26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1999 года: ""Белое" солнце"

Архивная публикация 1999 года: ""Белое" солнце"

Россия -- самая пьющая страна. Это факт, что называется, медицинский. Причем пьют у нас по-особенному. Не так, как во всем мире. Пьют у нас преимущественно водку, и только водку. Она давно уже стала эквивалентом твердой валюты, а поступления от алкогольной отрасли составляют заметную часть доходов бюджета. Сегодня мы расскажем о том, кто, где и как эту водку делает, а также о том, кто, где и в каких количествах ее употребляет.Огонь, водка и горящие трубы

Потребление спиртного сильно различается в зависимости от климата, местных традиций и т.п. Обычно выделяют южный и северный тип потребления. При южном типе считается нормой пить с самого утра и в течение целого дня, но в основном сухие вина. Самый яркий пример -- Франция, Италия, Испания. Там потребление вина в пересчете на чистый алкоголь значительно выше, чем водки, коньяка и даже пива.
Другой тип -- северный, когда пьют по вечерам, причем крепкие напитки или пиво. К странам с северным потреблением относятся Скандинавия, Север Европы и, конечно, Россия. Однако если, например, в Финляндии на водку приходится чуть больше трети потребляемого алкоголя, то в России ее доля составляет 91%. Причем именно водки, потому что на все остальные напитки крепче 28 градусов: коньяк, различные настойки и бальзамы, а уж тем более импортные виски и джин -- приходится не более 5% от этих самых 91%, или 125 млн. декалитров (1 декалитр=10 литров).
Водкораздел

Десять лет назад водки было всего 3--4 сорта. И модную "Посольскую", не говоря уж о "Горилке" братской Украинской ССР, достать было сложно даже в Москве, а тем более в провинции. В последние годы разновидностей водки в стране появилось немереное количество. Специалисты говорят о пяти тысячах сортов. Отличаются они, понятно, по цене и по качеству. Хотя качество водки -- вопрос очень своеобразный, но об этом ниже.
Маркетологи делят водку на следующие ценовые категории: ординарная -- от 25 до 35 рублей за 0,5 л, стандартная -- от 35 до 60 рублей, premium -- от 60 до 150 рублей и супер -- более 150 рублей за пол-литра.
К ординарным сортам относится абсолютное большинство местных сортов водки вроде тульской под названием "Левша" или смоленской "Гвардейской". Их производят в регионах и для регионов. Ведь для малообеспеченных слоев населения, каковыми являются практически все граждане вне крупных городов, цена -- самый важный критерий при выборе. В депрессивных регионах потребление ординарной -- дешевой -- водки составляет до 90% от общего объема.
К стандартным (то есть средним по цене) сортам относится большая часть водок, производимых известными ликероводочными заводами. Например, значительная часть продукции московского "Кристалла". В крупных городах потребление такой водки доходит до 60% от общего объема.
Более дорогие сорта водки -- premium -- это уже, как говорится, для тех, у кого свои причуды. Premium -- это, например, "Столичная" с черной этикеткой. Эти сорта поставляют на экспорт, продают в ресторанах и барах или в дорогих супермаркетах. Они рассчитаны на обеспеченных покупателей, и их доля в общем объеме реализации составляет до 15% в крупных городах. В регионах такие сорта служат скорее для украшения прилавков или для презентов особо важным персонам местного значения.
Самые дорогие сорта категории супер -- это сувенирные водки типа "Чайковский" или "Юрий Долгорукий". Здесь основная составляющая цены -- внешний вид, дорогая бутылка, упаковка и т.п. После кризиса и резкого подорожания импорта в эту категорию попала и большая часть импортных водок.
Понятно, что такие сорта составляют очень незначительную часть в общем объеме и фактически приравниваются к дорогому импортному алкоголю: джину, виски, французским коньякам и т.п.
Подводочная часть айсберга

Все статистические данные производства крепких напитков -- это официальные цифры. Производство в объеме 125 млн. дал -- это то, что ликероводочные заводы показывают в документах. Однако если сравнивать эти цифры с объемами потребления, что-то явно не стыкуется.
Потребляют в России ежегодно и на протяжении уже как минимум десяти лет 220--260 млн. дал крепких спиртных напитков в год (это около 35 поллитровок на душу населения, включая язвенников, трезвенников и грудных младенцев). То есть получается, что наша алкогольная промышленность удовлетворяет потребности населения ровно на 50%. А остальное?
По оценкам специалистов, самогоноварение на сегодня составляет в лучшем случае 5--8% от всего объема потребления. То есть не более 10--15 млн. дал. Остальное -- "левак": водка, которая не принесла в бюджет ни копейки.
Соответственно, все официальные цифры оборота на водочном рынке можно смело умножать на два. Понятно, что рынок только с официальными объемами годового оборота в несколько миллиардов долларов, причем в наличном выражении, стал одним из самых привлекательных в стране. Нефтяной бизнес, конечно, дает не меньшие прибыли. Но скважину в огороде проковырять достаточно сложно. А водку в подвале разливать -- запросто. И начали разливать.
После распада СССР водочный бизнес расцвел пышным цветом. Особенно в ряде южных регионов типа Северной Осетии. Бизнес этот, естественно, на первых порах был нелегальным. В середине 90-х государство контролировало в лучшем случае 25% рынка водки. Это видно по официальным объемам производства. С 1990 года оно уменьшилось в два раза, а затем резко увеличилось опять же в два раза. Понятно, не потому, что пить стали больше. Больше стали легально производить.
Во времена СССР на территории России было 178 ликероводочных заводов и цехов. Сейчас -- более 650. Причем только официально зарегистрированных. Пополнился этот ряд в основном за счет региональных производителей.
Большая часть в стоимости бутылки водки составляет акциз (около 9 рублей в стоимости бутылки 0,5 л). Акциз расщепляется между федеральным и региональным бюджетами в соотношении 30:70. И если поступления от алкогольной промышленности в федеральный бюджет составляют около 4% его доходной части, то доходная часть некоторых региональных бюджетов (например, Новгородской области, Мордовии) состоит из "пьяных" доходов на 35--40%. Отсюда любовь губернаторов к водочным производствам. И, между прочим, нежелание этих губернаторов допускать на свои рынки продукцию других регионов. Учет и контроль в водочном бизнесе -- вещь очень своеобразная и порой опасная. А главное -- точный учет в данном вопросе невыгоден никому, кроме федерального бюджета.
Поэтому разыскать официальные данные о том, какой завод сколько водки производит, практически невозможно. Однако крупнейшие производители все-таки известны.
Заводы сильно различаются по технической оснащенности. Многие старые предприятия, построенные до 70-х годов, по сию пору работают на оборудовании времен застоя. Новые и переоснащенные заводы типа московского "Кристалла" или владикавказского "Истока" оборудованы фирменными разливочными линиями и прочими прелестями цивилизации.
Как уже было сказано, совокупный объем производства в России составляет 125 млн. декалитров. Однако совокупные мощности заводов позволяют произвести до 250 млн. декалитров. То есть большая часть мощностей как будто простаивает. Так, на "Кристалле" регулярно работает 30% мощностей.
Но не все так просто. И то, что не все мощности официально загружены, совсем не значит, что они реально простаивают. Отсюда и появляются те самые "недостающие" 125 млн. якобы не выпущенных декалитров.
Хождение налево

Самым распространенным способом выпускать "левую" водку на данный момент является метод "третьей смены". На вполне официальном, зарегистрированном и аккуратно платящем налоги заводе после второй смены гаснет свет, все уходят домой, помещения закрываются и опечатываются, дабы обеспечить госконтроль. Однако через короткий промежуток времени двери снова открываются -- и завод продолжает работать. Но производимая водка, которая по качеству, понятно, не отличается от "дневной", под налогообложение не подпадает. Таким образом производится до 75% "левака".
Второй способ -- уже менее распространенный -- завоз контрабандной экспортной водки. Он сейчас менее популярен, потому что является, несомненно, более рискованным и дорогим (транспортные расходы, взятки и т.п.). Эта "левая" водка в ее общем объеме составлет около 10%.
Последняя составляющая "левой" части высокоградусного рынка -- самогоноварение. Но, по оценкам специалистов, доля самогона в общем потреблении составляет менее 10%. Причина проста: невыгодно. Ведь себестоимость бутылки водки на крупных заводах составляет 6--7 рублей. Все остальное -- акциз, налоги, прибыль предприятия и торговой сети. Соответственно, пол-литра "левой" водки обходится от 6 до 12 рублей (себестоимость при непромышленном производстве выше). При этом себестоимость пол-литра самогона -- не менее 5 рублей (0,5 кг сахара, дрожжи и т.п.). А его изготовление занимает довольно много времени и требует больших, чем в случае с водкой, трудозатрат. Опять же понятно, что психологически проще купить бутылку с понятной наклейкой и понятным содержимым, чем получить из-за грязной калитки бутылку непонятной мутной жидкости, заткнутую обрывком прошлогодней газеты. То есть стоимость откровенно "левой" водки и самогона не сильно отличаются, при том что в последнем случае "товарный вид" явно отсутствует. Да и страшновато как-то.
Перепитии

Фальсификация алкоголя является большой проблемой для государства по двум причинам. Первая: фальшивой водкой можно отравиться. А здоровье граждан, как известно, это проблема государственная. Но здесь все очень просто: изготовить плохую водку из качественного сырья практически невозможно -- слишком примитивный продукт. Так что фальсификаты опасны для здоровья лишь в том случае, если они изготовлены из некачественного спирта, воды, добавок (если это не водка, а другой крепкий алкоголь -- коньяк, настойки, ликеры и т.п.).
Начальник лаборатории токсикологии НИИ наркологии Минздрава РФ Владимир Нужный считает, что в последнее время откровенных и опасных для жизни подделок стало значительно меньше. Производитель, даже "левый", как правило, использует качественное сырье. Ведь купить нормальный спирт значительно проще, чем, например, метиловый -- смертельно опасный для здоровья.
Кроме того, ясно, что некачественную водку выпускают только кустарным способом, без применения современного оборудования. Соответственно, и размах такого производства, и его доля на рынке невелики -- не более 20%. А в больших городах, особенно в Москве, такая водка практически отсутствует: слишком жесткая система контроля. Отравиться водкой, выпущенной ликероводочными заводами в "третью смену" нельзя: она делается из того же спирта, что и обычная, "нелевая". Кустари же выпускают только самые дешевые сорта.
Это проще технически, ведь в кустарных условиях выпустить бутылку с дозатором просто невозможно.
И выгоднее экономически: фирменные бутылки дорого стоят, покупатели дорогих сортов более осторожны и привередливы. Продается дешевая поддельная водка, как правило, в коммерческих палатках. Ведь большая часть магазинов уже следит за качеством продукции поставщиков. Так что сохранить здоровье любителям "беленькой" очень просто: надо покупать водку в нормальных магазинах и не жалеть лишние 2--3 рубля.
Почти святой источник

Вторая вслед за здоровьем проблема, связанная с фальсификатом,-- государственная. Ведь "левак" не приносит в бюджет ни копейки. Эта проблема очень острая, и не только в России. Даже в благополучной Швеции государство контролирует в лучшем случае 85% рынка. В России в 1996-м контролировало около 30%, в 1997--1998-м -- около 40%, в нынешнем -- чуть более 50%. Такой рост налоговых сборов исключительно заслуга МНС, МВД и региональных властей. Однако дальнейшее сокращение нелегального выпуска водки сопряжено с рядом сложностей. Повышение акцизов, понятно, ничего не даст. Чем дороже стоит водка в официальной сети, тем больше вероятность увеличения ее нелегального оборота.
Андрей Логинов, вице-президент Русской винно-водочной компании, считает, что хорошим способом "выбить" с рынка нелегалов было бы разделение акциза между производителем и оптовиком. Сейчас всю сумму акциза платит производитель. Поэтому у оптовика есть соблазн купить более дешевую "левую" водку. Если же производитель будет платить только 50% акциза, а остальные 50% -- оптовик, то легальная водка практически сравняется по стоимости с нелегальной. Оптовику, понятно, не будет смысла рисковать. Правда, есть одно "но". Слишком сложно обеспечить уплату акциза оптовиком. Ведь завод никуда не денется, а оптовик сегодня есть, а завтра -- нет. Так что государству остается лишь ужесточать, усиливать и углублять.
Или же начать очередную кампанию по борьбе с "зеленым змием". Но это вряд ли.

Динамика потребления спиртных напитков (в литрах чистого алкоголя) на душу населения в год*

Россия -- самая пьющая страна. Это факт, что называется, медицинский. Причем пьют у нас по-особенному. Не так, как во всем мире. Пьют у нас преимущественно водку, и только водку. Она давно уже стала эквивалентом твердой валюты, а поступления от алкогольной отрасли составляют заметную часть доходов бюджета. Сегодня мы расскажем о том, кто, где и как эту водку делает, а также о том, кто, где и в каких количествах ее употребляет.Огонь, водка и горящие трубы


Потребление спиртного сильно различается в зависимости от климата, местных традиций и т.п. Обычно выделяют южный и северный тип потребления. При южном типе считается нормой пить с самого утра и в течение целого дня, но в основном сухие вина. Самый яркий пример -- Франция, Италия, Испания. Там потребление вина в пересчете на чистый алкоголь значительно выше, чем водки, коньяка и даже пива.

Другой тип -- северный, когда пьют по вечерам, причем крепкие напитки или пиво. К странам с северным потреблением относятся Скандинавия, Север Европы и, конечно, Россия. Однако если, например, в Финляндии на водку приходится чуть больше трети потребляемого алкоголя, то в России ее доля составляет 91%. Причем именно водки, потому что на все остальные напитки крепче 28 градусов: коньяк, различные настойки и бальзамы, а уж тем более импортные виски и джин -- приходится не более 5% от этих самых 91%, или 125 млн. декалитров (1 декалитр=10 литров).

Водкораздел


Десять лет назад водки было всего 3--4 сорта. И модную "Посольскую", не говоря уж о "Горилке" братской Украинской ССР, достать было сложно даже в Москве, а тем более в провинции. В последние годы разновидностей водки в стране появилось немереное количество. Специалисты говорят о пяти тысячах сортов. Отличаются они, понятно, по цене и по качеству. Хотя качество водки -- вопрос очень своеобразный, но об этом ниже.

Маркетологи делят водку на следующие ценовые категории: ординарная -- от 25 до 35 рублей за 0,5 л, стандартная -- от 35 до 60 рублей, premium -- от 60 до 150 рублей и супер -- более 150 рублей за пол-литра.

К ординарным сортам относится абсолютное большинство местных сортов водки вроде тульской под названием "Левша" или смоленской "Гвардейской". Их производят в регионах и для регионов. Ведь для малообеспеченных слоев населения, каковыми являются практически все граждане вне крупных городов, цена -- самый важный критерий при выборе. В депрессивных регионах потребление ординарной -- дешевой -- водки составляет до 90% от общего объема.

К стандартным (то есть средним по цене) сортам относится большая часть водок, производимых известными ликероводочными заводами. Например, значительная часть продукции московского "Кристалла". В крупных городах потребление такой водки доходит до 60% от общего объема.

Более дорогие сорта водки -- premium -- это уже, как говорится, для тех, у кого свои причуды. Premium -- это, например, "Столичная" с черной этикеткой. Эти сорта поставляют на экспорт, продают в ресторанах и барах или в дорогих супермаркетах. Они рассчитаны на обеспеченных покупателей, и их доля в общем объеме реализации составляет до 15% в крупных городах. В регионах такие сорта служат скорее для украшения прилавков или для презентов особо важным персонам местного значения.

Самые дорогие сорта категории супер -- это сувенирные водки типа "Чайковский" или "Юрий Долгорукий". Здесь основная составляющая цены -- внешний вид, дорогая бутылка, упаковка и т.п. После кризиса и резкого подорожания импорта в эту категорию попала и большая часть импортных водок.

Понятно, что такие сорта составляют очень незначительную часть в общем объеме и фактически приравниваются к дорогому импортному алкоголю: джину, виски, французским коньякам и т.п.

Подводочная часть айсберга


Все статистические данные производства крепких напитков -- это официальные цифры. Производство в объеме 125 млн. дал -- это то, что ликероводочные заводы показывают в документах. Однако если сравнивать эти цифры с объемами потребления, что-то явно не стыкуется.

Потребляют в России ежегодно и на протяжении уже как минимум десяти лет 220--260 млн. дал крепких спиртных напитков в год (это около 35 поллитровок на душу населения, включая язвенников, трезвенников и грудных младенцев). То есть получается, что наша алкогольная промышленность удовлетворяет потребности населения ровно на 50%. А остальное?

По оценкам специалистов, самогоноварение на сегодня составляет в лучшем случае 5--8% от всего объема потребления. То есть не более 10--15 млн. дал. Остальное -- "левак": водка, которая не принесла в бюджет ни копейки.

Соответственно, все официальные цифры оборота на водочном рынке можно смело умножать на два. Понятно, что рынок только с официальными объемами годового оборота в несколько миллиардов долларов, причем в наличном выражении, стал одним из самых привлекательных в стране. Нефтяной бизнес, конечно, дает не меньшие прибыли. Но скважину в огороде проковырять достаточно сложно. А водку в подвале разливать -- запросто. И начали разливать.

После распада СССР водочный бизнес расцвел пышным цветом. Особенно в ряде южных регионов типа Северной Осетии. Бизнес этот, естественно, на первых порах был нелегальным. В середине 90-х государство контролировало в лучшем случае 25% рынка водки. Это видно по официальным объемам производства. С 1990 года оно уменьшилось в два раза, а затем резко увеличилось опять же в два раза. Понятно, не потому, что пить стали больше. Больше стали легально производить.

Во времена СССР на территории России было 178 ликероводочных заводов и цехов. Сейчас -- более 650. Причем только официально зарегистрированных. Пополнился этот ряд в основном за счет региональных производителей.

Большая часть в стоимости бутылки водки составляет акциз (около 9 рублей в стоимости бутылки 0,5 л). Акциз расщепляется между федеральным и региональным бюджетами в соотношении 30:70. И если поступления от алкогольной промышленности в федеральный бюджет составляют около 4% его доходной части, то доходная часть некоторых региональных бюджетов (например, Новгородской области, Мордовии) состоит из "пьяных" доходов на 35--40%. Отсюда любовь губернаторов к водочным производствам. И, между прочим, нежелание этих губернаторов допускать на свои рынки продукцию других регионов. Учет и контроль в водочном бизнесе -- вещь очень своеобразная и порой опасная. А главное -- точный учет в данном вопросе невыгоден никому, кроме федерального бюджета.

Поэтому разыскать официальные данные о том, какой завод сколько водки производит, практически невозможно. Однако крупнейшие производители все-таки известны.

Заводы сильно различаются по технической оснащенности. Многие старые предприятия, построенные до 70-х годов, по сию пору работают на оборудовании времен застоя. Новые и переоснащенные заводы типа московского "Кристалла" или владикавказского "Истока" оборудованы фирменными разливочными линиями и прочими прелестями цивилизации.

Как уже было сказано, совокупный объем производства в России составляет 125 млн. декалитров. Однако совокупные мощности заводов позволяют произвести до 250 млн. декалитров. То есть большая часть мощностей как будто простаивает. Так, на "Кристалле" регулярно работает 30% мощностей.

Но не все так просто. И то, что не все мощности официально загружены, совсем не значит, что они реально простаивают. Отсюда и появляются те самые "недостающие" 125 млн. якобы не выпущенных декалитров.

Хождение налево


Самым распространенным способом выпускать "левую" водку на данный момент является метод "третьей смены". На вполне официальном, зарегистрированном и аккуратно платящем налоги заводе после второй смены гаснет свет, все уходят домой, помещения закрываются и опечатываются, дабы обеспечить госконтроль. Однако через короткий промежуток времени двери снова открываются -- и завод продолжает работать. Но производимая водка, которая по качеству, понятно, не отличается от "дневной", под налогообложение не подпадает. Таким образом производится до 75% "левака".

Второй способ -- уже менее распространенный -- завоз контрабандной экспортной водки. Он сейчас менее популярен, потому что является, несомненно, более рискованным и дорогим (транспортные расходы, взятки и т.п.). Эта "левая" водка в ее общем объеме составлет около 10%.

Последняя составляющая "левой" части высокоградусного рынка -- самогоноварение. Но, по оценкам специалистов, доля самогона в общем потреблении составляет менее 10%. Причина проста: невыгодно. Ведь себестоимость бутылки водки на крупных заводах составляет 6--7 рублей. Все остальное -- акциз, налоги, прибыль предприятия и торговой сети. Соответственно, пол-литра "левой" водки обходится от 6 до 12 рублей (себестоимость при непромышленном производстве выше). При этом себестоимость пол-литра самогона -- не менее 5 рублей (0,5 кг сахара, дрожжи и т.п.). А его изготовление занимает довольно много времени и требует больших, чем в случае с водкой, трудозатрат. Опять же понятно, что психологически проще купить бутылку с понятной наклейкой и понятным содержимым, чем получить из-за грязной калитки бутылку непонятной мутной жидкости, заткнутую обрывком прошлогодней газеты. То есть стоимость откровенно "левой" водки и самогона не сильно отличаются, при том что в последнем случае "товарный вид" явно отсутствует. Да и страшновато как-то.

Перепитии


Фальсификация алкоголя является большой проблемой для государства по двум причинам. Первая: фальшивой водкой можно отравиться. А здоровье граждан, как известно, это проблема государственная. Но здесь все очень просто: изготовить плохую водку из качественного сырья практически невозможно -- слишком примитивный продукт. Так что фальсификаты опасны для здоровья лишь в том случае, если они изготовлены из некачественного спирта, воды, добавок (если это не водка, а другой крепкий алкоголь -- коньяк, настойки, ликеры и т.п.).

Начальник лаборатории токсикологии НИИ наркологии Минздрава РФ Владимир Нужный считает, что в последнее время откровенных и опасных для жизни подделок стало значительно меньше. Производитель, даже "левый", как правило, использует качественное сырье. Ведь купить нормальный спирт значительно проще, чем, например, метиловый -- смертельно опасный для здоровья.

Кроме того, ясно, что некачественную водку выпускают только кустарным способом, без применения современного оборудования. Соответственно, и размах такого производства, и его доля на рынке невелики -- не более 20%. А в больших городах, особенно в Москве, такая водка практически отсутствует: слишком жесткая система контроля. Отравиться водкой, выпущенной ликероводочными заводами в "третью смену" нельзя: она делается из того же спирта, что и обычная, "нелевая". Кустари же выпускают только самые дешевые сорта.

Это проще технически, ведь в кустарных условиях выпустить бутылку с дозатором просто невозможно.

И выгоднее экономически: фирменные бутылки дорого стоят, покупатели дорогих сортов более осторожны и привередливы. Продается дешевая поддельная водка, как правило, в коммерческих палатках. Ведь большая часть магазинов уже следит за качеством продукции поставщиков. Так что сохранить здоровье любителям "беленькой" очень просто: надо покупать водку в нормальных магазинах и не жалеть лишние 2--3 рубля.

Почти святой источник


Вторая вслед за здоровьем проблема, связанная с фальсификатом,-- государственная. Ведь "левак" не приносит в бюджет ни копейки. Эта проблема очень острая, и не только в России. Даже в благополучной Швеции государство контролирует в лучшем случае 85% рынка. В России в 1996-м контролировало около 30%, в 1997--1998-м -- около 40%, в нынешнем -- чуть более 50%. Такой рост налоговых сборов исключительно заслуга МНС, МВД и региональных властей. Однако дальнейшее сокращение нелегального выпуска водки сопряжено с рядом сложностей. Повышение акцизов, понятно, ничего не даст. Чем дороже стоит водка в официальной сети, тем больше вероятность увеличения ее нелегального оборота.

Андрей Логинов, вице-президент Русской винно-водочной компании, считает, что хорошим способом "выбить" с рынка нелегалов было бы разделение акциза между производителем и оптовиком. Сейчас всю сумму акциза платит производитель. Поэтому у оптовика есть соблазн купить более дешевую "левую" водку. Если же производитель будет платить только 50% акциза, а остальные 50% -- оптовик, то легальная водка практически сравняется по стоимости с нелегальной. Оптовику, понятно, не будет смысла рисковать. Правда, есть одно "но". Слишком сложно обеспечить уплату акциза оптовиком. Ведь завод никуда не денется, а оптовик сегодня есть, а завтра -- нет. Так что государству остается лишь ужесточать, усиливать и углублять.

Или же начать очередную кампанию по борьбе с "зеленым змием". Но это вряд ли.


Динамика потребления спиртных напитков (в литрах чистого алкоголя) на душу населения в год*

ГодРегистрируемая продажа алкоголяПотребление с учетом самогона

18972--

19134--

192713,8

19402,3--

19502--

19564,2--

19626--

197911,513,8

198411,614,2

199914--

Прочерк -- нет данных.


* По данным лаборатории токсикологии НИИ наркологии МЗ РФ.

Динамика смертельных отравлений алкоголем в России (в пересчете на 100 тысяч населения в год)*

198419,6

198516,4

19869,3

19879

19887,8

19898,8

199010,8

199111,2

199217,6

199330,9

199437,8

199529,5

199624

199718

199816,5

Прочерк -- нет данных.


* По данным лаборатории токсикологии НИИ наркологии МЗ РФ.


* По данным лаборатории токсикологии НИИ наркологии МЗ РФ.

Число зарегистрированных патентов на выпуск новых марок крепких алкогольных напитков*

19843

19856

19864

19873

19884

19892

19904

19913

199210

199335

199443

199595

199696

1997176

Прочерк -- нет данных.


* По данным лаборатории токсикологии НИИ наркологии МЗ РФ.


* По данным лаборатории токсикологии НИИ наркологии МЗ РФ.


* По данным лаборатории токсикологии НИИ наркологии МЗ РФ.

Структура алкогольных напитков, потребляемых населением России и некоторых стран Западной Европы (в литрах чистого алкоголя на душу населения в год)*

СтранаКрепкие алкогольные напитки, включая самогонВиноПиво

Россия130,50,8

Франция2,581,5

Португалия4,23,83,5

Германия32,85,3

Венгрия3,53,53,5

Финляндия30,73,5

Прочерк -- нет данных.


* По данным лаборатории токсикологии НИИ наркологии МЗ РФ.


* По данным лаборатории токсикологии НИИ наркологии МЗ РФ.


* По данным лаборатории токсикологии НИИ наркологии МЗ РФ.


* По данным лаборатории токсикологии НИИ наркологии МЗ РФ.

ВЛАДИМИР КАЛМАНОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».