Наверх
4 декабря 2021
Без рубрики

Архивная публикация 1998 года: "Алексий Второй: "Господь не раз отодвигал кончину мира""

Со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым беседует корреспондент журнала "Профиль".Сергей Черепов: Ваше Святейшество, наша страна встречает третье тысячелетие в условиях жестокого экономического кризиса и частых стихийных бедствий. Как тут не вспомнить Откровение Иоанна Богослова -- знаменитое библейское пророчество об антихристе, а также многочисленные предсказания о конце света. Что думает по этому поводу Русская православная церковь? В состоянии ли человечество узнать дату конца света?

Алексий Второй: Подобные вопросы задают сегодня многие. А некоторые пытаются и отвечать "от ветра головы своея" -- манипулируют с графическим изображением числа 666, ведут различные вычисления. Сейчас, например, стало модно умножать 666 на З... (получается 1998.-- "Профиль").

Однако надо помнить, что Сам Господь сказал о Своем втором пришествии и о наступлении нового времени, когда небо и земля изменятся: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти".

Взгляд церкви на вопрос о конце нынешней истории укоренен в Священном Писании и православном Предании. Да, церковь учит, что перед концом зло в мире будет умножаться и недобрая воля восторжествует до крайней степени, когда носители зла будут исступленно уничтожать природу, друг друга и самих себя. Знаками приближения конца времен станут войны, катастрофы, стихийные бедствия, иные подобные катаклизмы. Духовное и нравственное оскудение общества достигнет предела.

Временное облегчение принесет антихрист -- псевдодуховный лидер, который решит многие чисто земные проблемы, но украдет у людей их души, заставив отвергнуть следование истинному Богу и принудив поклоняться антихристу. За кратким правлением антихриста последует низложение сил зла силою Божией. Греховное земное бытие закончится, и праведники, последовавшие Истинному Богу, увидят "новое небо и новую землю", наполненные блаженством.

Все это описано в Книге откровения святого апостола Иоанна Богослова (по-гречески Апокалипсис). Впрочем, конкретных дат и точного указания на обстоятельства того или иного события там не содержится. К тому же, по словам многих выдающихся провидцев церкви, Господь не раз отодвигал кончину мира и исполнение грозных пророчеств Апокалипсиса по молитвам святых и по милости Своей.

Христианин должен каждый день, каждую минуту быть готов к концу истории, так же как и к собственной кончине, и ко встрече с Господом. Об этом напоминает известная евангельская притча о десяти девах, ожидавших жениха, половина которых запаслась маслом для светильников, а половина не сделала этого. И когда в позднее время пришел жених, последние пять дев не смогли его встретить. Разъясняя эту притчу, Господь говорит: "Итак, бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий".

С.Ч.: Ваше Святейшество, совместимы ли сегодня занятие бизнесом и духовность? Ведь большинству бизнесменов так или иначе приходится постоянно нарушать библейские заповеди "не укради" и даже "не убий". Каково ваше отношение к этому?

А.В.: Не думаю, что деловая жизнь непременно должна сопровождаться нарушением заповеди "не укради" и тем более заповеди "не убий". Да, экономическая обстановка в стране крайне непростая, и все наслышаны о том, сколь велико влияние криминальных методов на сегодняшний российский бизнес.

Но кончится это только тогда, когда наступит режим наибольшего благоприятствования для честного предпринимательства, верного христианским или хотя бы естественным нормам нравственности. Убежден, что это возможно и необходимо.

Православная церковь имеет богатый опыт духовного руководства предпринимателями. Мы знаем из русской истории, что христианские нравственные принципы были не на словах, а на деле основой работы многих и многих отечественных деловых людей. Они предпочитали получению немедленной прибыли методы деятельности, сочетающие экономическую эффективность с заботой о работнике, с хранением чести и долга, с попечением о "сирых и убогих".

Опыт не только России, но и всего мира свидетельствует, что именно такой подход к предпринимательству обеспечивает стабильный результат, а легкие и нечестные деньги быстро теряются.

В нынешней России, где традиция предпринимательства была прервана, это только начинают понимать. И церковь, как и в былые времена, готова оказать новому русскому предпринимателю духовную помощь, содействуя его моральному становлению. Полагаю, что поддержка именно честного, нравственно ответственного предпринимательства должна стать заботой государства, а также всего общества.

С.Ч.: Ваше Святейшество, задержка и невыплата зарплаты -- бич наших дней. В результате люди, в том числе транспортники, учителя, врачи, бастуют. А в связи с этим кто-то не получает неотложную медпомощь, страдает образование и т.д. Как церковь относится к бастующим?

А.В.: Вопиющая и безысходная нищета миллионов людей, честно трудящихся на народное благо, является серьезнейшей проблемой не только социального, но и нравственного порядка. Государство и общество не должны оставаться к этому безучастными, ведь, поступая таким образом, они лишают себя будущего.

Я говорю именно о государстве и обществе, поскольку решение данной проблемы -- дело не только власти, но и каждого из нас. Не уклоняясь от налогов, содействуя правильному наполнению и расходованию государственного бюджета, осуществляя благотворительные акции, да и просто заботясь о нуждающемся соседе, мы можем внести немалый вклад в улучшение социальной обстановки. Однако главная ответственность лежит все-таки на государстве.

Имея в виду вышесказанное, я не решился бы осуждать людей, которые пошли на отчаянные меры, поскольку оказались в отчаянной ситуации. Впрочем, есть и такие области деятельности, где полная забастовка, на мой взгляд, является мерой практически недопустимой. Это оказание помощи больным, службы жизнеобеспечения, сфера охраны общественного порядка, да и любое дело, в котором отсутствие непрерывной работы может привести к гибели людей или нанесению им серьезного ущерба.

Кстати, я не знаю ни одного случая, когда наши священники, многие из которых живут в крайней бедности, отказались бы исполнять свое служение, требуя повысить зарплату. Пастыри, как бы им ни было тяжело, всегда приходят на помощь больному, умирающему, нуждающемуся в срочном духовном совете.

С.Ч.: Ваше Святейшество, в России живут люди, исповедующие разные религии. Русская православная церковь всегда благожелательно относилась к любым верующим. Но сегодня существуют так называемые экуменические организации, которые провозглашают необходимость сотрудничества разных церквей. Что вы думаете по поводу их деятельности?

А.В.: Самоизоляция никогда не приносила пользы христианской общине. Ведь Господь сказал: "Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме".

Однако наши взаимоотношения с экуменическими организациями, и в первую очередь со Всемирным советом церквей, становятся все более и более непростыми.

Это вызвано тем, что многие протестантские деноминации, наиболее влиятельные в ВСЦ, отходят от традиционных норм евангельского вероучения, морали и церковного устройства. Я имею в виду женское священство, изменение текста Библии, оправдание гомосексуализма как одной из норм, сползание к религиозному синкретизму.

Православные церкви, составляющие в ВСЦ меньшинство, не могут принять подобные мнения, которые все чаще отражаются в документах, принимаемых голосованием. Ведь закон Божий заповедует: "Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды".

Именно поэтому мы настаиваем на перестройке ВСЦ, в зависимость от которой ставим вопрос о нашем дальнейшем отношении к этой организации.

С.Ч.: Какие отношения у Русской православной церкви с Ватиканом?

А.В.: Они сегодня переживают не лучший период. Сложности возникли из-за ситуации на Западной Украине, где националисты руками греко-католиков почти полностью лишили верующих Украинской православной церкви возможности молиться в храмах и вести нормальную церковную жизнь, а также из-за массированных попыток зарубежных католических миссионеров обратить в свою веру людей, крещенных в православие или духовно и культурно в нем укорененных.

Бесспорно, Русская православная и римско-католическая церкви имеют немало возможностей для сотрудничества в общественно значимых областях, в которых подчас занимают сходные позиции. Однако такое сотрудничество сможет возобновиться и развиться только после качественного сдвига в урегулировании упомянутых мною проблем.

С.Ч.: Сейчас пора отпусков, многие православные россияне выезжают за рубеж, в том числе в католические страны. Можно ли им заходить в католические храмы и молиться?

А.В.: Конечно, в познавательных целях можно зайти в храм другой конфессии, особенно если он является историко-культурным памятником какой-либо страны. Я сам это делал много раз, находясь за рубежом. Православные паломники часто молятся перед мощами угодников Божиих и другими святынями древней неразделенной церкви, ныне находящимися в католических храмах.

Но главным и по-настоящему единственным местом молитвы для православного христианина должен все-таки быть именно православный храм, в котором он принимает таинства, прежде всего таинство таинств -- евхаристию, причастие Тела и Крови Христовых.

С.Ч.: В ближайшее время в Санкт-Петербурге будут захоронены "екатеринбургские останки", принадлежащие, как считают многие эксперты, императору Николаю II и членам его семьи. Между тем Русская православная церковь так и не признала их царскими мощами. Чем объясняется столь принципиальная позиция?

А.В.: Еще 26 февраля Священный Синод принял решение о том, что церковь пока не может признать найденные в Екатеринбурге останки принадлежащими императору Николаю II и его семье. Это нелегкое решение, принятое после самой подробной дискуссии и самого тщательного изучения различных доводов и точек зрения, обусловлено тем, что ни в церкви, ни в обществе, ни среди ученых нет единства во взгляде на данный вопрос.

Для церкви он особенно важен, если иметь в виду возможность причисления императора и членов его семьи к лику святых. После канонизации останки угодника Божия почитаются как святые мощи. Совершенно немыслимо, чтобы одна часть церкви поклонялась останкам святого, а другая именовала их лжемощами. Единство в церковном народе вокруг данного вопроса -- а именно в таком единстве, по учению церкви, проявляется воля Божия -- для нас важнее всего.

Если же такого единства нет -- а споры вокруг "екатеринбургских останков" вносят в общество все больший элемент противостояния,-- лучше воздержаться от волевого решения проблемы. Именно это церковь и предложила, высказавшись в пользу погребения останков в символической могиле-памятнике.

Надеюсь, что данный вопрос, весьма важный для настоящего и будущего России, для самосознания ее народа, с Божией помощью решится так, чтобы не создавались новые разделения. А в нынешних поколениях россиян восторжествует дух покаяния за некогда совершенные страшные беззакония, дух примирения и общественного согласия.

СЕРГЕЙ ЧЕРЕПОВ

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое