Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "АНТИКРИЗИСНОЕ ЧТЕНИЕ"

Во время экономического спада меняется отношение потребителя к покупке книг — меньше импульсивных движений, больше обдуманного выбора.    В Центральном Доме художника завершилась 11-я Международная ярмарка интеллектуальной литературы. В этом году в ней участвовали 250 издательств из 20 стран. Недосчитались многих: участие в крупных смотрах становится для издательств, особенно небольших, серьезной финансовой проблемой. Аренда скромного стенда в 4 «квадрата» обходится в 50 тыс. рублей, «отбить» такие деньги практически нереально, особенно когда речь идет о книгах немассового спроса. Организаторы даже решили поддержать участников: издательству, первым подавшему заявку на участие в нынешнем году, был вручен «Квадратный метр Non/Fiction» — символический планшет размером метр на метр, который позволит ровно через год получить 1 квадратный метр бесплатно.
   С книгами на первый взгляд все в порядке — их много. Но если приглядеться внимательнее, очевидно: обложки в основном все больше знакомые, количество новинок сократилось примерно на треть, а то и больше. Именитые авторы в дружеских беседах рассказывают: серьезные затратные проекты издатели даже не рассматривают, отвечая дежурной фразой: «Вот переживем это…»
   Директор издательства «Игра слов» Михаил Столяров уверен, что мы на начальном этапе кризиса: «Кризис идет волнами, рынок скачет, как мячик… 2009 год прошел на старых запасах: перепроизводство в докризисные годы было чудовищным, этого «жира» должно хватить на два-три года». Запас прочности еще есть, банкротств компаний уровня «Топ-книги» среди издательств пока не было. Программа-минимум для большинства издателей: выстоять и не переквалифицироваться в управдомы. Для крупных структур наступило время охоты на ослабевших, поедания лакомых кусков, говорит Столяров.
   Другие издатели настроены оптимистичнее. «Сегодня, по нашим данным, на книжном рынке наступила стабилизация, падение продаж, которое шло до октября включительно, остановилось, — рассказывает генеральный директор издательства «Эксмо» Олег Новиков. — В ноябре мы ожидали определенное «оживление», и если пока не приходится говорить о росте рынка, то, по крайней мере, можно констатировать, что ситуация стабилизировалась. Конечно, часть операторов рынка по-прежнему находится в тяжелом кризисном состоянии, в первую очередь это оптовые и некоторые розничные операторы, однако большинству издательств, несмотря на кризис, удалось сохранить свои позиции. В целом рынок теоретически готов к консолидации, но пока больших сделок не было».
   
УДАР ПО БЕЛЛЕТРИСТИКЕ
 
   Эксперты отмечают: спрос на легкое чтиво — детективы и женские романы — заметно снизился. Зато фантастику и фэнтези стали покупать чаще: видимо, в параллельных мирах как-то спокойнее. С нехудожественной литературой еще интереснее. Резко упали продажи деловой литературы, гуру от экономики больше не вдохновляют, зато психология и история — в фаворе, что вполне объяснимо. Именно в нестабильные времена появляется острое желание заглядывать в прошлое и искать там параллели с днем нынешним.
   Особый разговор — подарочные книги, как правило, очень дорогие. Их на ярмарке по традиции много. Издатели подарочных изданий также пытаются приспособиться к сегодняшней непростой ситуации. «Не могу сказать, что мы так уж сильно ощутили кризис, все-таки наши книги, подарочные издания верхней ценовой группы, — это товар неэластичного спроса, но, разумеется, какие-то вещи мы пересмотрели, — говорит генеральный директор издательства «Вита Нова» Алексей Захаренков. — Мы несколько сократили тиражи книг, расширили ассортимент, стали больше внимания уделять продвижению и рекламе».
   Кстати, причиной сокращения продаж некоторые эксперты считают не только падение спроса, но и не всегда грамотную ассортиментную и закупочную политику книготорговцев. «Разумеется, продажи будут падать, если с полок магазинов исчезает товар или если магазин пытается торговать лишь ограниченным количеством бестселлеров, — говорит генеральный директор издательства «Добрая книга» Роман Козырев. — Именно так зачастую ведут себя некоторые книготорговые компании, привыкшие в «тучные» годы отмахиваться от издателей, вымогать деньги за «продвижение», «выкладку на полках» и «представленность в ассортименте». Поэтому нельзя говорить о падении спроса в чистом виде — можно говорить о миграции спроса от неудачливых торговцев к более предприимчивым.
   
А ПОГОВОРИТЬ? 
  Программа Non/Fiction привычно была наполнена событиями. Тут и многочисленный чешский десант — Чехия нынче в статусе почетного гостя. И Антикварный салон — не такой обширный, как привыкли, но все-таки. И традиционные премии. И бесчисленные выставки. Одни из самых интересных — «Рандеву» (русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века из коллекции Михаила Сеславинского) и книжной иллюстрации «Книга арт-объект». И второй год подряд — «Идеальный магазин», который сейчас украсил уникальный станок print on demand, способный за считанные минуты напечатать любую книгу, отсутствующую в продаже. А еще круглые столы, семинары, презентации… Что выбрать, если одновременно Сергей Лукьяненко и Леонид Юзефович рассуждают о «консерватизме и новаторстве в литературе», а неподалеку Александр Архангельский и Екатерина Деготь обсуждают тему «искусство и политика: новая апатия»?
   Ярких западных звезд не наблюдалось, зато приехали новые — для нас — модные европейские авторы: британская писательница и художница, уроженка Шри-Ланки Рома Тирн, обаятельный итальянец Паоло Джордано, «норвежский Сименон» Кнут Фалдбаккен.
   Многие эксперты полагают, что рынок литературы Non/Fiction — особое явление, по нему нельзя судить о рынке в целом. «Посетители ярмарки Non/Fiction — эдакие идеальные читатели и покупатели книг, читатели «квалифицированные», — считает издатель Вадим Мещеряков. — Отождествлять реакции этих людей на определенные книги с реакцией рынка на те же самые книги было бы, пожалуй, неверно. Минувший год подарил читателям большое количество самобытных, смелых, неординарных книг и книжных серий, и то, что все они были тепло встречены, — доб-рый знак».
   «Нынешняя Non/Fiction стала хорошей возможностью напрямую пообщаться с нашей аудиторией, из первых уст услышать, что думают наши читатели о книгах — наших и не только; ну и вообще, посмотреть на коллег-издателей, почувствовать настроение, — говорит президент издательства СЛОВО/SLOVO Наталия Аветисян. — Есть мнение, что книги по искусству и non/fiction в кризис вообще должны были сильно «упасть», оказалось, это не так. Появляется другая структура спроса — меньше импульсивных покупок, больше обдуманного выбора».
   Non/Fiction и «обрамляющие» литературные премии — «Большая книга» и «Русский Букер» — последний аккорд уходящего года. Точные цифры и проценты тиражей-продаж-потерь-достижений будут позже, но именно после нее можно подводить предварительные итоги, анализировать ситуацию на рынке, отмечать тенденции. Тут, в отличие от весенной и особенно осенней ярмарок, практически не занимаются имиджем, «киданием понтов» и почти не меряются величиной стендов. Здесь реальное содержание — сами книги, репутацию создают дискуссии и умные, интересные авторы. «Мне кажется, что книги non/fiction сейчас продаются лучше, чем беллетристика, — поделился своими наблюдениями директор издательства «Текст» Ольгерт Либкин. — Для меня это книги не типа «сделай то-то, и тебе станет легко жить», а книги, рассказывающие людям о непонятных сторонах их собственной жизни или о неизвестных сторонах их истории».
   Глядя на заполненные публикой залы, невольно думаешь: никакие кризисы не заставят нас перестать читать книги. В том числе и умные. Если есть время и деньги, сюда можно приходить хоть каждый день. Чтобы соблазниться еще одной хорошей книжкой, говоря себе: это точно последняя.
{PAGE}
   

   ВЫБОР «ПРОФИЛЯ»
   ДЕСЯТЬ ПРЕМЬЕРНЫХ КНИГ NON/FICTION-11, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ПРОПУСТИТЬ
   1 The Original of Laura (в русском переводе «Лаура и ее оригинал») Владимира Набокова. Из выхода книги, которую автор просил сжечь, исключительно грамотно, по всем правилам пиара сделали мировую литературно-новостную сенсацию. Теперь можно забыть обо всех рекламных ходах и составить собственное мнение.
   2 «Гений детства: становление человеческой личности в фокусе воспоминаний» — оригинальный сборник, составленный из 23 автобиографических текстов о детстве знаменитых людей: Бердяева, Флоренского, Шаламова, Феллини, Шнитке, Лема, Дарвина, Дали, Оруэлла, Бергмана и даже немного странного в этой компании Пеле…
   3 «Vertigo: круговорот образов, понятий, предметов» Умберто Эко — тоже мировая премьера, пространное исследование о стремлении западной культуры к упорядочению и систематизации.
   4 «Коммунальная страна в фотографиях и воспоминаниях» — ностальгический альбом сугубо частных свидетельств об одной из мифологем советской жизни.
   5 «Подстрочник: жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана» — стенограмма пронзительной исповедальной документальной ленты, ставшей событием минувшего лета. В текст добавлены фрагменты, не вошедшие в фильм.
   6 «Большая книга о книге» Евгения Немировского — впечатляющая энциклопедия мировой книжной культуры от Библии до электронных текстов.
   7 «Смерть можно вылечить и еще 99 невероятных медицинских гипотез о нас и о нашем здоровье» — увлекательный науч-поп, особенно актуальный во время эпидемии свиного гриппа.
   8 «Инструкция по применению: Москва» от главы московского бюро «Шпигеля» Маттиаса Шеппа, живущего в столице почти двадцать лет. Он точно знает, почему у нас пробки, от чего зависят цены в ресторанах Первопрестольной и еще массу неожиданных ответов на вечные русские вопросы.
   9 «Роскошь: умейте выбирать лучшее» — о своих творениях рассказывают «ремесленники от кутюр»: портные, обувщики, ювелиры, парфюмеры.
   10 «Сыры: подробный путеводитель по лучшим сортам», написанный знаменитыми сырными сомелье Маккалманом и Гиббонсом, 178 сортов из 13 стран.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK