Архивная публикация 1999 года: "Абрамович. Фамилие такое"
Как бы ни хорохорился премьер-министр Сергей Степашин, заявляя о своей единой и неделимой власти над кабинетом, ему придется всего лишь следовать политической воле узкого кремлевского круга.Главным событием недели опрошенные назвали окончательное утверждение состава кабинета министров Сергея Степашина.
Первым же в недельном рейтинге удачливости оказался президент РФ Борис Ельцин. Но не потому, что принял деятельное участие в раздаче министерских портфелей (этого он не делал), а потому, что нынешнее правительство составлено с точным учетом политических интересов президента и его окружения: кабинет Степашина призван в первую очередь аккумулировать средства для президентской кампании будущего выдвиженца Кремля. Который, в свою очередь, гарантирует первым лицам режима беспроблемное существование после 2000 года.
Вторым номером недели признана дочь президента и его советник по имиджу Татьяна Дьяченко. Именно ее опрошенные называют главной разводящей интересов различных кланов при формировании кабинета министров. Именно она, утверждают журналисты, принимала окончательное решение относительно той или иной кандидатуры, за которой стояли те или иные субъекты влияния -- Березовский ли, глава "Сибнефти" Абрамович, Чубайс или премьер Степашин.
В результате кадровой политики Дьяченко в плюсовом списке оказался видный финансист и теневой политик Борис Березовский. И не потому, что среди вторых-третьих фигур кабинета не оказалось человека, способного играть против Березовского. Оценщики полагают, что, как бы ни хорохорился сам премьер Сергей Степашин, заявляя о своей единой и неделимой власти над кабинетом, ему придется всего лишь следовать политической воле узкого кремлевского круга -- разработчиком же предполагаемых новых политических механизмов Кремля журналисты единодушно называют именно Березовского. А проводником этой воли в правительстве Степашина будет первый вице-премьер Николай Аксененко, подконтрольный Березовскому через упомянутого Романа Абрамовича.
Кстати, что касается последних публикаций в СМИ об Абрамовиче. По мнению самых осторожных из оценщиков, информация о том, что Абрамович по степени влияния на президентскую семью чуть ли не превзошел Березовского, не соответствует действительности. Главным образом потому, что "ближние" президента Ельцина, для того чтобы спасти себя и режим, нуждаются не только в деньгах, но и в новых политических технологиях. Не исключено (но еще не факт), что Абрамович умеет лучше Березовского делать деньги, но уж что касается политических технологий, то в этом деле чистый предприниматель Абрамович, не имея ни соответствующего опыта, ни нужных структур под рукой, не может конкурировать с Березовским, у которого все это есть. Некоторые оценщики вообще уверяют, что за выпячиванием Абрамовича стоит сам Березовский, которому выгодно на нынешнем этапе оставаться в тени: больше возможностей для маневра.
Функция своеобразного ключа к кабинету Степашина обеспечила плюсами первого вице-премьера Николая Аксененко. Картину подпортил только думский запрос к Аксененко, по которому выходит, что, согласно результатам расследования Счетной палаты, из 100 млрд. рублей, потраченных Министерством путей сообщения под руководством Аксененко, 19% суммы ушли в никуда. Часть вопросов депутатов касается семейного бизнеса первого вице-премьера. Якобы тот в бытность опять же министром железных дорог отдавал особое предпочтение ряду фирм, в частности швейцарской "Трансрейл", во главе которой, по уверению депутатов, стоит сын Аксененко.
На неделе МВД РФ одного за другим освобождало российских заложников из чеченского плена. Опрошенные, на всякий случай задавая вопрос, отчего раньше МВД тянуло с этим, тем не менее поощрили плюсовыми оценками нового министра внутренних дел Владимира Рушайло, которому массовые освобождения пленников добавили авторитета.
Неустанные телезаверения премьер-министра Сергея Степашина о том, что именно он руководит кабинетом министров и, более того, все карты у него, окончательно убедили журналистов в обратном. Комбинации вокруг основных портфелей в правительстве прошли без учета интересов премьера. И наоборот, первый вице-премьер Аксененко, в руках которого сосредоточен контроль над реальной экономикой и естественными монополиями, смотрится куда внушительнее самого премьера.
Уход не удовлетворенного размерами своих полномочий "второго" первого вице Михаила Задорнова не принес ему славы уже потому, что взамен Задорнову достался почти общественный пост спецпредставителя по связям с международными финансовыми организациями в ранге первого вице-премьера. Что никак не компенсировало Задорнову тех полномочий, которыми он располагал, "просто" стоя во главе Минфина.
Состав кабинета министров никак не может удовлетворить главу РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса как политика. Во-первых, с уходом Задорнова "из денег" Чубайс утратил всякие выходы на Минфин. Во-вторых, политическая легковесность и незначительность идейно близкого Чубайсу первого вице по макроэкономике Виктора Христенко не оставляет Чубайсу надежды серьезно влиять на экономическую политику государства. В третьих, заявленный Николаем Аксененко интерес к естественным монополиям, в том числе к РАО ЕЭС, бьет по последнему рубежу Анатолия Чубайса. Первый вице-премьер уже успел, полагаясь на нелюбовь оппозиции к Чубайсу, провести в Думу проект закона о приватизации и выделении из состава РАО ЕЭС "Тюменьэнерго", снабжающей электроэнергией нефтяные компании Тюменской области, в том числе и "Сибнефть". Так что заинтересованным лицом здесь выступил глава "Сибнефти" Роман Абрамович. Благодаря Думе, выступившей за единство энергосистемы, Чубайсу на этот раз повезло -- "Тюменьэнерго" осталась за ним. Но, как предсказывают опрошенные, Чубайса как идейного противника связки Березовский--Абрамович ждут непростые времена.
Все тот же предметный интерес первого вице-премьера Аксененко к другому естественному монополисту, ОАО "Газпром", обернулся ударом по главе "Газпрома" Рему Вяхиреву. Прежде никто всерьез не подвергал сомнению доверительные отношения "Газпрома" с правительствами -- залогом тому служил госпакет акций "Газпрома", находившийся в управлении у Вяхирева. Теперь, когда Николай Аксененко объявил о передаче госпакета в доверительное управление министру топлива и энергетики Виктору Калюжному, престиж Вяхирева пошатнулся. Хотя, на взгляд опрошенных, его позиции внутри компании по-прежнему слишком сильны, чтобы позволить кому-либо убрать Вяхирева из "Газпрома" помимо его воли.
Блестящей победой ЛДПР представил свой провал на выборах белгородского губернатора вождь либерал-демократов Владимир Жириновский. Заранее оповестивший всех о своей неминуемой победе Жириновский набрал 18% голосов избирателей и занял лишь третье место.
Несостоявшимся событием недели опрошенные признали провал в Госдуме законопроекта об отлучении компании "Тюменьэнерго" от РАО "ЕЭС России".
Набрали очки
1. Президент РФ Борис Ельцин -- плюс 1,0
2. Советник президента РФ по имиджу Татьяна Дьяченко -- плюс 0,8
3. Финансист Борис Березовский -- плюс 0,7
4. Первый вице-премьер правительства РФ Николай Аксененко -- плюс 0,6
5. Министр внутренних дел правительства РФ Владимир Рушайло -- плюс 0,4
Потеряли очки
1. Председатель правительства РФ Сергей Степашин -- минус 0,9
2. Спецпредставитель на переговорах с международными финансовыми организациями в ранге первого вице-премьера правительства РФ Михаил Задорнов -- минус 0,7
3. Председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс -- минус 0,6
4. Председатель правления ОАО "Газпром" Рем Вяхирев -- минус 0,4
5. Депутат Госдумы РФ Владимир Жириновский -- минус 0,3
Рейтинг пятерых "удачников" и пятерых "неудачников" политической недели составлен на основе оценок, выставленных политикам журналистами российских изданий и обработанных по следующей методике. Каждый эксперт называет по три политика со знаком "плюс" и столько же -- со знаком "минус". В соответствии с числом упоминаний в том или ином списке политикам начисляются очки, которые потом делятся на коэффициент, равный числу экспертов.
Всего экспертами были упомянуты 15 человек.
Политиков оценивали: Александр Гамов, зав. отделом политики газеты "Комсомольская правда"; Виктор Бондарев, политический обозреватель журнала "Родина"; Рафаэль Гусейнов, зам. главного редактора газеты "Труд"; Сергей Калмыков, исполнительный директор газеты и Межрегионального агентства информации "Вся Россия"; Дмитрий Камышев, обозреватель отдела политики газеты "КоммерсантЪ-Daily"; Андрей Колесников, редактор отдела политики газеты "Известия"; Сергей Мулин, спецкорреспондент отдела политики газеты "Сегодня"; Николай Зятьков, генеральный директор ЗАО "АиФ", первый зам. главного редактора еженедельника "Аргументы и факты"; Валерий Хомяков, директор Агентства прикладной и региональной политики; Олег Техменев, шеф-редактор отдела политики газеты "Век".
Как бы ни хорохорился премьер-министр Сергей Степашин, заявляя о своей единой и неделимой власти над кабинетом, ему придется всего лишь следовать политической воле узкого кремлевского круга.Главным событием недели опрошенные назвали окончательное утверждение состава кабинета министров Сергея Степашина.
Первым же в недельном рейтинге удачливости оказался президент РФ Борис Ельцин. Но не потому, что принял деятельное участие в раздаче министерских портфелей (этого он не делал), а потому, что нынешнее правительство составлено с точным учетом политических интересов президента и его окружения: кабинет Степашина призван в первую очередь аккумулировать средства для президентской кампании будущего выдвиженца Кремля. Который, в свою очередь, гарантирует первым лицам режима беспроблемное существование после 2000 года.
Вторым номером недели признана дочь президента и его советник по имиджу Татьяна Дьяченко. Именно ее опрошенные называют главной разводящей интересов различных кланов при формировании кабинета министров. Именно она, утверждают журналисты, принимала окончательное решение относительно той или иной кандидатуры, за которой стояли те или иные субъекты влияния -- Березовский ли, глава "Сибнефти" Абрамович, Чубайс или премьер Степашин.
В результате кадровой политики Дьяченко в плюсовом списке оказался видный финансист и теневой политик Борис Березовский. И не потому, что среди вторых-третьих фигур кабинета не оказалось человека, способного играть против Березовского. Оценщики полагают, что, как бы ни хорохорился сам премьер Сергей Степашин, заявляя о своей единой и неделимой власти над кабинетом, ему придется всего лишь следовать политической воле узкого кремлевского круга -- разработчиком же предполагаемых новых политических механизмов Кремля журналисты единодушно называют именно Березовского. А проводником этой воли в правительстве Степашина будет первый вице-премьер Николай Аксененко, подконтрольный Березовскому через упомянутого Романа Абрамовича.
Кстати, что касается последних публикаций в СМИ об Абрамовиче. По мнению самых осторожных из оценщиков, информация о том, что Абрамович по степени влияния на президентскую семью чуть ли не превзошел Березовского, не соответствует действительности. Главным образом потому, что "ближние" президента Ельцина, для того чтобы спасти себя и режим, нуждаются не только в деньгах, но и в новых политических технологиях. Не исключено (но еще не факт), что Абрамович умеет лучше Березовского делать деньги, но уж что касается политических технологий, то в этом деле чистый предприниматель Абрамович, не имея ни соответствующего опыта, ни нужных структур под рукой, не может конкурировать с Березовским, у которого все это есть. Некоторые оценщики вообще уверяют, что за выпячиванием Абрамовича стоит сам Березовский, которому выгодно на нынешнем этапе оставаться в тени: больше возможностей для маневра.
Функция своеобразного ключа к кабинету Степашина обеспечила плюсами первого вице-премьера Николая Аксененко. Картину подпортил только думский запрос к Аксененко, по которому выходит, что, согласно результатам расследования Счетной палаты, из 100 млрд. рублей, потраченных Министерством путей сообщения под руководством Аксененко, 19% суммы ушли в никуда. Часть вопросов депутатов касается семейного бизнеса первого вице-премьера. Якобы тот в бытность опять же министром железных дорог отдавал особое предпочтение ряду фирм, в частности швейцарской "Трансрейл", во главе которой, по уверению депутатов, стоит сын Аксененко.
На неделе МВД РФ одного за другим освобождало российских заложников из чеченского плена. Опрошенные, на всякий случай задавая вопрос, отчего раньше МВД тянуло с этим, тем не менее поощрили плюсовыми оценками нового министра внутренних дел Владимира Рушайло, которому массовые освобождения пленников добавили авторитета.
Неустанные телезаверения премьер-министра Сергея Степашина о том, что именно он руководит кабинетом министров и, более того, все карты у него, окончательно убедили журналистов в обратном. Комбинации вокруг основных портфелей в правительстве прошли без учета интересов премьера. И наоборот, первый вице-премьер Аксененко, в руках которого сосредоточен контроль над реальной экономикой и естественными монополиями, смотрится куда внушительнее самого премьера.
Уход не удовлетворенного размерами своих полномочий "второго" первого вице Михаила Задорнова не принес ему славы уже потому, что взамен Задорнову достался почти общественный пост спецпредставителя по связям с международными финансовыми организациями в ранге первого вице-премьера. Что никак не компенсировало Задорнову тех полномочий, которыми он располагал, "просто" стоя во главе Минфина.
Состав кабинета министров никак не может удовлетворить главу РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса как политика. Во-первых, с уходом Задорнова "из денег" Чубайс утратил всякие выходы на Минфин. Во-вторых, политическая легковесность и незначительность идейно близкого Чубайсу первого вице по макроэкономике Виктора Христенко не оставляет Чубайсу надежды серьезно влиять на экономическую политику государства. В третьих, заявленный Николаем Аксененко интерес к естественным монополиям, в том числе к РАО ЕЭС, бьет по последнему рубежу Анатолия Чубайса. Первый вице-премьер уже успел, полагаясь на нелюбовь оппозиции к Чубайсу, провести в Думу проект закона о приватизации и выделении из состава РАО ЕЭС "Тюменьэнерго", снабжающей электроэнергией нефтяные компании Тюменской области, в том числе и "Сибнефть". Так что заинтересованным лицом здесь выступил глава "Сибнефти" Роман Абрамович. Благодаря Думе, выступившей за единство энергосистемы, Чубайсу на этот раз повезло -- "Тюменьэнерго" осталась за ним. Но, как предсказывают опрошенные, Чубайса как идейного противника связки Березовский--Абрамович ждут непростые времена.
Все тот же предметный интерес первого вице-премьера Аксененко к другому естественному монополисту, ОАО "Газпром", обернулся ударом по главе "Газпрома" Рему Вяхиреву. Прежде никто всерьез не подвергал сомнению доверительные отношения "Газпрома" с правительствами -- залогом тому служил госпакет акций "Газпрома", находившийся в управлении у Вяхирева. Теперь, когда Николай Аксененко объявил о передаче госпакета в доверительное управление министру топлива и энергетики Виктору Калюжному, престиж Вяхирева пошатнулся. Хотя, на взгляд опрошенных, его позиции внутри компании по-прежнему слишком сильны, чтобы позволить кому-либо убрать Вяхирева из "Газпрома" помимо его воли.
Блестящей победой ЛДПР представил свой провал на выборах белгородского губернатора вождь либерал-демократов Владимир Жириновский. Заранее оповестивший всех о своей неминуемой победе Жириновский набрал 18% голосов избирателей и занял лишь третье место.
Несостоявшимся событием недели опрошенные признали провал в Госдуме законопроекта об отлучении компании "Тюменьэнерго" от РАО "ЕЭС России".
Набрали очки
1. Президент РФ Борис Ельцин -- плюс 1,0
2. Советник президента РФ по имиджу Татьяна Дьяченко -- плюс 0,8
3. Финансист Борис Березовский -- плюс 0,7
4. Первый вице-премьер правительства РФ Николай Аксененко -- плюс 0,6
5. Министр внутренних дел правительства РФ Владимир Рушайло -- плюс 0,4
Потеряли очки
1. Председатель правительства РФ Сергей Степашин -- минус 0,9
2. Спецпредставитель на переговорах с международными финансовыми организациями в ранге первого вице-премьера правительства РФ Михаил Задорнов -- минус 0,7
3. Председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс -- минус 0,6
4. Председатель правления ОАО "Газпром" Рем Вяхирев -- минус 0,4
5. Депутат Госдумы РФ Владимир Жириновский -- минус 0,3
Рейтинг пятерых "удачников" и пятерых "неудачников" политической недели составлен на основе оценок, выставленных политикам журналистами российских изданий и обработанных по следующей методике. Каждый эксперт называет по три политика со знаком "плюс" и столько же -- со знаком "минус". В соответствии с числом упоминаний в том или ином списке политикам начисляются очки, которые потом делятся на коэффициент, равный числу экспертов.
Всего экспертами были упомянуты 15 человек.
Политиков оценивали: Александр Гамов, зав. отделом политики газеты "Комсомольская правда"; Виктор Бондарев, политический обозреватель журнала "Родина"; Рафаэль Гусейнов, зам. главного редактора газеты "Труд"; Сергей Калмыков, исполнительный директор газеты и Межрегионального агентства информации "Вся Россия"; Дмитрий Камышев, обозреватель отдела политики газеты "КоммерсантЪ-Daily"; Андрей Колесников, редактор отдела политики газеты "Известия"; Сергей Мулин, спецкорреспондент отдела политики газеты "Сегодня"; Николай Зятьков, генеральный директор ЗАО "АиФ", первый зам. главного редактора еженедельника "Аргументы и факты"; Валерий Хомяков, директор Агентства прикладной и региональной политики; Олег Техменев, шеф-редактор отдела политики газеты "Век".
НАТАЛЬЯ ПАЧЕГИНА
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".