Наверх
24 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Анекдот со страхом"

Ежегодно страховые компании могут издавать сборник анекдотов. Хотя страхование и не бесконечное веселье, но комических ситуаций и просто случаев, не объяснимых законами логики, хоть отбавляй.В квартиру, расположенную на последнем этаже пятиэтажного дома, протекла вода с чердака. Когда владелец квартиры позвонил в страховую компанию за выплатой, выяснилось, что по ошибке он застраховал не свою, а несуществующую квартиру на шестом этаже — неправильно указал в полисе реквизиты, перепутав собственный этаж. Деньги страдальцу выплатили, но вполне могли и проучить за невнимательность.

Или вот еще случай. Один клиент «ГУТА-Страхования» шокировал компанию сообщением, что у него украли… дом! В октябре прошлого года он рассказал, что злоумышленники вывезли все его домашнее имущество и, видимо, от жадности решили захватить и часть конструкции. В результате полностью демонтирована внутренняя отделка дома (вагонка), включая внутренние перегородки, двери, лестницы второго и цокольного этажей. Правда, ненасытным ворам и этого показалось мало. Они решили прихватить с собой и забор. Бездомному клиенту полностью выплатили страховку, правда, сумма оказалась несущественной — $15 тыс. — и вряд ли смогла компенсировать потери несчастного.

Случается, что вечером клиент оформляет страховой полис, а утром звонит в компанию за выплатой. Именно с таким сценарием столкнулись в компании «ГУТА-Страхование» этим летом. Некая крупная компания застраховала содержимое одного из ювелирных магазинов в Москве. Уже утром следующего дня группа неизвестных совершила разбойное нападение на магазин и похитила почти 300 штук драгоценностей. От такой скорости сотрудники страховой компании поначалу пришли в некоторое замешательство, однако проверки показали, что это не мошенничество, а совпадение. Магазину выплатили около 500 тыс. рублей.

Тенденции года 

Лидерами развития в прошлом году стали добровольное и обязательное автострахование. Такой всплеск связан в первую очередь с ростом объемов кредитования. «Ожидается, что в следующем году за рынком автострахования начнет наконец подтягиваться рынок страхования квартир и загородной недвижимости физических лиц, — надеется начальник аналитического отдела ОСАО «Ингосстрах» Илья Богданов. — Крупнейшие страховщики во главу угла в этом сегменте ставят развитие розничного страхования, опираясь на благоприятные прогнозы объемов строительства и приобретения гражданами недвижимости».



Платить по-крупному

Самые крупные выплаты в 2006 году были связаны с печальными событиями. Пожалуй, самым разорительным стал пожар на складе медикаментов дистрибьютора фармпрепаратов «Протек», застрахованном в «Ингосстрахе». В минувшем году страховая компания уже выплатила часть компенсации — 52,5 млн. рублей, а в феврале этого года возместит и остальную часть убытка. Общая сумма, по оценке экспертов, составит около 2 млрд. рублей.

Большие выплаты, естественно, связаны с крупными промышленными предприятиями. Доказательством тому — взрыв на металлургическом комбинате «Азовсталь» в марте прошлого года, застрахованном на $56 млн. Значительную часть убытка предприятию выплачивает «Ингосстрах».

Весной у японских островов затонуло судно Blue Ocean. Ответственность судовладельца, Paсific Transport & Services Co. Ltd., по этому судну также была застрахована в «Ингосстрахе» с общим лимитом в $2,5 млн.
Медленно, но верно растет потребность в страховании гражданской ответственности. По словам замначальника управления урегулирования убытков «ГУТА-Страхования» Натальи Гончаровой, в 2006 году количество выплат по заливам квартир увеличилось по сравнению с 2005-м вдвое. Из-за погодных аномалий прошлой зимой возросло и число пожаров. Поэтому полис гражданской ответственности, по словам Гончаровой, покупали охотнее, чем прежде. Однако эти сдвиги на общей картине отражаются не очень заметно. До сих пор находятся водители, которые умудряются ездить без полиса обязательной автогражданки. В «МАКС» был случай, когда водитель «КАМАЗа» врезался в легковую машину и до приезда ГИБДД побежал в ближайший офис покупать полис ОСАГО. Он, правда, забыл о том, что время и день продажи в компании фиксируются и потому его труды пропадут даром. Так и случилось.

За прошлый год почти 200 аварий, в которых пострадали люди, произошло по вине «бесполисных» водителей.

Легкие заработки

В минувшем году страховщики еще активнее, чем прежде, выясняли отношения с мошенниками. Для некоторых особо талантливых комбинаторов мошенничество буквально превращается в ежемесячные заработки. У компании «МАКС» есть клиент, который в конце каждого месяца подает заявление о какой-нибудь аварии (у него полис каско) и уже к 1-му числу следующего месяца получает очередную «зарплату». При этом предприимчивый мошенник нигде не работает, но досконально изучил страховое законодательство и правила страхования и умело пользуется этими знаниями. Самое смешное, что перед Новым годом он подал не одно, а два заявления, на вопрос же менеджера: «Что же вы изменили традициям?» дал вполне логичный ответ: «Так ведь праздники впереди!» В «МАКС» говорят, что гражданин уже заполучил таким образом крупную сумму, но, несмотря на явное злоупотребление страховкой, страховая компания не может отказать в выплатах: все случаи повреждений подтверждаются, документы оформляются законно.

Повеселил компанию «МАКС» и другой находчивый клиент. Он застраховал машину по каско без осмотра, по документам. Чуть позже написал заявление на выплату, в котором сообщалось: «ехал по дороге, напоролся на камень, в результате заклинило коробку передач». В ходе разбирательства служба безопасности «МАКС» выяснила, что машина побывала в серьезной аварии, после которой была полностью восстановлена на автосервисе, но даже после этого ее коробка передач, условная стоимость которой 11 тыс. у.е., держалась на честном слове. Экспертиза показала, что от попадания камня коробка сломаться не могла. В выплате клиенту отказали. Но тот объявился вновь — через две недели. Он утверждал, что от противоправных действий третьих лиц пострадал бампер его автомобиля, и предоставил справку из ОВД по месту жительства. Страховщик обратился в отделение и выяснил, что справку гражданину официально не выдавали, он получил ее нелегально.

Но даже после этого владелец автомобиля не успокоился. Неугомонный клиент удивил видавшую виды службу безопасности тем, что за 4 месяца обратился в страховую компанию по поводу 12 (!) событий (он владеет тремя разными автомашинами, и все застрахованы в «МАКС»), и каждый раз был уличен в подделке документов или ином мошенничестве. Сейчас страховая компания раздумывает над обращением в правоохранительные органы по итогам «работы» этого клиента — уж слишком часто он испытывал ее терпение.

«К сожалению, мошенничество в сфере страхования приобретает все более профессиональные черты, — отмечает начальник управления урегулирования убытков СК «МАКС» Андрей Антропов. — Создаются устойчивые преступные группы, в состав которых входят сотрудники ГИБДД, эксперты независимых экспертиз и представители страховых компаний».

Мошенничество среди сотрудников страховых компаний тоже не редкость. В «МАКС» в прошлом году на месте преступления поймали своего работника-махинатора. При проведении плановой проверки выяснилось одно интересное обстоятельство: большинство дел, которые оформлялись этим товарищем, были подозрительно похожи: ДТП оформлялись одним и тем же инспектором ГИБДД, участники ДТП проживали подозрительно близко друг от друга и почти все являлись ровесниками. У «страховщика» на руках имелось большое количество справок ГИБДД с печатями, а также бланки определений. Оформление «страхового случая» занимало максимум 30 минут, самое главное было найти подходящую битую машину, оформить ее на знакомого и застраховать. Дальше все было просто: специалист сам выписывал фальшивые справки, и компания выплачивала страховку «пострадавшему» автовладельцу. От тюрьмы горе-предпринимателя, «задолжавшего» работодателю порядка 1 млн. рублей, теперь может спасти только одно — согласие вернуть награбленное.

Без претензий

Страховые компании, как и прежде, взывают к разуму клиентов: дескать, страховщик — не банкомат, который выдает деньги по любому запросу страхователя. По словам заместителя генерального директора «Стандарт-Резерва» Галины Седовой, список ситуаций, по которым не стоит рассчитывать на выплату, обширен. К таким событиям относятся аварии в результате неисправности автомобиля или по причине заводского брака. Также страховые компании не хотят восстанавливать за свой счет машины, пострадавшие из-за животных. К примеру, если кошка грелась на автомобиле и тем самым вызвала недовольство собак, то за ободранную в результате драки краску и вмятины страховая компания нести ответственность не будет. Также к животным, чьи действия не покрывает страховой полис, относятся крысы, грызущие проводку в доме, и птицы, которые «отмечаются» на автомобилях.

Отдельная тема — поездки за рубеж. «По полисам для выезжающих за рубеж самая распространенная ошибка — это попытки клиентов решить свои проблемы самостоятельно, без обращения в сервисную компанию, — рассказывает начальник управления комплексного страхования в туризме «Ренессанс Страхования» Елена Скуратова. — Прошлым летом на Мальте турист отказался от посещения врача после травмы ноги, сославшись на то, что он будет лечиться «солнечными и морскими ваннами», а потом, когда он все-таки надумал идти к врачу, мы отказали ему, так как он не выполнил рекомендации сервисной компании».

В МСК рассказали трагикомичную историю: клиентка, купившая полис, отдыхала в Египте и сильно злоупотребляла алкоголем. Через несколько дней возлияний она скончалась от острого алкогольного отравления. МСК, несмотря на явно не страховой случай (граждане, находящиеся под воздействием алкоголя и наркотиков, не покрываются страховкой), согласилась взять на себя все расходы по транспортировке тела на родину. Через некоторое время в офис страховщика заглянул вдовец незадачливой туристки. Он поблагодарил за доставку тела и багажа и, помолчав, добавил: «Вот только багажная тележка пропала… Верните, пожалуйста».

Напоследок — совет: выезжая за границу погреться на солнышке или побродить по историческим развалинам, указывайте в полисе все страны пребывания, а не только страну, посольство которой выдало визу. Если страховой случай произойдет за пределами территории, оговоренной в договоре страхования, то страховая компания платить не будет. n    



Владимир Клейменов, руководитель службы по связям с общественностью ОСАО «Ингосстрах»:

«Среди самых распространенных ошибок клиентов — невнимательное чтение страхового договора, правил страхования, памятки о страховом случае. Поэтому клиент не всегда помнит, кому, когда, что и как он должен сообщить о случившемся с ним ЧП, не знает, какие случаи являются исключениями из страхового покрытия и даже какими дополнительными услугами он может пользоваться без оплаты. Причины отказов в выплатах в ОСАО «Ингосстрах» лежат в рамках здравого смысла и действующего законодательства. В частности, если не было принято разумных и доступных мер для спасения или сохранения застрахованного имущества, не предоставлены документы, необходимые для принятия решения о выплате страхового возмещения, или представлены документы, оформленные с нарушением требований. И, безусловно, когда сообщаются недостоверные сведения об обстоятельствах наступления страхового случая».

Александр Федонкин, заместитель генерального директора «Московской страховой компании»:

«Больше всего ошибок в автостраховании. Страхователи ведь читают правила страхования и договор только после того, как страховой случай уже произошел. Поэтому время от времени клиенты забывают вызвать на место ДТП представителей ГИБДД и оформить происшествие официально. А вместо того, чтобы сообщить в страховую компанию о страховом событии, отправляются на знакомую станцию техобслуживания и ремонтируют там автомобиль, не заботясь о том, что у станции нет договора со страховой компанией, клиентами которой они являются. Потом, естественно, предъявляют родной страховой компании счет об оплате и узнают много нового об условиях и правилах страхования. Немало ошибок и в медицинском страховании. Нередки случаи, когда страхователи забывают принести документы: счета, чеки, свидетельствующие об оплате ими тех или иных медицинских услуг или медикаментов». 

Какие ошибки чаще всего допускают клиенты страховых компаний?
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK