27 апреля 2024
USD 92.01 -0.12 EUR 98.72 +0.01
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Бесхозные герои"

Архивная публикация 2008 года: "Бесхозные герои"

Литературные и мультипликационные персонажи — частые гости в судах. Если их создатели покинули этот мир, а образы могут использоваться для продвижения товаров и услуг, обязательно будет поднят вопрос об их передаче в общественное достояние. Сбежавший грызун
Микки Маусу, одному из самых любимых мультгероев детворы всей планеты и национальному достоянию Америки, этой осенью исполняется 80 лет. Специалисты по брендам оценивают детище художника Уолта Диснея в $3 млрд с лишним. Конгресс так часто продлял срок действия авторских прав на него, что Верховному суду США пришлось проводить специальные слушания, чтобы разобраться с этим объектом интеллектуальной собственности.
Юрист Грегори Браун обнаружил ошибку в расположении копирайта (знака авторского права) на титульном кадре «Парохода Вилли» — мультфильма, в котором впервые появился образ мышонка и который был повторно выпущен в 1993 году. Знак стоит после имен Уолта Диснея и Уба Айверкса, главного художника его киностудии, и названия звукозаписывающей фирмы Cinephone Powers System. Согласно закону об авторском праве от 1909 года, действовавшего в Америке во время создания фильма, знак копирайта должен сопровождаться именем его владельца. Слово «сопровождаться» трактуется юристами как «находиться в непосредственной близости». Так что формально права на Микки Мауса должны принадлежать в первую очередь Cinephone, во вторую — Айверксу и только потом — Disney. Этот казус может способствовать тому, что первоначальный образ диснеевского мышонка может перейти в общественное достояние.
Конечно, корпорация Disney без боя не сдастся. Она славится очень трепетным отношением к своим авторским правам. Достаточно вспомнить историю, как ее юристы пригрозили подать в суд на три центра для бедных во Флориде за то, что на их стенах были нарисованы диснеевские мультгерои без разрешения правообладателей.

Литературные и мультипликационные персонажи — частые гости в судах. Если их создатели покинули этот мир, а образы могут использоваться для продвижения товаров и услуг, обязательно будет поднят вопрос об их передаче в общественное достояние. Сбежавший грызун
Микки Маусу, одному из самых любимых мультгероев детворы всей планеты и национальному достоянию Америки, этой осенью исполняется 80 лет. Специалисты по брендам оценивают детище художника Уолта Диснея в $3 млрд с лишним. Конгресс так часто продлял срок действия авторских прав на него, что Верховному суду США пришлось проводить специальные слушания, чтобы разобраться с этим объектом интеллектуальной собственности.
Юрист Грегори Браун обнаружил ошибку в расположении копирайта (знака авторского права) на титульном кадре «Парохода Вилли» — мультфильма, в котором впервые появился образ мышонка и который был повторно выпущен в 1993 году. Знак стоит после имен Уолта Диснея и Уба Айверкса, главного художника его киностудии, и названия звукозаписывающей фирмы Cinephone Powers System. Согласно закону об авторском праве от 1909 года, действовавшего в Америке во время создания фильма, знак копирайта должен сопровождаться именем его владельца. Слово «сопровождаться» трактуется юристами как «находиться в непосредственной близости». Так что формально права на Микки Мауса должны принадлежать в первую очередь Cinephone, во вторую — Айверксу и только потом — Disney. Этот казус может способствовать тому, что первоначальный образ диснеевского мышонка может перейти в общественное достояние.
Конечно, корпорация Disney без боя не сдастся. Она славится очень трепетным отношением к своим авторским правам. Достаточно вспомнить историю, как ее юристы пригрозили подать в суд на три центра для бедных во Флориде за то, что на их стенах были нарисованы диснеевские мультгерои без разрешения правообладателей.

Туманное право
Авторское право иногда называют негативным правом, поскольку оно служит для запрещения определенному кругу лиц (читателям, зрителям, слушателям и издателям) выполнять с защищенными им произведениями какие-либо действия. В большинстве случаев оно закрепляется за правообладателем на определенный срок, по истечении которого произведение становится общественным достоянием. Для того чтобы подпадать под действие авторского права, произведение должно отвечать минимальным требованиям оригинальности. При этом два автора могут обладать авторским правом на схожие произведения, если будет доказано, что совпадения носят случайный характер.
Для оповещения третьих лиц о своих правах автор уполномочен ставить знак копирайта, собственное имя (наименование) и год первого опубликования работы на каждом экземпляре произведения.
Все вопросы, касающиеся нарушения авторских прав, обычно рассматриваются в гражданских судах, но в отдельных странах это происходит в уголовных судах. Чаще всего речь идет о случаях серьезного нарушения авторского права и контрафактной продукции.
Самый распространенный способ нарушения авторских прав — использование защищенного произведения без ведома правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Одним из наиболее ярких примеров последнего времени может служить иск, поданный Полом Саймоном к часовой компании Rhythm USA Inc.
66-летняя легенда рок-музыки и член Зала славы рок-н-ролла утверждает, что японская компания с 2003 года использует в своих часах с кукушкой известную композицию «Bridge Over Troubled Water», написанную им в 1970 году. За пять лет бизнесмены продали более 40 тыс. часов с песней Саймона. За это музыкант требует от них в федеральном суде Манхэттена $10 млн.

Битва за копирайт
Авторы, их патроны и владельцы произведений испокон веков пытались контролировать использование копий своих работ. Баронесса Вальдштейн, опекавшая Моцарта, позволяла исполнять публично произведения, которые он сочинял для нее, а вот Георг I, патрон Генделя, ревностно охранял «Музыку воды».
Развитие современных авторских прав проходило под влиянием старинных принципов, которые включали в себя в том числе: моральное право автора, создавшего произведение; экономическое право патрона, оплатившего создание копий; право собственности индивидуального владельца копий; право сюзерена на цензуру и регулирование издательской деятельности.
До изобретения печатного станка на Западе в середине XV века тексты копировали вручную. Незначительное количество копий сдерживало развитие авторского права. Даже в давние времена Римской империи, когда книжная торговля процветала, непрофессионалы копировали книги крайне редко. В подавляющем большинстве случаев этим занимались так называемые литературные рабы. Римские книготорговцы иногда платили известным авторам за право первого копирования их новых произведений, но они не обладали исключительными правами на эти труды.
Многие века после распада Римской империи копирование книг в Европе проходило в основном в монастырях. Существовавшее в Риме положение, по которому авторы могли передавать свои произведения книготорговцам, было полностью забыто.
В раннем средневековье между аббатом Финнианом из Мовилла и св. Колумбой произошел один из первых споров, касающихся соблюдения авторских прав. Шотландский монах св. Колумба скопировал псалтырь, принадлежавший ирландскому аббатству, что привело в 561 году к кровавой битве Кулдрамман, в ходе которой погибли свыше 3 тыс. человек.
На развитие современного авторского права огромное влияние оказали два события XIV—XV веков: открытие светских университетов, которые позволили увеличить численность образованных людей, нуждавшихся в информации, и появление печатных станков, значительно ускоривших процесс создания книг и удешевивших его.
Историки считают, что за первыми попытками ограничений на копирование печатных произведений стояли не авторы, а издатели. Не надеясь на только начинавшее зарождаться авторское право, они нередко печатали на обложках книг грозные предупреждения, которые, по их замыслу, должны были отпугивать «пиратов». Одно из первых таких предупреждений, суливших проклятия любому, кто осмелится на незаконное копирование, можно найти на сборнике псалмов Соломона Росси (1623).
Власть играла активную роль в регулировании издательской деятельности с самого начала массового книгопечатания. Венецианская республика, герцоги Флоренции, Лев X и другие папы в разное время давали отдельным печатникам на определенных условиях исключительные права на издание трудов классических авторов, срок действия которых не превышал 14 лет.
Первым современным законом об авторском праве считается Статут Анны, принятый в 1709-м, в годы правления английской королевы Анны. Впервые исключительные права дали авторам, а не издателям. Срок их действия ограничивался
28 годами, после чего произведение становилось общественным достоянием.
Книжные пираты нашли в Статуте Анны лазейку. Действие закона распространялось не на всю территорию королевства, а лишь на Англию, Шотландию и Уэльс. В Ирландии и североамериканских колониях труды английских писателей законом не охранялись. Предприимчивые издатели печатали их там на законных основаниях и ввозили в Англию.

Отец современного авторского права
В 1886 году была подписана Бернская конвенция, действующая до сих пор. На ее принятии настоял Виктор Гюго. Дело в том, что во Франции авторское право сильно отличалось от англосаксонского, в котором отражалась исключительно экономическая сторона вопроса. Главный смысл Бернской конвенции состоит как раз в том, что авторские права создателей литературных, музыкальных, изобразительных и иных произведений признаются автоматически. Конвенция не требует обязательной регистрации произведения и авторского права на него. Как только оно создано, написано или перенесено на какой-нибудь физический или иной носитель, автор автоматически получает права на него и все его производные, пока не истечет срок их действия.
Вторая важная идея Бернской конвенции состоит в том, что все авторы независимо от страны проживания уравниваются в правах. До 1886 года авторские права в каждой стране Бернского союза распространялись на произведения, созданные исключительно местными авторами. С книгой, изданной, например, в Англии, во Франции могли делать что угодно, и наоборот.
Подписанты согласились на минимальный срок действия авторского права. Что касается максимального срока, то право его установления было предоставлено каждой стране. Все оригинальные произведения, кроме фотографий и кинофильмов, должны быть защищены при жизни автора и как минимум 50 лет после его смерти.
В конце XIX века предполагалось защищать после смерти автора два первых поколения его потомков. Однако со временем этот срок в большинстве стран, в том числе в Европе и Америке, вырос до 70 лет. В Испании авторское право действует еще дольше — 80 лет после смерти автора.
В отношении фотографий Бернская конвенция назначила минимальный срок действия авторского права в 25 лет. Кинофильмы охраняются не меньше 50 лет после первого показа или 50 лет после создания, если фильм не был показан.
Сроки действия авторских прав часто менялись, что порой затрудняет их подсчет. В США, например, авторские права на произведение необходимо обновлять каждые 28 лет. Все книги, опубликованные до 1923 года, имеют истекшие сроки действия авторского права и являются общественным достоянием. То же самое относится к произведениям, опубликованным до 1964 года, срок действия авторского права на которые не возобновлен через 28 лет после первой публикации. Исключениями являются книги, изданные за пределами Соединенных Штатов не американцами в тех случаях, если у себя в стране они по-прежнему охраняются авторским правом. В 1998 году срок действия авторского права в США был продлен на 20 лет и теперь составляет, как и в России, 70 лет. На его продлении настояли крупные корпорации, которые обладали ценными авторскими правами, истекавшими в конце века.
Бернская конвенция была подписана через три года после Парижской конвенции по охране промышленной собственности: патентов, торговых марок и промышленного дизайна. В Париже и в Берне были учреждены бюро, занимавшиеся регистрацией прав и отслеживавшие нарушения — каждое в своей области. В 1893 году на их основе было создано Объединенное международное бюро по защите интеллектуальной собственности (BIRPI), со штаб-квартирой в Берне. В 1960 году BIRPI переехало в Женеву, чтобы быть поближе к ООН и другим международным организациям. Через семь лет оно поменяло название на Международную организацию интеллектуальной собственности (WIPO), а в 1974 году вошло в состав ООН.
По состоянию на апрель 2008 года подписи под текстом Бернской конвенции поставили 163 страны. Россия подписала ее в 1995 году. Соединенные Штаты присоединились к Бернской конвенции чуть раньше России. Они отказывались подписывать конвенцию, не желая вносить серьезные изменения в Закон об авторском праве, особенно в ту его часть, которая имеет дело с моральными аспектами. То, что Америка присоединилась к Бернской конвенции через 100 лет после ее создания, конечно, не значит, что в издательском деле страны все эти годы царил хаос. Просто американских издателей не сильно интересовали книги зарубежных авторов.
В Соединенных Штатах до сих пор существует нередко применяемая, но не узаконенная официально практика так называемого «авторского права бедного человека», позволяющая избежать затрат на регистрацию прав на произведение. Для того чтобы установить дату его создания, автор посылает свое произведение в запечатанном конверте с уведомлением и маркой сам себе. К сожалению, судьи в большинстве случаев отказываются принимать такое доказательство.

Умывальников начальник
Авторские права распространяются не на идеи и саму информацию, а только на форму и способ их подачи и выражения. Например, авторское право на мультфильм о Микки Маусе не позволяет делать копии мультфильма или создавать персонажей, похожих на диснеевского грызуна, но не запрещает рисовать образы, в основе которых лежит образ мыши как представительницы подсемейства мышей семейства мышиных отряда грызунов. Главное, чтобы новые мышата не были очень похожи на Микки Мауса.
Грань эта очень тонкая, и судьям нередко приходится ломать головы, отвечая на вопрос, случайно ли сходство, или имеет место факт плагиата. С подобным делом сейчас разбирается Басманный суд Москвы, куда обратилась с иском внучка Корнея Чуковского Елена Цезаревна. Она обвиняет компанию Procter&Gamble в том, что в рекламе своей продукции та использует умывальник, очень похожий на Мойдодыра, придуманного ее дедом.
Адвокаты Чуковской ссылаются на вступившие с 1 января этого года поправки к ГК РФ, согласно которым любой литературный персонаж является таким же объектом охраны авторского права, как и сам текст произведения. Возможно, всему виной элементарная забывчивость производителей стиральных порошков. Дело в том, что в 1997 году они заключили с внучкой детского писателя договор (по крайней мере, она это утверждает) сроком на 10 лет. В прошлом году он истек, однако на предложения истицы заключить новое соглашение на тех же условиях ответчик не ответил и денег за использование образа Мойдодыра не заплатил.
Адвокаты Procter&Gamble утверждают, что все совпадения случайны и что они ничьих прав не нарушали. Дело это примечательно хотя бы потому, что является первым в своем роде. Воспользовались ли производители стиральных порошков в своей рекламе образом легендарного умывальника, и будет ли создан прецедент, предстоит решать суду.

Подарок сэру Клиффу
Поистине королевский подарок подготовили европейские законодатели пожилым музыкантам, срок действия авторских прав на песни которых истекает в ближайшее время. По действующим нормам ранние пластинки Beatles станут общественным достоянием в 2012 году, а первую пластинку 67-летнего сэра Клиффа Ричарда смогут выпускать все, кому не лень, без выплаты ему авторских отчислений, уже в этом году. В ЕС собираются продлить срок действия авторского права на музыкальные произведения с 50 до 95 лет. В случае принятия поправки большинство исполнителей будут получать роялти до самой смерти. Кампанию по продлению срока действия авторских прав возглавляла крупнейшая звукозаписывающая компания EMI, которая обладает правами на пластинки ливерпульской четверки. У поправки хорошие шансы быть принятой. Президент Николя Саркози, близкий друг французского певца Джонни Холлидея, пообещал ему обязательно ее принять во время 6-месячного президентства Франции в Евросоюзе, которое истекает в конце года.

Мальчик повзрослел
Интересная ситуация с истечением срока действия авторских прав сложилась с некоторыми литературными персонажами.
Д. Барри — литературный отец невзрослеющего мальчика Питера Пэна — в 1929 году передал права на него лондонской детской больнице Great Ormond Street. Благодаря своей популярности Питер Пэн служил верой и правдой больным детям почти 80 лет, принося немалый и что самое главное — стабильный доход. Однако срок действия авторского права на него истек 31 декабря прошлого года, так как писатель скончался в 1937 году. Тем не менее больница не осталась без роялти, пусть и значительно сократившихся. Об этом позаботился еще 20 лет назад бывший премьер Джим Каллаган, жена которого возглавляла попечительский совет больницы. Премьер настоял на том, чтобы лечебному заведению дали уникальные права на шедевр Барри. Отчисления от кассовых сборов от всех театральных постановок Питера Пэна на территории королевства будут, как и раньше, поступать на банковский счет больницы. А вот издавать и экранизировать бессмертное творение Д. Барри с 1 января 2008 года в Великобритании можно бесплатно.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».