Архивная публикация 2008 года: "Архитектурный триумф"
Михайловский дворец — огромный архитектурный ансамбль. В Европе не так много дворцов, которые могут похвастаться таким разнообразием элементов и построек, созданных в едином архитектурном ключе и примыкающих к главному зданию. В начале XIX века существовало несколько планов возведения Михайловского дворца. По одному из них дворец должен был расположиться на Исаакиевской площади, по другому — на месте дворца Воронцова на Садовой улице. В итоге Михайловский дворец построили на свободном участке недалеко от Михайловского замка. Раньше здесь было несколько разрозненных деревянных оранжерей Третьего Летнего сада, примыкавшего к замку.
Архитектор Карл Росси (автор крупнейших архитектурных ансамблей в стиле ампир в центральной части Петербурга) не ограничился возведением одного дворца: для объединения нескольких построек в ансамбль понадобилось проложить новые улицы.
Строительство велось в 1819—1825 годах. За это время в состав Михайловского дворца вошли: флигели-каре, парадный двор, сад, павильон и пристань на берегу Мойки, два служебных корпуса — вдоль Инженерной улицы и на углу Садовой улицы, площадь со сквером перед дворцом, два симметричных квартала домов по сторонам площади, два квартала жилых домов вдоль Михайловской улицы.
Дворец задумывался как дар великому князю Михаилу Павловичу. В 1798 году император Павел I приказал откладывать ежегодно несколько сотен тысяч рублей на постройку дворца, чье убранство поражало бы воображение, для своего младшего сына.
Несмотря на то, что Павел I был убит заговорщиками в 1801 году, деньги после его смерти отчислялись регулярно. Когда великому князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год, а накопленная сумма достигла 9 млн, строительство дворца началось.
17 апреля 1819 года старший брат Михаила Павловича, император Александр I, установил в основание фундамента нового дворца каменный ковчег с серебряными монетами и заложил серебряную доску с памятной надписью.
«Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры», — писал английский ученый Гренвиль, приехавший в Россию в 1826 году.
Росси продумывал строительство дворца до мельчайших деталей — от чугунной решетки с военной атрибутикой в убранстве ворот до планировки парка и прорисовки узоров наборного паркета в дворцовых помещениях и эскизов мебели. Чугунная ограда дворца — одна из лучших в Петербурге. Она принадлежит к наиболее парадным и торжественным образцам монументальных оград в истории русской архитектуры.
Здание Михайловского дворца — большой усадебный комплекс в стиле классицизма. Центральный дом усадьбы, образующий основное ядро ансамбля, находится в центре парадного двора. Таким образом жилые помещения хозяина были удалены от улицы, а перед дворцом оставалось значительное место для подъезда и стоянки экипажей.
Главной достопримечательностью дворца можно назвать Белый зал, расположенный в центре анфилады второго этажа и представляющий собой дворцовый интерьер первой четверти XIX века. Несмотря на утраты, связанные с переделкой здания под музей, здесь сохранилось живописное и скульптурное убранство зала и подлинная мебель, созданная по эскизам Карла Росси, а также произведения декоративно-прикладного искусства.
Царские особы настолько были поражены убранством зала, что было решено создать его модель и подарить ее английскому королю Георгу IV.
«На приготовление модели с большой белой гостиной комнаты <...> для отправления оной к королю английскому, выдать <...> архитектору Росси пять тысяч рублей на задатки художникам и мастерам», — говорилось в царском указе. В итоге модель нашла своего владельца.
Дворец долгое время был местом проведения роскошных великосветских балов, а после смерти великого князя Михаила Павловича в 1849 году там свои салоны устраивала великая княгиня Елена Павловна. К ней приезжали столичные и заезжие знаменитости, общественные деятели и политики, музыканты и композиторы, ученые, писатели. Здесь возникли Русское музыкальное общество и первая в России консерватория.
Через некоторое время после кончины Александра III вышел императорский указ от 20 января 1895 года о выкупе в казну Михайловского дворца с флигелями, службами и садом за 4 млн рублей серебром, а 13 апреля 1895 года Николай II именным указом учредил «Русский Музей Императора Александра III» и передал в его распоряжение весь комплекс Михайловского дворца. С тех пор дворец стал главным зданием Русского музея, где расположена большая часть его экспозиции.
Михайловский дворец — огромный архитектурный ансамбль. В Европе не так много дворцов, которые могут похвастаться таким разнообразием элементов и построек, созданных в едином архитектурном ключе и примыкающих к главному зданию. В начале XIX века существовало несколько планов возведения Михайловского дворца. По одному из них дворец должен был расположиться на Исаакиевской площади, по другому — на месте дворца Воронцова на Садовой улице. В итоге Михайловский дворец построили на свободном участке недалеко от Михайловского замка. Раньше здесь было несколько разрозненных деревянных оранжерей Третьего Летнего сада, примыкавшего к замку.
Архитектор Карл Росси (автор крупнейших архитектурных ансамблей в стиле ампир в центральной части Петербурга) не ограничился возведением одного дворца: для объединения нескольких построек в ансамбль понадобилось проложить новые улицы.
Строительство велось в 1819—1825 годах. За это время в состав Михайловского дворца вошли: флигели-каре, парадный двор, сад, павильон и пристань на берегу Мойки, два служебных корпуса — вдоль Инженерной улицы и на углу Садовой улицы, площадь со сквером перед дворцом, два симметричных квартала домов по сторонам площади, два квартала жилых домов вдоль Михайловской улицы.
Дворец задумывался как дар великому князю Михаилу Павловичу. В 1798 году император Павел I приказал откладывать ежегодно несколько сотен тысяч рублей на постройку дворца, чье убранство поражало бы воображение, для своего младшего сына.
Несмотря на то, что Павел I был убит заговорщиками в 1801 году, деньги после его смерти отчислялись регулярно. Когда великому князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год, а накопленная сумма достигла 9 млн, строительство дворца началось.
17 апреля 1819 года старший брат Михаила Павловича, император Александр I, установил в основание фундамента нового дворца каменный ковчег с серебряными монетами и заложил серебряную доску с памятной надписью.
«Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры», — писал английский ученый Гренвиль, приехавший в Россию в 1826 году.
Росси продумывал строительство дворца до мельчайших деталей — от чугунной решетки с военной атрибутикой в убранстве ворот до планировки парка и прорисовки узоров наборного паркета в дворцовых помещениях и эскизов мебели. Чугунная ограда дворца — одна из лучших в Петербурге. Она принадлежит к наиболее парадным и торжественным образцам монументальных оград в истории русской архитектуры.
Здание Михайловского дворца — большой усадебный комплекс в стиле классицизма. Центральный дом усадьбы, образующий основное ядро ансамбля, находится в центре парадного двора. Таким образом жилые помещения хозяина были удалены от улицы, а перед дворцом оставалось значительное место для подъезда и стоянки экипажей.
Главной достопримечательностью дворца можно назвать Белый зал, расположенный в центре анфилады второго этажа и представляющий собой дворцовый интерьер первой четверти XIX века. Несмотря на утраты, связанные с переделкой здания под музей, здесь сохранилось живописное и скульптурное убранство зала и подлинная мебель, созданная по эскизам Карла Росси, а также произведения декоративно-прикладного искусства.
Царские особы настолько были поражены убранством зала, что было решено создать его модель и подарить ее английскому королю Георгу IV.
«На приготовление модели с большой белой гостиной комнаты <...> для отправления оной к королю английскому, выдать <...> архитектору Росси пять тысяч рублей на задатки художникам и мастерам», — говорилось в царском указе. В итоге модель нашла своего владельца.
Дворец долгое время был местом проведения роскошных великосветских балов, а после смерти великого князя Михаила Павловича в 1849 году там свои салоны устраивала великая княгиня Елена Павловна. К ней приезжали столичные и заезжие знаменитости, общественные деятели и политики, музыканты и композиторы, ученые, писатели. Здесь возникли Русское музыкальное общество и первая в России консерватория.
Через некоторое время после кончины Александра III вышел императорский указ от 20 января 1895 года о выкупе в казну Михайловского дворца с флигелями, службами и садом за 4 млн рублей серебром, а 13 апреля 1895 года Николай II именным указом учредил «Русский Музей Императора Александра III» и передал в его распоряжение весь комплекс Михайловского дворца. С тех пор дворец стал главным зданием Русского музея, где расположена большая часть его экспозиции.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".