27 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2000 года: "Банк, у которого хватает ресурсов"

Архивная публикация 2000 года: "Банк, у которого хватает ресурсов"

Глава Санкт-Петербургского банка Сбербанка России Владимир Шорин в шутку называет себя "мамонтом Сбербанка". В этой структуре он 22 года.Владимир Шорин: В банке я с тех самых пор, когда это были еще Государственные трудовые сберегательные кассы. Восемь лет я отработал начальником Управления банка Ленинградской области и четырнадцать -- в Сберегательном банке города. В моей трудовой книжке нет ни одной записи "уволен" или "принят" -- меня все время "переводили".
"Профиль": А как вы оказались в банке?
В.Ш.: В 70-е я работал в Смольном. В обкоме партии мне сказали: "Вова, надо!" А раз надо, значит, надо. И я перешел в Сберегательный банк. Это называлось тогда "отправить на укрепление". Видимо, у меня "высокое чувство ответственности за порученное дело", как писали раньше в характеристиках.
"П.": Вам пришлось перестраивать банк. Как изменилась за прошедшее десятилетие его работа?
В.Ш.: Становление банка было сложным. Долгое время мы были обычным сборщиком средств населения. Затем передавали их Центральному банку, получая от этой операции доход в размере 2,3%. На эти средства мы и нищенствовали. Когда наконец банк стал коммерческим, нам удалось убедить клиентов, что мы не простая "сберкасса", как нас некоторые до сих пор называют.
Важной вехой развития нашего банка стало объединение в 1998 году Сбербанка Петербурга и Ленинградской области. Этого потребовала сложная экономическая обстановка. У областного банка мелкие отделения, да и деньги населения размещать было негде. В 1997 году его прибыль составила всего 15 млн. рублей, и анализ ситуации показал, что областной банк будет убыточным.
Правление Сбербанка России предложило объединить два наших территориальных банка. Предложение было не слишком заманчивое. После объединения наш банк сразу снизил показатели. Но мы нашли силы. Собрались, мобилизовались, даже "ощетинились" и по итогам 1998 года в соревновании среди территориальных банков Сберегательного банка страны заняли первое место.
"П.": После августовского кризиса предприятия стали открывать расчетные счета в Сбербанке, как говорится, для "подстраховки". Но в дальнейшем основные расчеты у многих клиентов пошли как раз через Петербургский Сбербанк. Сегодня в банке обслуживается каждое четвертое предприятие региона. Как вам удалось удержать клиентов?
В.Ш.: После августа 1998 года многие банки дали трещину, но в Питере не развалился ни один банк. И мы доказали эффективность своей работы. Мы консервативный банк, у нас жесткие подходы к кредитованию, потому что мы рискуем не деньгами банка, а деньгами населения. И клиентов мы удержали потому, что мы стабильны и надежны.
У нас ниже кредитные ставки, чем у других банков, развитая филиальная сеть -- 520 филиалов в Петербурге и области. Есть специализированные филиалы для обслуживания юридических лиц, VIP-филиалы... Мы обслуживаем юридических лиц в течение всего "банковского дня". Это значительно сокращает прохождение средств через банк.
Многие клиенты коммерческих банков перешли к нам на обслуживание: Балтийский завод, химический комбинат "Эра", Лужский абразивный завод. По итогам 1999 года приток средств на счета банка составил 2745,5 млн. рублей. Наш типичный клиент 2000 года -- это клиент, пользующийся комплексом современных банковских услуг, расчетно-кассовым обслуживанием в рублях и валюте, установивший систему электронного документооборота "Сбербанк -- Клиент". Он пользуется ценными бумагами банка и получает зарплату по пластиковым картам. О качестве обслуживания свидетельствует рост числа клиентов, пользующихся услугами банка: в 1999 году он составил 5,8 раза.
Значительный рост числа корпоративных клиентов -- это итог целенаправленной и кропотливой работы, прежде всего с предприятиями социально значимых отраслей -- пищевой промышленности, сельского хозяйства, транспорта, а также лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Сегодня банк активно сотрудничает с такими крупнейшими предприятиями мукомольно-крупяной промышленности, как Ленинградский комбинат хлебопродуктов имени Кирова, Мельничный комбинат "Предпортовый", "Невская мельница", Выборгский комбинат хлебопродуктов, птицефабрики "Скворицы", "Синявинская", "Роскар", комбикормовые заводы Ленинградской области. Среди наших клиентов и динамично развивающиеся пивоваренные компании "Балтика", "Вена", "Бавария".
"П.": В Петербурге, наверное, как нигде, сильна конкуренция среди банков. Чем Петербургский Сбербанк отличается от ближайших соперников?
В.Ш.: Преимущество Сбербанка -- наличие собственной уникальной системы межфилиальных расчетов. Система позволяет осуществлять платежи практически в любую точку России в течение 1--3 дней. Для клиентов банка услуги по проведению платежей через межфилиальные расчеты в адрес клиентов Сбербанка России бесплатны. Для статистики: только в расчетном центре питерского Сбербанка обрабатывается более миллиона платежей. Эта система удобна для крупных предприятий, имеющих разветвленную сеть филиалов по стране, таких, например, как компания "Балтика".
Мы работаем и с крупными предприятиями, и с ИЧП без образования юридического лица. Ведь кто-то должен способствовать развитию малого и среднего бизнеса. Например, при помощи финансового лизинга в Санкт-Петербурге реализуется программа "Развитие сети маршрутных такси". Небольшие автопредприятия могут приобретать новые машины. По городу уже бегают 200 "лизинговых" микроавтобусов.
Процентная ставка по краткосрочным кредитам может составлять от 27% до 21% годовых (по рублевым кредитам) в зависимости от срока использования средств. Долгосрочные кредиты на срок до пяти лет предоставляются по ставке 31% годовых. Ставки кредитов, предоставляемых Петербургским Сбербанком в рублях, ниже ставки рефинансирования Центрального банка. По инвестиционным кредитам процентные ставки в валюте не превышают 14% годовых. Мы не устанавливаем высокие ставки на обслуживание, как в других коммерческих банках, и готовы работать со всеми.
"П.": Известно, что в банках не так-то легко получить кредит. Как обстоят дела в вашем банке?
В.Ш.: В этом году мы кардинально изменили схему взаимоотношений со своими клиентами, чтобы сократить сроки предоставления кредитов. Районные отделения банка получили возможность самостоятельно принимать решения о выдаче кредитов.
Мы предлагаем и целевые краткосрочные ссуды на пополнение оборотных средств, открытие кредитных линий, вексельное кредитование, финансирование инвестиционных проектов. Овердрафтом чаще пользуются предприятия торговли, поскольку у них хорошая оборачиваемость средств. Крупные предприятия берут такие кредиты обычно для финансирования кассовых разрывов, например для выплаты зарплаты или уплаты налогов в бюджет.
"П.": В каких крупных долгосрочных проектах в Петербурге принимает участие Сбербанк России?
В.Ш.: Сбербанк России инвестирует крупные долгосрочные проекты в регионе. Например, финансировали проект строительства кораблей на Балтийском заводе для ВМС Индии ($30 млн.). В 1999 году Кронштадтскому морскому заводу был выделен кредит в $11,5 млн., здесь ремонтируют суда для Алжира. И мы готовы инвестировать средства в серьезные проекты, но при одном условии: если деньги банка можно будет размещать без особых рисков.
"П.": Большинство коммерческих банков стремятся обслуживать бюджетные средства. Вы, разумеется, не исключение?
В.Ш.: Мы не стремимся работать с бюджетными деньгами, у нас и так хватает ресурсов. В любом случае мы ведем себя не агрессивно. В то же время мы действительно обслуживаем практически все подразделения Федерального казначейства в Петербурге и Ленинградской области. Территориальный бюджет Ленинградской области на 80% исполняется через наш банк.
"П.": Как развивается в Петербурге и Ленинградской области "пластиковый" проект Сбербанка?
В.Ш.: Доля Сбербанка на пластиковом рынке Петербурга -- около 28%. Банк владеет самой разветвленной сетью выдачи наличных по международным пластиковым картам в городе и области. Нашими зарплатными картами пользуются компания Caterpillar, которая в этом году открыла свой завод в Ленинградской области, фабрика "JTI-Петро". Зарплату перечисляют на международные карты "Сбербанк -- Maestro". У нас почти 1300 зарплатных договоров с предприятиями, выдано около 300 тысяч зарплатных карт.
Для промышленных предприятий уже выпущено около 700 корпоративных карт. Например, для компании "Северо-Западный флот" выпущено 210 корпоративных и более 3500 зарплатных банковских карт. Моряки ежемесячно получают зарплату в любой стране, где бы они ни находились в день ее выдачи.
Снять деньги с карточки и в Петербурге просто. В городе установлено 64 банкомата, 11 из них работают круглосуточно, в области -- еще 23 банкомата. Большинство петербургских студентов получают стипендию по картам Сбербанка. Наши банкоматы установлены в Санкт-Петербургском государственном университете, Политехническом университете, Педагогическом университете. С Молодежной биржей мы заключили специальный договор, и подростки теперь будут получать заработанные за лето деньги по пластиковым картам "Сбербанк -- Maestro".
"П.": Воспитываете новое поколение потребителей современных банковских услуг?
В.Ш.: Да. Повышаем не только качество услуг, но и количество клиентов. У нас каждый сотрудник, от охранника до директора управления, старается привлечь новых партнеров. Я, например, никогда не отказываюсь от беседы с интересным клиентом. А когда люди проникаются добрыми чувствами друг к другу, тогда и к банку относятся по-другому.

Глава Санкт-Петербургского банка Сбербанка России Владимир Шорин в шутку называет себя "мамонтом Сбербанка". В этой структуре он 22 года.Владимир Шорин: В банке я с тех самых пор, когда это были еще Государственные трудовые сберегательные кассы. Восемь лет я отработал начальником Управления банка Ленинградской области и четырнадцать -- в Сберегательном банке города. В моей трудовой книжке нет ни одной записи "уволен" или "принят" -- меня все время "переводили".

"Профиль": А как вы оказались в банке?

В.Ш.: В 70-е я работал в Смольном. В обкоме партии мне сказали: "Вова, надо!" А раз надо, значит, надо. И я перешел в Сберегательный банк. Это называлось тогда "отправить на укрепление". Видимо, у меня "высокое чувство ответственности за порученное дело", как писали раньше в характеристиках.

"П.": Вам пришлось перестраивать банк. Как изменилась за прошедшее десятилетие его работа?

В.Ш.: Становление банка было сложным. Долгое время мы были обычным сборщиком средств населения. Затем передавали их Центральному банку, получая от этой операции доход в размере 2,3%. На эти средства мы и нищенствовали. Когда наконец банк стал коммерческим, нам удалось убедить клиентов, что мы не простая "сберкасса", как нас некоторые до сих пор называют.

Важной вехой развития нашего банка стало объединение в 1998 году Сбербанка Петербурга и Ленинградской области. Этого потребовала сложная экономическая обстановка. У областного банка мелкие отделения, да и деньги населения размещать было негде. В 1997 году его прибыль составила всего 15 млн. рублей, и анализ ситуации показал, что областной банк будет убыточным.

Правление Сбербанка России предложило объединить два наших территориальных банка. Предложение было не слишком заманчивое. После объединения наш банк сразу снизил показатели. Но мы нашли силы. Собрались, мобилизовались, даже "ощетинились" и по итогам 1998 года в соревновании среди территориальных банков Сберегательного банка страны заняли первое место.

"П.": После августовского кризиса предприятия стали открывать расчетные счета в Сбербанке, как говорится, для "подстраховки". Но в дальнейшем основные расчеты у многих клиентов пошли как раз через Петербургский Сбербанк. Сегодня в банке обслуживается каждое четвертое предприятие региона. Как вам удалось удержать клиентов?

В.Ш.: После августа 1998 года многие банки дали трещину, но в Питере не развалился ни один банк. И мы доказали эффективность своей работы. Мы консервативный банк, у нас жесткие подходы к кредитованию, потому что мы рискуем не деньгами банка, а деньгами населения. И клиентов мы удержали потому, что мы стабильны и надежны.

У нас ниже кредитные ставки, чем у других банков, развитая филиальная сеть -- 520 филиалов в Петербурге и области. Есть специализированные филиалы для обслуживания юридических лиц, VIP-филиалы... Мы обслуживаем юридических лиц в течение всего "банковского дня". Это значительно сокращает прохождение средств через банк.

Многие клиенты коммерческих банков перешли к нам на обслуживание: Балтийский завод, химический комбинат "Эра", Лужский абразивный завод. По итогам 1999 года приток средств на счета банка составил 2745,5 млн. рублей. Наш типичный клиент 2000 года -- это клиент, пользующийся комплексом современных банковских услуг, расчетно-кассовым обслуживанием в рублях и валюте, установивший систему электронного документооборота "Сбербанк -- Клиент". Он пользуется ценными бумагами банка и получает зарплату по пластиковым картам. О качестве обслуживания свидетельствует рост числа клиентов, пользующихся услугами банка: в 1999 году он составил 5,8 раза.

Значительный рост числа корпоративных клиентов -- это итог целенаправленной и кропотливой работы, прежде всего с предприятиями социально значимых отраслей -- пищевой промышленности, сельского хозяйства, транспорта, а также лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Сегодня банк активно сотрудничает с такими крупнейшими предприятиями мукомольно-крупяной промышленности, как Ленинградский комбинат хлебопродуктов имени Кирова, Мельничный комбинат "Предпортовый", "Невская мельница", Выборгский комбинат хлебопродуктов, птицефабрики "Скворицы", "Синявинская", "Роскар", комбикормовые заводы Ленинградской области. Среди наших клиентов и динамично развивающиеся пивоваренные компании "Балтика", "Вена", "Бавария".

"П.": В Петербурге, наверное, как нигде, сильна конкуренция среди банков. Чем Петербургский Сбербанк отличается от ближайших соперников?

В.Ш.: Преимущество Сбербанка -- наличие собственной уникальной системы межфилиальных расчетов. Система позволяет осуществлять платежи практически в любую точку России в течение 1--3 дней. Для клиентов банка услуги по проведению платежей через межфилиальные расчеты в адрес клиентов Сбербанка России бесплатны. Для статистики: только в расчетном центре питерского Сбербанка обрабатывается более миллиона платежей. Эта система удобна для крупных предприятий, имеющих разветвленную сеть филиалов по стране, таких, например, как компания "Балтика".

Мы работаем и с крупными предприятиями, и с ИЧП без образования юридического лица. Ведь кто-то должен способствовать развитию малого и среднего бизнеса. Например, при помощи финансового лизинга в Санкт-Петербурге реализуется программа "Развитие сети маршрутных такси". Небольшие автопредприятия могут приобретать новые машины. По городу уже бегают 200 "лизинговых" микроавтобусов.

Процентная ставка по краткосрочным кредитам может составлять от 27% до 21% годовых (по рублевым кредитам) в зависимости от срока использования средств. Долгосрочные кредиты на срок до пяти лет предоставляются по ставке 31% годовых. Ставки кредитов, предоставляемых Петербургским Сбербанком в рублях, ниже ставки рефинансирования Центрального банка. По инвестиционным кредитам процентные ставки в валюте не превышают 14% годовых. Мы не устанавливаем высокие ставки на обслуживание, как в других коммерческих банках, и готовы работать со всеми.

"П.": Известно, что в банках не так-то легко получить кредит. Как обстоят дела в вашем банке?

В.Ш.: В этом году мы кардинально изменили схему взаимоотношений со своими клиентами, чтобы сократить сроки предоставления кредитов. Районные отделения банка получили возможность самостоятельно принимать решения о выдаче кредитов.

Мы предлагаем и целевые краткосрочные ссуды на пополнение оборотных средств, открытие кредитных линий, вексельное кредитование, финансирование инвестиционных проектов. Овердрафтом чаще пользуются предприятия торговли, поскольку у них хорошая оборачиваемость средств. Крупные предприятия берут такие кредиты обычно для финансирования кассовых разрывов, например для выплаты зарплаты или уплаты налогов в бюджет.

"П.": В каких крупных долгосрочных проектах в Петербурге принимает участие Сбербанк России?

В.Ш.: Сбербанк России инвестирует крупные долгосрочные проекты в регионе. Например, финансировали проект строительства кораблей на Балтийском заводе для ВМС Индии ($30 млн.). В 1999 году Кронштадтскому морскому заводу был выделен кредит в $11,5 млн., здесь ремонтируют суда для Алжира. И мы готовы инвестировать средства в серьезные проекты, но при одном условии: если деньги банка можно будет размещать без особых рисков.

"П.": Большинство коммерческих банков стремятся обслуживать бюджетные средства. Вы, разумеется, не исключение?

В.Ш.: Мы не стремимся работать с бюджетными деньгами, у нас и так хватает ресурсов. В любом случае мы ведем себя не агрессивно. В то же время мы действительно обслуживаем практически все подразделения Федерального казначейства в Петербурге и Ленинградской области. Территориальный бюджет Ленинградской области на 80% исполняется через наш банк.

"П.": Как развивается в Петербурге и Ленинградской области "пластиковый" проект Сбербанка?

В.Ш.: Доля Сбербанка на пластиковом рынке Петербурга -- около 28%. Банк владеет самой разветвленной сетью выдачи наличных по международным пластиковым картам в городе и области. Нашими зарплатными картами пользуются компания Caterpillar, которая в этом году открыла свой завод в Ленинградской области, фабрика "JTI-Петро". Зарплату перечисляют на международные карты "Сбербанк -- Maestro". У нас почти 1300 зарплатных договоров с предприятиями, выдано около 300 тысяч зарплатных карт.

Для промышленных предприятий уже выпущено около 700 корпоративных карт. Например, для компании "Северо-Западный флот" выпущено 210 корпоративных и более 3500 зарплатных банковских карт. Моряки ежемесячно получают зарплату в любой стране, где бы они ни находились в день ее выдачи.

Снять деньги с карточки и в Петербурге просто. В городе установлено 64 банкомата, 11 из них работают круглосуточно, в области -- еще 23 банкомата. Большинство петербургских студентов получают стипендию по картам Сбербанка. Наши банкоматы установлены в Санкт-Петербургском государственном университете, Политехническом университете, Педагогическом университете. С Молодежной биржей мы заключили специальный договор, и подростки теперь будут получать заработанные за лето деньги по пластиковым картам "Сбербанк -- Maestro".

"П.": Воспитываете новое поколение потребителей современных банковских услуг?

В.Ш.: Да. Повышаем не только качество услуг, но и количество клиентов. У нас каждый сотрудник, от охранника до директора управления, старается привлечь новых партнеров. Я, например, никогда не отказываюсь от беседы с интересным клиентом. А когда люди проникаются добрыми чувствами друг к другу, тогда и к банку относятся по-другому.

КОНСТАНТИН ЗБОРОВСКИЙ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».