Дымовая завеса: почему не удается предотвратить лесные пожары
За последние годы расходы на охрану лесов от пожаров выросли двукратно. Вместе с тем также двукратно увеличилась площадь лесных пожаров. Связь между этими фактами в преддверии пожароопасного сезона-2023 пытались обнаружить аудиторы Счетной палаты РФ.
- Нарушения пожароохранных мер
- Минприроды сохраняет лес
- Отсутствие дорог и план ради плана
- Вырубка после пожара
- Вернуть лесничества
- Первый шаг
Нарушения пожароохранных мер
Общая площадь российских лесов достигает почти 1,2 млрд га – около половины (46,3%) территории страны. Несмотря на важность задачи по их сохранению, много лет эта сфера сильно недофинансировалась. Ситуацию постарались исправить после рекордного числа пожаров в 2021 году, когда в период аномальной жары в Сибири и на Дальнем Востоке выгорело более 17 млн гектаров леса, а дым впервые в истории наблюдений достиг Северного полюса.
Перед ответственными ведомствами была поставлена цель сократить площадь возгораний в два раза к 2030 году. Для этого федеральное финансирование охраны лесов от пожаров было увеличено с 6 млрд до 14,2 млрд руб. в год, а общие расходы субъектов РФ за счет всех источников достигли 24,3 млрд руб.
Глава МЧС доложил Путину о подготовке к сезону лесных пожаров и паводков
По данным Минприроды, средства были направлены на увеличение штата лесных пожарных и парашютно-десантной службы, увеличение авиационного мониторинга, формирование федерального лесопожарного центра «Север» и покупку шести новых вертолетов Ми-8, оборудованных техникой и средствами для тушения лесных пожаров.
Счетная палата проверила, насколько эффективно расходуются эти средства. Аудит выявил ряд системных проблем и недостатков.
За три года площадь земель лесного фонда сократилась на 0,4 млн га, а запас древесины уменьшился на 0,2%. Ежегодно увеличивается площадь лесов, которые требуют восстановления. На 1 января 2022 года она составляла 35,3 млн га.
Насчитывается порядка 10,8 млн га погибших и поврежденных деревьев, более половины из них – по причине пожаров.
Основным инструментом охраны лесов от пожаров является мониторинг пожарной опасности, который состоит из целого комплекса мер, в том числе системы обнаружения пожаров и наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств. По мнению аудиторов, эта работа не организована должным образом. Так, во многих регионах отключены грозопеленгаторы, и в лесопожарные центры не поступает информация о грозовой активности. Например, в Республике Саха (Якутия) с 2019 года не работает модуль грозопеленгации, тогда как 88% лесных пожаров в регионе возникает именно в результате гроз. В лесах Красноярского края следствием гроз является 50% общего числа лесных пожаров, а средняя площадь выгоревшего в итоге леса превышает 90%.
Проверка показала, что практически не востребованы результаты дистанционного мониторинга использования лесов. В 2022 году на его проведение подведомственному Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхозу) ФГБУ «Рослесинфорг» было направлено 113 млн руб. Результатом этого мониторинга должно было стать возмещение средств за нелегальные вырубки, но за последние 10 лет удалось вернуть всего 0,2% от выявленного ущерба. Например, в 2020-м ущерб составил 6,2 млрд руб., а возмещено всего 15 млн руб.
В 72 регионах России зафиксировано начало пожароопасного сезона
Аналогичная ситуация сложилась с мониторингом воспроизводства лесных насаждений и лесопатологическим мониторингом, на которые было выделено 996,4 млн и 2436,4 млн руб. соответственно.
Информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз), которая является прогностическим инструментом обнаружения и учета лесных пожаров, не модернизировалась на протяжении более трех лет. Пожары на установленных системой термоточках не подтверждаются в 76% случаев, что влечет за собой дополнительные расходы бюджетов на патрулирование лесов.
Наблюдение из космоса осуществляется с помощью аппаратуры, которая не обеспечивает потребности для работы ИСДМ-Рослесхоз как по количеству, так и по качеству данных съемки.
Увеличение расходов на авиационное и наземное патрулирование ничего не дало – их эффективность даже уменьшилась. Два вертолета Ми-8МТВ общей стоимостью 1079,7 млн руб., приобретенных за счет средств федерального бюджета, использовались для получения дохода.
В 2023 году было запланировано сокращение на 18% (415 млн га) так называемых зон контроля, где по решениям комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) допускается не тушить лесные пожары. Так поступают, когда отсутствует угроза населенным пунктам или объектам экономики, а прогнозируемые затраты на тушение превышают прогнозируемый вред (например, в труднодоступных и удаленных территориях). В 2022 году такие зоны были выделены на площади 505 млн га, что составляет 44% площади земель лесного фонда. Как выяснили аудиторы, планируемое сокращение не обеспечено бюджетным финансированием.
Кроме того, в регионах выявлены многочисленные нарушения пожароохранных мер, порядка введения ЧС в лесах, ведения бухгалтерского учета, осуществления госзакупок и другие факты.
Минприроды сохраняет лес
Как сообщили в Минприроды, предыдущий пожароопасный сезон в 2023 году был досконально проанализирован, все случаи разобраны. Полученная в результате аналитика направлена полномочным представителям президента, в Генеральную прокуратуру и главам регионов. Регулярно проводятся проверки готовности регионов к лесопожарному сезону, при этом критерии оценки максимально детализированы: если в 2022 году было 16 показателей, то сейчас – около 30. Также принят новый порядок реагирования на лесные пожары: первые 24 часа – муниципальный уровень, с 24 до 74 часов – региональный, свыше 74 часов – федеральный, когда подключаются Авиалесоохрана и МЧС России.
По итогам 2022 года оснащенность лесопожарной техникой в среднем по стране составила свыше 93%.
Второй год превышается запланированный показатель восполнения лесных площадей взамен утраченных. В 2022 году площадь лесовосстановления составила 1,3 млн га, в 2023 году планируется восстановить лес на площади 1,4 млн га. Кроме того, в прошлом году 70,6 млн деревьев высажено в рамках акции «Сохраним лес».
Решается ключевая задача по декриминализации отрасли. Принято восемь законов, создана система прослеживаемости древесины, которой не было ранее. На апрель 2023 года через систему Рослесхоза ЛесЕГАИС выдано более 10 млн сопроводительных документов на партии древесины. Стал прозрачен весь путь: от места заготовки до переработки и экспорта.
Лесные ресурсы теперь предоставляются в пользование компаниям, у которых есть мощности по переработке.
Отсутствие дорог и план ради плана
Охрана лесов от пожаров осложнена в России сразу несколькими природно-географическими и организационными аспектами, отмечает руководитель службы лесоуправления компании «Свеза» Александр Протченко, и это необходимо принимать во внимание. «Ни у одной другой страны нет лесной территории, охватывающей столько часовых поясов и условий местопроизрастания. При такой обширной географии наши леса заключают в себе соответствующие сложности организации лесоуправления», – говорит он.
Так, дорожная инфраструктура, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, недостаточна. Средняя плотность лесных дорог в российских лесах составляет, по разным оценкам, от 0,5 до 2,3 км на 1000 га леса (для сравнения: в странах Западной Европы и Северной Америки – 10–45 км на 1000 га). В большинстве случаев, в том числе при оперативном обнаружении пожара, быстрота реагирования и тушения зависит от наличия доступа к месту возгорания.
Даже при увеличенном целевом финансировании на приобретение техники для охраны леса и борьбы с пожарами техническая обеспеченность регионов недостаточна. Об этом говорят многочисленные факты оперативного привлечения на тушение пожаров неподведомственной техники.
По словам Протченко, в большинстве многолесных регионов работа по противопожарному обустройству вынужденно строится по принципу «выполнить план там, где это возможно, а не там, где нужно». В итоге из года в год противопожарные мероприятия сфокусированы на доступных участках, а оставленные без защиты недоступные горят.
Первоочередным шагом по улучшению деятельности в сфере охраны лесов должно стать исключение субъектами РФ выполнения «планов ради планов», считает эксперт. Мероприятия по охране должны проводиться там, где они нужны и принесут пользу – защитят лес от пожара.
Также можно было бы привлечь к неосвоенным лесным участкам арендаторов на взаимовыгодных условиях. Например, предоставить им снижающий коэффициент к арендной плате взамен на инвестиции в противопожарное обустройство лесного участка или строительство капитальных лесных дорог. Выйти на качественно новый уровень лесозащитной функции невозможно и без реализации механизмов государственно-частного партнерства в сфере строительства лесных дорог и развития инфраструктуры.
«Кроме того, очень важно организовать качественную коммуникацию с населением, усилить просветительскую и воспитательную работу с молодежью, вовлекать ее в мероприятия по охране, защите и уходу за лесом», – полагает Протченко.
Вырубка после пожара
Народный фронт проанализировал влияние человеческого фактора на лесные пожары. Например, у значительной части древесины, заготавливаемой при санитарных рубках после пожаров, сохраняется высокое товарное качество. Действующее законодательство содержит нормы, которые позволяют недобросовестным лесопользователям – арендаторам участков устраивать слабые низовые пожары для ускоренной вырубки леса. Это дает им возможность вырубить лес с приемлемым качеством древесины за один год, а не за несколько десятилетий, как предусмотрено проектом освоения лесов. Однако выявить умышленные поджоги достаточно сложно.
Больше вырубают, чем высаживают: кто и как восстанавливает российские леса
«Возможно, следует закрепить за государством право собственности на древесину, заготавливаемую при проведении санитарных рубок лесных насаждений, пострадавших в результате пожаров на лесных участках, переданных в аренду», – предложила представитель направления «Народный фронт. Аналитика» Ольга Позднякова.
Народный фронт также выступает за полный запрет сжигания порубочных остатков от расчистки лесосек в пожароопасный период. Для системного решения проблемы необходимо разработать меры государственного стимулирования безотходных технологий заготовки древесины, в том числе использования древесных отходов для топлива, фармацевтики, древесной муки и так далее.
Вернуть лесничества
Необходимо пересмотреть концепцию действующего Лесного кодекса, оказавшегося ущербным для лесного хозяйства, убеждена председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Елена Шаройкина. Нужен новый свод «лесных» законов, который будет основываться на современных реалиях и учитывать многофункциональность российских лесов. Имеет смысл также возродить полноценный институт лесничеств, так как именно они могут эффективно противодействовать лесным пожарам.
«Источник лесного пожара необходимо обнаружить и локализовать в течение первых суток, а это крайне сложно сделать, когда на территории всей страны работает всего 22 тысячи лесников – в пять раз меньше, чем было до введения в действие Лесного кодекса 2006 года, и в десять раз меньше, чем необходимо для эффективного решения проблемы», – напоминает эксперт.
При этом лесничества должны быть усилены как кадрово, так и технологически и заниматься не столько бумажной работой, как сейчас, сколько реальными обходами и объездами, с помощью дронов вести наблюдение с воздуха. Только тогда будет качественный результат.
Кроме того, нужна централизация, которая позволит собрать все силы и средства в одних руках и устранит раскоординацию действий различных служб. Это даст возможность направлять имеющийся резерв точечно на ликвидацию обнаруженного очага без дополнительных согласований, как это происходит в настоящее время.
Также необходимо уделить особое внимание открытости данных для общественного контроля. По словам Шаройкиной, сейчас закрыто абсолютное большинство получаемых данных, причем не только для граждан, но и для профессиональной общественности, квалифицированных специалистов, работающих вне системы органов управления лесами и подведомственных им организаций, и даже для субъектов общественного контроля. Это может быть одной из причин многих проблем, а также того, что проблемы не решаются в течение длительного времени. Эксперт подчеркнула, что лесная политика должна быть долгосрочной и планироваться на три-четыре поколения вперед (60–80 лет).
Первый шаг
Совершенствованию законодательства в области охраны лесов и устранения излишних административных барьеров уделяется особое внимание, говорит председатель комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин. Так, приняты в первом чтении поправки в Лесной кодекс, которые устанавливают полномочия Рослесхоза по созданию и использованию федерального резерва и упрощают процедуру привлечения подразделений «Авиалесоохраны».
Введение поправок поможет оперативно доводить деньги до регионов и предпринимать необходимые срочные меры по тушению лесных пожаров. Ожидается, что законопроект будет окончательно принят в течение весенней сессии 2023 года.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".