11 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Антон ДРОЗДОВ: «Не надо делать резких движений»"

Архивная публикация 2008 года: "Антон ДРОЗДОВ: «Не надо делать резких движений»"

Глава Пенсионного фонда России призывает: прежде чем критиковать
действующую пенсионную систему, нужно сначала без лишних эмоций
разобраться в принципах ее работы. — Антон Викторович, корректировка пенсионной системы еще не
началась, а ее уже критикуют за сохранение накопительной части пенсии…

— Я не согласен с тем, что накопительный элемент является рудиментом
пенсионной системы. В нем есть свои преимущества. Странам, в которых
отмечается неблагоприятная демографическая ситуация, накопительная
составляющая позволяет подкрепить возможность исполнения финансовых
пенсионных обязательств. Это важно, когда количество работающих
снижается относительно растущего числа пенсионеров. К тому же сейчас в
российской пенсионной системе накопительная часть пенсионных денег
сравнительно небольшая — 6%. Некоторые эксперты даже считают, что этого
недостаточно, и предлагают ее увеличить до 12%.
— Сейчас все опасаются, что пенсионные средства вообще обесценятся
из-за кризиса. Есть ли смысл сохранять накопительную составляющую?

— Начнем с того, что везде в мире активы обесцениваются. Совершенных
способов сохранить накопленное мир не знает. Но везде, включая страны
ЕС и США, накопительные формы пенсионного страхования развиваются как
способ, позволяющий ныне работающим в перспективе сделать будущую
пенсию больше. Другое дело, что все пенсионные фонды бьются за то,
чтобы средства, которые они аккумулировали, не обесценивались, а
наоборот, прирастали. Даже в кризисные периоды у кого-то они
обесцениваются больше, у кого-то меньше. Поэтому если в попытке
застраховаться от кризиса люди начнут перекладывать свои пенсионные
накопления из фонда в фонд, то это еще хуже для их кармана. Моя
рекомендация на период кризиса — не делать резких движений, не метаться
между пенсионными фондами. Потому что пенсионные деньги длинные, их
инвестируют не на год, а на десятилетия. А циклические кризисы
неизбежно сменяются периодами роста. И если в кризис короткие
накопления сгорают, то пенсионные сбережения, рассчитанные на 25-30
лет, — нет. Накопительная система в нашей стране начала действовать с
2002 года, а первые масштабные выплаты накопительной части пенсии
произойдут в 2013 году — мужчинам 1952-го и женщинам 1957 года
рождения. Полный же, 30-летний, цикл формирования накопительной части
пенсии будет только у граждан 1967 года рождения и моложе. Для них
выплаты начнутся с 2022 года. К этому времени неизбежный за кризисом
подъем финансового рынка перекроет последствия спада.
— Есть ли анализ опыта стран, где накопительная система формирования пенсии себя уже оправдала? Или не оправдала?
— Опыт стран Евросоюза и США показывает, что накопительная система в
целом прогрессивна. Но и тут важно не перегнуть. Например, в Казахстане
по рекомендации Всемирного банка пошли по пути формирования пенсии
полностью через накопительную систему. Результаты неоднозначные, там
начались проблемы с текущими выплатами.
— Стратегически российская пенсионная система делает ставку на
накопительное или на распределительное пенсионное страхование?

— В России предпочли пойти по пути введения смешанной пенсионной
системы. Сейчас пенсия формируется из трех частей — базовой (за счет
федерального бюджета), распределительно-страховой и накопительной (за
счет перечисления работодателем части заработка работника). В
накопительной части гражданин может поучаствовать сам. Напомню, что у
нас накопительная система работает всего с 2002 года. Это слишком
маленький период для длинных денег, чтобы объективно оценить все плюсы
и минусы и вынести окончательный вердикт. Только со временем можно
будет сделать вывод — стоит ли накопительный элемент формирования
пенсии уменьшить, увеличить или вовсе от него отказаться. Мерило успеха
пенсионной системы — сможет ли она через 10—20—30 лет производить
выплату достойных пенсий. Наша задача — обеспечить для ныне работающих
граждан формирование пенсии на европейском уровне и добиться, чтобы в
положенное время деньги для фактической выплаты этих пенсий в
пенсионной системе были. Отчасти решение этой задачи — в руках самих
граждан. В помощь им недавно принят федеральный закон о
софинансировании пенсионных накоплений государством. Людям, которые
будут ежегодно перечислять в накопительную часть своей пенсии от 2 тыс.
до 12 тыс. рублей, государство столько же добавит от себя на их
пенсионный счет. Программа рассчитана на период до 2023 года. Ее
результаты будут одним из факторов, которые примут во внимание, делая
вывод об успешности смешанной пенсионной системы в нашей стране.
— Сейчас базовая часть пенсии формируется за счет ЕСН, который взимается по регрессивной шкале. Будет ли она отменена?
— Правительство готовит предложения по совершенствованию пенсионной
системы. Предлагается, что базовая и страховая части пенсии будут
финансироваться из одного источника — страховых взносов работодателя,
которые заменят нынешний ЕСН. Страховой взнос будет взиматься с
годового заработка работника в пределах 415 тыс. рублей. Накопительная
же часть пенсии будет формироваться за счет тех же страховых взносов,
но сохранит независимость от солидарной части, как и прежде, и составит
6% от общего пенсионного тарифа.
— Однако многие экономисты называют зону отсечения в 415 тыс. рублей
не просто регрессией, а суперрегрессией, попросту выводящей из-под
налогообложения богатых. Что вы им ответите?

— Да, есть такая точка зрения. Но напомню, что речь идет не о
поступлении дополнительных налогов в бюджет, а о формировании пенсии,
которую потом когда-то придется выплачивать. Мы считали, что работающих
людей, которые получают годовой доход до 415 тыс. рублей, в стране 82%.
Остальные имеют больше, и если их включить в программу с учетом всей
суммы дохода, то, когда они выйдут на пенсию, она у них должна быть
огромной — до 40% от заработка, что будет очень много в абсолютных
цифрах. Но в момент выхода нынешних состоятельных граждан на пенсию в
рамках солидарной пенсионной системы фактические выплаты будут
производиться за счет работающих, в том числе и за небольшую зарплату.
К тому же мы постоянно должны держать в голове то обстоятельство, что
число работающих уменьшится, а число пенсионеров возрастет. И, таким
образом, объем пенсионных прав, которые государство обязано будет
исполнять через 20—30 лет, будет в 5—6 раз больше, если бы мы этого
ограничения не ставили. И объем пенсионных обязательств государства
тогда превысил бы 7% ВВП, что в три раза больше, чем если сохранить
«потолок». Поэтому во всем мире последовательно ограничивается сумма
годового дохода, с которого взимается страховой пенсионный тариф. Чтобы
«богатые» со своим уровнем обеспечения не разбалансировали пенсионную
систему. Но грустить об их участи не нужно — у состоятельных людей есть
масса способов обеспечить высокий уровень пенсии, не увеличивая
нагрузку на систему. В первую очередь — через негосударственные фонды.
— Как будет меняться ситуация с льготными пенсионерами и снизится ли
их давление на бюджет? Особенно чиновничества, которое получает самые
большие пенсии?

— Давайте разведем льготников и бюджетников. Силовые структуры,
госслужащие, включая чиновников, находятся и останутся на обеспечении
госбюджета. К страховому тарифу они не имеют и не будут иметь
отношения. Льготники — это представители вредных профессий: шахтеры,
металлурги, работники подземки и т.д. Другой вопрос — за счет чего им
будет покрываться страхование? Сейчас это происходит за счет всего
солидарного тарифа и средств бюджета. В МЭРТ разработан законопроект,
который находится на рассмотрении в Госдуме с 2002 года. Его суть:
дополнительные взносы в страховую систему на льготников должны
поступать от их работодателей. Это схема, выстроенная с учетом мировой
практики. Везде, кроме, к сожалению, России, работодатели вносят
дополнительные взносы, как правило, 1—2% к тарифу. За счет этого
льготникам выплачивается пенсия раньше общеустановленного возраста. Так
будет и у нас, если Госдума законопроект примет, а Совет Федерации его
утвердит.
Однако это не означает, что закон заработает завтра. Пока
государство не договорилось о тарифе, в частности, с профсоюзами
угольщиков и металлургов. Но и после достижения договоренностей и
принятия закона, пока будет сформирована достаточная часть для выплат,
должно пройти время. Переходный период может составить до 17 лет. Пока
же платить пенсии льготникам будут из общего котла, а дефицит будет
покрываться за счет бюджета. У этого закона есть и социальная сторона.
Работодатель, который доплачивает за работающих на вредном
производстве, сразу задумается о его модернизации. Ему будет выгоднее
изменить условия труда, чем платить пенсионные отчисления. В странах,
где такая система действует, отмечается поэтапная ликвидация вредных
производств.
— На ваш взгляд, когда в России люди смогут получать пенсии,
соответствующие рекомендациям Международной организации труда — не
менее 40% от заработной платы?

— Будем реалистами. Международная организация труда устанавливает
такой уровень пенсии только для тех, чей страховой пенсионный стаж не
менее 30 лет и чьи отчисления были не менее определенного размера. С
учетом того, что накопительная система работает в России с 2002 года,
эта схема начнет действовать для тех, кто начал трудовую деятельность в
2002 году и позднее.
Но государство изыскивает способы обеспечить приличной пенсией и
более старших. Для тех, кто имеет советский трудовой стаж, стаж после
2002 года и включится в обновленную пенсионную систему, существует иной
приоритет — валоризация доходов, то есть их перерасчет и ориентир на
прожиточный минимум пенсионера. К 2015 году пенсия достигнет 2,5
прожиточных минимумов, к 2020 году — 23-х прожиточных минимумов. Но,
естественно, для каждого конкретного пенсионера все рассчитывается
индивидуально. В зависимости от стажа и объема накопительной части.
— Будет ли повышаться возраст выхода на пенсию?
— Пока речь об увеличении возраста выхода на пенсию не идет.
Правительство намерено стимулировать людей пенсионного возраста к
продолжению трудовой деятельности другими способами. Например, за
каждый год сверх 30 лет стажа пенсионные накопления будут дополнительно
индексироваться на 6% в год.

Глава Пенсионного фонда России призывает: прежде чем критиковать

действующую пенсионную систему, нужно сначала без лишних эмоций

разобраться в принципах ее работы. — Антон Викторович, корректировка пенсионной системы еще не

началась, а ее уже критикуют за сохранение накопительной части пенсии…


— Я не согласен с тем, что накопительный элемент является рудиментом

пенсионной системы. В нем есть свои преимущества. Странам, в которых

отмечается неблагоприятная демографическая ситуация, накопительная

составляющая позволяет подкрепить возможность исполнения финансовых

пенсионных обязательств. Это важно, когда количество работающих

снижается относительно растущего числа пенсионеров. К тому же сейчас в

российской пенсионной системе накопительная часть пенсионных денег

сравнительно небольшая — 6%. Некоторые эксперты даже считают, что этого

недостаточно, и предлагают ее увеличить до 12%.
— Сейчас все опасаются, что пенсионные средства вообще обесценятся

из-за кризиса. Есть ли смысл сохранять накопительную составляющую?


— Начнем с того, что везде в мире активы обесцениваются. Совершенных

способов сохранить накопленное мир не знает. Но везде, включая страны

ЕС и США, накопительные формы пенсионного страхования развиваются как

способ, позволяющий ныне работающим в перспективе сделать будущую

пенсию больше. Другое дело, что все пенсионные фонды бьются за то,

чтобы средства, которые они аккумулировали, не обесценивались, а

наоборот, прирастали. Даже в кризисные периоды у кого-то они

обесцениваются больше, у кого-то меньше. Поэтому если в попытке

застраховаться от кризиса люди начнут перекладывать свои пенсионные

накопления из фонда в фонд, то это еще хуже для их кармана. Моя

рекомендация на период кризиса — не делать резких движений, не метаться

между пенсионными фондами. Потому что пенсионные деньги длинные, их

инвестируют не на год, а на десятилетия. А циклические кризисы

неизбежно сменяются периодами роста. И если в кризис короткие

накопления сгорают, то пенсионные сбережения, рассчитанные на 25-30

лет, — нет. Накопительная система в нашей стране начала действовать с

2002 года, а первые масштабные выплаты накопительной части пенсии

произойдут в 2013 году — мужчинам 1952-го и женщинам 1957 года

рождения. Полный же, 30-летний, цикл формирования накопительной части

пенсии будет только у граждан 1967 года рождения и моложе. Для них

выплаты начнутся с 2022 года. К этому времени неизбежный за кризисом

подъем финансового рынка перекроет последствия спада.
— Есть ли анализ опыта стран, где накопительная система формирования пенсии себя уже оправдала? Или не оправдала?
— Опыт стран Евросоюза и США показывает, что накопительная система в

целом прогрессивна. Но и тут важно не перегнуть. Например, в Казахстане

по рекомендации Всемирного банка пошли по пути формирования пенсии

полностью через накопительную систему. Результаты неоднозначные, там

начались проблемы с текущими выплатами.
— Стратегически российская пенсионная система делает ставку на

накопительное или на распределительное пенсионное страхование?


— В России предпочли пойти по пути введения смешанной пенсионной

системы. Сейчас пенсия формируется из трех частей — базовой (за счет

федерального бюджета), распределительно-страховой и накопительной (за

счет перечисления работодателем части заработка работника). В

накопительной части гражданин может поучаствовать сам. Напомню, что у

нас накопительная система работает всего с 2002 года. Это слишком

маленький период для длинных денег, чтобы объективно оценить все плюсы

и минусы и вынести окончательный вердикт. Только со временем можно

будет сделать вывод — стоит ли накопительный элемент формирования

пенсии уменьшить, увеличить или вовсе от него отказаться. Мерило успеха

пенсионной системы — сможет ли она через 10—20—30 лет производить

выплату достойных пенсий. Наша задача — обеспечить для ныне работающих

граждан формирование пенсии на европейском уровне и добиться, чтобы в

положенное время деньги для фактической выплаты этих пенсий в

пенсионной системе были. Отчасти решение этой задачи — в руках самих

граждан. В помощь им недавно принят федеральный закон о

софинансировании пенсионных накоплений государством. Людям, которые

будут ежегодно перечислять в накопительную часть своей пенсии от 2 тыс.

до 12 тыс. рублей, государство столько же добавит от себя на их

пенсионный счет. Программа рассчитана на период до 2023 года. Ее

результаты будут одним из факторов, которые примут во внимание, делая

вывод об успешности смешанной пенсионной системы в нашей стране.
— Сейчас базовая часть пенсии формируется за счет ЕСН, который взимается по регрессивной шкале. Будет ли она отменена?
— Правительство готовит предложения по совершенствованию пенсионной

системы. Предлагается, что базовая и страховая части пенсии будут

финансироваться из одного источника — страховых взносов работодателя,

которые заменят нынешний ЕСН. Страховой взнос будет взиматься с

годового заработка работника в пределах 415 тыс. рублей. Накопительная

же часть пенсии будет формироваться за счет тех же страховых взносов,

но сохранит независимость от солидарной части, как и прежде, и составит

6% от общего пенсионного тарифа.
— Однако многие экономисты называют зону отсечения в 415 тыс. рублей

не просто регрессией, а суперрегрессией, попросту выводящей из-под

налогообложения богатых. Что вы им ответите?


— Да, есть такая точка зрения. Но напомню, что речь идет не о

поступлении дополнительных налогов в бюджет, а о формировании пенсии,

которую потом когда-то придется выплачивать. Мы считали, что работающих

людей, которые получают годовой доход до 415 тыс. рублей, в стране 82%.

Остальные имеют больше, и если их включить в программу с учетом всей

суммы дохода, то, когда они выйдут на пенсию, она у них должна быть

огромной — до 40% от заработка, что будет очень много в абсолютных

цифрах. Но в момент выхода нынешних состоятельных граждан на пенсию в

рамках солидарной пенсионной системы фактические выплаты будут

производиться за счет работающих, в том числе и за небольшую зарплату.

К тому же мы постоянно должны держать в голове то обстоятельство, что

число работающих уменьшится, а число пенсионеров возрастет. И, таким

образом, объем пенсионных прав, которые государство обязано будет

исполнять через 20—30 лет, будет в 5—6 раз больше, если бы мы этого

ограничения не ставили. И объем пенсионных обязательств государства

тогда превысил бы 7% ВВП, что в три раза больше, чем если сохранить

«потолок». Поэтому во всем мире последовательно ограничивается сумма

годового дохода, с которого взимается страховой пенсионный тариф. Чтобы

«богатые» со своим уровнем обеспечения не разбалансировали пенсионную

систему. Но грустить об их участи не нужно — у состоятельных людей есть

масса способов обеспечить высокий уровень пенсии, не увеличивая

нагрузку на систему. В первую очередь — через негосударственные фонды.
— Как будет меняться ситуация с льготными пенсионерами и снизится ли

их давление на бюджет? Особенно чиновничества, которое получает самые

большие пенсии?


— Давайте разведем льготников и бюджетников. Силовые структуры,

госслужащие, включая чиновников, находятся и останутся на обеспечении

госбюджета. К страховому тарифу они не имеют и не будут иметь

отношения. Льготники — это представители вредных профессий: шахтеры,

металлурги, работники подземки и т.д. Другой вопрос — за счет чего им

будет покрываться страхование? Сейчас это происходит за счет всего

солидарного тарифа и средств бюджета. В МЭРТ разработан законопроект,

который находится на рассмотрении в Госдуме с 2002 года. Его суть:

дополнительные взносы в страховую систему на льготников должны

поступать от их работодателей. Это схема, выстроенная с учетом мировой

практики. Везде, кроме, к сожалению, России, работодатели вносят

дополнительные взносы, как правило, 1—2% к тарифу. За счет этого

льготникам выплачивается пенсия раньше общеустановленного возраста. Так

будет и у нас, если Госдума законопроект примет, а Совет Федерации его

утвердит.
Однако это не означает, что закон заработает завтра. Пока

государство не договорилось о тарифе, в частности, с профсоюзами

угольщиков и металлургов. Но и после достижения договоренностей и

принятия закона, пока будет сформирована достаточная часть для выплат,

должно пройти время. Переходный период может составить до 17 лет. Пока

же платить пенсии льготникам будут из общего котла, а дефицит будет

покрываться за счет бюджета. У этого закона есть и социальная сторона.

Работодатель, который доплачивает за работающих на вредном

производстве, сразу задумается о его модернизации. Ему будет выгоднее

изменить условия труда, чем платить пенсионные отчисления. В странах,

где такая система действует, отмечается поэтапная ликвидация вредных

производств.
— На ваш взгляд, когда в России люди смогут получать пенсии,

соответствующие рекомендациям Международной организации труда — не

менее 40% от заработной платы?


— Будем реалистами. Международная организация труда устанавливает

такой уровень пенсии только для тех, чей страховой пенсионный стаж не

менее 30 лет и чьи отчисления были не менее определенного размера. С

учетом того, что накопительная система работает в России с 2002 года,

эта схема начнет действовать для тех, кто начал трудовую деятельность в

2002 году и позднее.
Но государство изыскивает способы обеспечить приличной пенсией и

более старших. Для тех, кто имеет советский трудовой стаж, стаж после

2002 года и включится в обновленную пенсионную систему, существует иной

приоритет — валоризация доходов, то есть их перерасчет и ориентир на

прожиточный минимум пенсионера. К 2015 году пенсия достигнет 2,5

прожиточных минимумов, к 2020 году — 23-х прожиточных минимумов. Но,

естественно, для каждого конкретного пенсионера все рассчитывается

индивидуально. В зависимости от стажа и объема накопительной части.
— Будет ли повышаться возраст выхода на пенсию?
— Пока речь об увеличении возраста выхода на пенсию не идет.

Правительство намерено стимулировать людей пенсионного возраста к

продолжению трудовой деятельности другими способами. Например, за

каждый год сверх 30 лет стажа пенсионные накопления будут дополнительно

индексироваться на 6% в год.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».