Страх перед зимой
19 июня над газопроводом с прекрасным названием «Братство» взметнулось пламя высотой более 200 метров. Вопрос о причинах взрыва газопровода остается открытым. Но инцидент показал, насколько хрупкой оказывается энергетическая безопасность Европы в контексте гражданской войны на востоке Украины.
Днем ранее «Газпром» объявил, что впредь готов поставлять Украине газ только на условиях предоплаты. А поскольку около половины российского газа для Западной Европы проходит через территорию Украины, главам европейских правительств пришлось задаться вопросом: насколько велика вероятность, что часть стран ЕС зимой вновь останется без тепла, как это случалось уже не раз?
Одновременно влиятельные европейцы спорят, как и какими средствами следует покрывать потребности ЕС в природном газе в долгосрочной перспективе. Премьер-министр Польши Дональд Туск преисполнен решимости склонить партнеров по Евросоюзу к большей солидарности. Его коллеги охотно пускаются в рассуждения по поводу так называемого энергетического союза, который должен дать отпор «Газпрому». Но когда речь заходит о подробностях такого прожекта, случается то же, что и обычно: национальные интересы расходятся, дружба дружбой, а деньги деньгами.
Так, Туск хочет, чтобы Евросоюз создал своего рода торгово-закупочное объединение, которое будет вести переговоры с Россией. Поляки ужасно раздосадованы тем, что газ им обходится дороже, чем крупным немецким клиентам.
Однако министр экономики ФРГ Зигмар Габриэль настроен скептически. «Такие решения не случайно относится к частнохозяйственным», - констатировал он еще 13 июня на встрече министров энергетики стран ЕС. Немецкие газоснабжающие компании, такие как E.on и Wintershall, пока что благополучно договаривались с российскими партнерами, у которых они закупают природный газ по долгосрочным контрактам сроком до 20 лет на сравнительно выгодных условиях.
С точки зрения отрасли, старые договора суть одна из причин, лимитирующих солидарность в ЕС. Поставки, объясняет высокопоставленный источник в концерне E.on, во многих случаях сопряжены с запретом на реэкспорт природного газа. Перепродавать голубое топливо странам Восточной Европы, как это планирует Еврокомиссия, будет проблематично, отмечает он.
Брюссельские чиновники, напротив, убеждены, что подобные оговорки как минимум в сравнительно недавних договорах противоречат европейскому праву. Это одна из причин, по которым еврокомиссар Хоакин Альмуния проводит проверку договоров с «Газпромом». Его коллега из области энергетики Гюнтер Эттингер тоже считает «условие, согласно которому потребление природного газа должно осуществляться строго на территории Германии, неправомерным».
Согласия нет и по вопросу о финансировании предполагаемого «энергосоюза». По расчетам Еврокомиссии, до 2020 года на реконструкцию газопроводов и энергосетей необходимо потратить около 200 млрд евро, чтобы создать в ЕС единый внутренний энергетический рынок. Но пока что Евросоюз выделил на соответствующие проекты всего 5,8 млрд евро.
Государства-члены ЕС не могут договриться даже о необходимых мерах по подготовке к предстоящей зиме. В проекте заключительного коммюнике, который обсуждался еще до начала саммита, первоначально говорилось только об укреплении «существующих механизмов на случай нештатных ситуаций и механизмов солидарности», таких как хранилища природного газа. Польша, напротив, выступает за выработку конкретных концепций, предусматривающих, кто, по какой цене и в каких количествах должен будет «делиться» газом в условиях кризиса.
Тон заявлений становится все более резким. «Немыслимо, - разводит руками один польский дипломат, - чтобы в условиях такого кризиса мы не смогли прийти к единому мнению по столь существенному вопросу».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".