Наверх
18 октября 2021
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "10--16 ИЮНЯ"

10 июня 1923 года в Чехии, в небогатой еврейской семье, родился британский медиамагнат Роберт Максвелл. Его настоящее имя -- Ян Людвик Хох. После оккупации Чехословакии гитлеровцами юноше удалось бежать в Румынию, а затем он перебрался на Британские острова. Родных Максвелла ожидала трагическая участь: его отца расстреляли, а мать и других родственников уничтожили в фашистском концлагере. В годы войны будущий бизнесмен храбро сражался в британской армии, а в конце 40-х годов занялся финансовыми операциями и политикой. Максвелл придерживался левых убеждений, и с 1964 по 1970 год был депутатом палаты общин от лейбористов. Максвелл контролировал три крупные общенациональные газеты ("Дэйли Миррор", "Санди Миррор" и "Пипл"), с помощью которых лейбористы не без успеха доносили до нации свои идеи. Когда в 1984 году к нему перешел контроль над изданиями группы "Миррор", он рискнул перевести газеты на цветную печать и не прогадал. Миллиардер Максвелл позволял себе издавать труды советских вождей, а с 1988 года спонсировал издание "Московских новостей" по-английски. Его бизнес всегда был рисковым, и накануне смерти долги его фирм составляли около $4 млрд. 5 ноября 1991 года яхта Максвелла отплыла с Канарских островов, а вскоре труп миллиардера был обнаружен в океане.


11 июня 1958 года в шведском городе Борас сборная СССР под руководством тренера Гавриила Дмитриевича Качалина одержала первую в истории победу на чемпионатах мира по футболу, выиграв у австрийцев со счетом 2:0. При Сталине советские футболисты очень долго не контактировали с "деятелями буржуазного спорта", вступили в ФИФА только после Второй мировой войны, а на чемпионат мира поехали только в 1958-м -- правда, в ранге олимпийских чемпионов Мельбурна. Сборная СССР попала в очень трудную группу с участием будущих чемпионов мира бразильцев, родоначальников футбола англичан и сильных в те годы австрийцев. Дополнительные козыри соперникам предоставило партийное начальство: лучший форвард сборной СССР Эдуард Стрельцов вместо поездки на чемпионат мира загремел на несколько лет в лагеря. Хрущеву очень не понравилось поведение футболиста в быту: накануне отъезда в Швецию нетрезвый Эдуард при туманных обстоятельствах добился взаимности 20-летней Марианны Лебедевой. Это событие суд квалифицировал как изнасилование. Но и без Стрельцова советская команда, если судить по современным меркам, выступила достойно. В первом матче, 8 июня, англичане отыгрались лишь за пять минут до конца с помощью пенальти в ворота Льва Яшина. От австрийцев и их грозного бомбардира Буцека Лев Иванович свои ворота уберег, а наши футболисты Анатолий Ильин и Валентин Иванов дважды огорчили австрийского вратаря Курта Шмидта. Впрочем, австрийцы в последнем туре спасли сборную СССР: в ничего не значащем для них матче они сыграли вничью с англичанами, и после поражения от бразильцев (0:2) нашим пришлось играть дополнительный матч за выход из группы с Англией. За счет гола Ильина команда Качалина вышла-таки в четвертьфинал, где уступила шведам со счетом 0:2.


15 июня 1896 года в селе Озеренцы Веневского уезда Тульской губернии родился один из основателей советского автопрома Иван Алексеевич Лихачев. После смерти Сталина его имя стало известно каждому советскому человеку, когда автозавод имени Сталина в Москве получил имя Лихачева (ЗИЛ). С двенадцати лет он работал на Путиловском заводе в Питере, с девятнадцати -- служил на Балтийском флоте, в двадцать один -- вступил в партию большевиков и Красную гвардию. Молодой человек с идеальной для советской власти биографией продолжил карьеру в ЧК, а начиная с 1921 года занимал ответственные посты в руководстве московских профсоюзов. В тридцать лет Иван Алексеевич получил главное назначение своей жизни -- директором на завод АМО (с 1931 года -- ЗИС). На плечи Лихачева легла работа по созданию современного автозавода, способного хоть как-то поспеть за планами индустриализации. Работой Лихачева "вождь народов" был доволен, в феврале 1939 года сделал его наркомом среднего машиностроения, а вскоре и членом ЦК. В среде высшей бюрократии Лихачев не прижился -- уже в октябре 1940-го его разжаловали из наркомов за неисполнение правительственных решений и вновь отправили на ЗИС. Только после смерти Сталина Иван Алексеевич вновь стал министром -- на сей раз автомобильного транспорта и автомобильных дорог СССР. 24 июня 1956 года, сразу после 60-летнего юбилея, подвижник советской автопромышленности скончался.


15 июня 1834 года в Петербурге на 66-м году жизни скончался князь Виктор Павлович Кочубей, первый в истории России министр внутренних дел и один из "молодых друзей" императора Александра I. Карьера Кочубея, происходившего из известного украинского рода, мягко направлялась его дядей, известным екатерининским вельможей Александром Андреевичем Безбородко. В 1784 году по протекции родственника 15-летний Кочубей был приписан к миссии в Стокгольме, спустя четыре года отправился в Лондон. В 1792 году юного дипломата назначили полномочным министром в Константинополь. Виктор Павлович умел нравиться монархам -- Екатерине II, Павлу I, Александру I, был тактичен, осторожен и предупредителен. Войдя в ближний круг при молодом императоре Александре Павловиче, Кочубей в 1802 году стал министром внутренних дел и образцово наладил работу нового ведомства. В отличие от нынешнего МВД, при Кочубее это ведомство занималось не отловом преступников, а промышленным развитием страны и удовлетворением продовольственных нужд ее жителей. После Тильзитского мира 1807 года у англофила Кочубея произошел конфликт с императором, и вскоре он был отставлен от должности. Только при Николае I в 1826 году Виктор Павлович был обласкан и назначен председателем Государственного совета и Комитета министров. Николай I возвел его в княжеское достоинство, а за несколько месяцев до смерти назначил государственным канцлером внутренних дел.

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
18.10.2021