поколений, «не важно, какого цвета кошка, – важно, чтобы она ловила мышей».

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль