26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Бизнес на глупости"

Архивная публикация 2002 года: "Бизнес на глупости"

Вера в чудо -- это почти "основной инстинкт" человечества. Однако люди, которые объявляют себя чудотворцами, умудряются зарабатывать на этом деньги. И как выясняется, немалые.Желание чуда -- в виде легких денег, немедленного решения проблем в бизнесе или личной жизни, чудесного исцеления и т.п. -- штука вечная и неистребимая. Причем люди не просто хотят чуда, они, как правило, готовы за него заплатить. Как известно, спрос рождает предложение. Поэтому везде и всегда хватало и хватает желающих предоставить страждущим гражданам полный набор "чудесных" услуг. Причем нужно заметить, что ежели само желание верить в чудо никакого отношения к законодательству не имеет и никак им не регулируется, то практически все способы его удовлетворения, как ни смешно, находятся в поле действия уголовного кодекса и квалифицируются, как правило, однозначно -- мошенничество. Ведь чудес, к сожалению, не бывает.
После того, как исчез СССР, а вместе с ним -- запрет верить в чудеса, "бизнес на вере" расцвел пышным цветом. Под это определение подходит огромная масса разного рода предложений и способов удовлетворения спроса граждан. Самыми простыми из них (по крайней мере, с точки зрения Уголовного кодекса) стали предложения по удовлетворению страсти к легкой наживе. Лет 10 назад в любой точке любого мало-мальски крупного города с завидной периодичностью появлялись наперсточники, игроки в "три карты" (что практически одно и то же) и прочие организаторы беспроигрышных лотерей. Граждане охотно и с радостью отдавали свои кровные, дабы тут же, на месте заработать в два-три раза больше. Заработать на этом, понятно, было совершенно невозможно, и этот вид "бизнеса на глупости" плавно превратился в почти экзотический вид привокзального мошенничества, рассчитанный на еще не умудренных опытом провинциалов или вольношатающихся командированных. Что, впрочем, не мешает ему существовать и приносить прибыль организаторам. Ведь говорят, что истоки этих фокусов с шариками лежат еще в древнем Китае. А "катал" можно встретить в любой стране мира. Правда, в китайских же или арабских кварталах, куда не то что приличные люди, но даже полицейские стараются не забредать.
Российские блюстители закона зачастую такого рода мошенников не ловят просто потому, что напрямую получают взятки. Но не только поэтому. Один из собеседников "Профиля" -- бывший работник органов внутренних дел -- пояснил, что не любят правоохранительные органы отвлекать своих людей на подобные глупости от действительно серьезных задач. "Тут оружием торгуют, наркотой, людей грабят-убивают, а мы будем азартных дураков домой за ручку провожать, чтобы они по собственной воле собственные деньги по ветру не пустили". Спорить сложно.
Памяти Лени Голубкова посвящается

Однако способов отъема (причем даже относительно честного) денег у особо алчных граждан существуют сотни и тысячи. Поэтому на смену наперсткам пришли разного рода "лохотроны". Тут страсть народа к дармовым деньгам расцвела и вовсе уж пышным цветом. Ведь практически у каждого гражданина страны есть хотя бы один знакомый, ставший последователем Лени Голубкова. И несмотря на громкий крах финансовых пирамид всероссийского масштаба, локальные пирамидки продолжают стоять. Говорят, что мадам Властилина, например, освободившись из мест не столь отдаленных, продолжает привлекать инвестиции.
Менее масштабно мыслящие лохотронщики и сегодня встречаются повсюду. Точнее, в местах повышенной концентрации граждан: на многолюдных улицах, вокзалах, рынках. Предложение поучаствовать в рекламной акции, вытащить счастливый билетик и т.п. -- совсем не редкость. За таким предложением, как правило, следует радостная новость, что вытащившему билет несказанно повезло и ему необходимо пройти оформить выигрыш (с последующим предложением заплатить за что-нибудь), внести некоторое количество денег, чтобы этот выигрыш удвоить, утроить, удесятерить -- короче, поучаствовать в дальнейшем действе, результатом которого неизбежно становится отъем (как правило, добровольный) денег. Некоторые лохи даже соглашаются с мошенниками заехать домой, чтобы вернуть недостающую часть "долга", который, между прочим, чудесно возник в результате первоначального выигрыша. В жернова лохотрона затягивает людей небогатых, пассажиров метро, приезжих. То есть не избалованных большими деньгами, но очень остро в них нуждающихся и при определенной обработке готовых рискнуть последним в ожидании чуда.
Все эти способы мошенничества также не являются российским ноу-хау. В начале века финансовые пирамиды были вполне распространены и в США. После их краха в Штатах был принят ряд законов, которые не позволяют им возникать сейчас. Что касается разного рода лохотронов, то эти технологии (более сложные, чем наперстки) были по большей части просто импортированы из стран развитого капитализма, где перестали пользоваться повышенной популярностью. Хотя и существуют до сих пор, несмотря на все усилия полиции и СМИ по разъяснению действий мошенников.
С лохотронами милиции бороться значительно сложнее, чем с наперсточниками. Хотя бы потому, что это требует больших усилий, и еще из-за того, что человек практически всегда отдает деньги добровольно. Да и мотивация "сам виноват" тоже присутствует.
Шаманим помаленьку...

Лохотрон -- штука совершенно нелегальная, и относиться к ней как к бизнесу (то есть оценивать обороты и прибыльность предприятия) -- занятие, мягко говоря, неблагодарное. Однако далеко не все "бизнесмены на доверии" апеллируют к алчности граждан и не утруждают себя хотя бы попытками легализовать свой бизнес. Более того, целая отрасль такого бизнеса существует и действует вполне легально. Речь идет о всякого рода магах, гадалках, шаманах, астрологах, целителях и т.п. Они зарабатывают деньги не на алчности граждан, а на совершенно реальном ожидании чуда (пусть иногда и от безысходности).
Все вышеперечисленные деятели работают вполне легально, часто имеют регистрацию в государственных органах (обычно в форме ПБОЮЛ), регулярно сдают бухгалтерские отчеты и являются если и не самыми крупными, то заметными рекламодателями определенного сектора российских СМИ.
В этой сфере, равно как и среди лохотронщиков, тоже были свои "звезды". Как не вспомнить вещавших на всю страну Кашпировского и Чумака и повальную "сверку часов" своей жизни с телепрогнозами четы Глоба. И несмотря на то, что центральные каналы уже давно ничем, кроме гороскопов на ночь, своих зрителей не "шаманят", дециметровые каналы кишат рекламой различных панацей и провидцев, центральные газеты на четверть полосы печатают "целительные" фотографии: приложи к больному месту, и все пройдет, будь то зуб, раковая опухоль или сломанная нога. Различного рода целители и ясновидящие снимают недешевые помещения в престижных районах. Понятно, что все это стоит денег.
Простой подсчет показывает, что около 20% рекламного времени дециметровых каналов посвящено именно целителям и различного рода колдунам и гадалкам (стоимость минуты этого времени колеблется в пределах $100--1000). Каналов таких в Москве -- около 10, а в среднем в месяц легальные доходы от рекламы у каждого из них составляют $100--300 тысяч. То есть ежемесячно только рекламные затраты этого бизнеса составляют $200--600 тысяч, то есть $2,5--7,2 млн. в год. Напомним, речь идет лишь о телевизионной рекламе, и только в Москве. Не надо забывать и о рекламе в прессе. На вложенные в раскрутку "колдовского" бизнеса деньги издаются специальные газеты, причем завидными тиражами: "Незримая сила" -- 106 тысяч экземпляров, "Тайная сила" -- 108 тысяч, "Тайная власть" -- 250 тысяч. Это лишь несколько примеров. Они выходят не реже двух раз в месяц, распространяются по подписке, и каждая полоса -- сплошь реклама магических услуг (скрытая и открытая). В российских регионах таких газет и другой печатной рекламы тоже хватает.
Понятно, что подсчитать затраты на аренду помещений, зарплату сотрудников и т.п. невозможно. Однако считается, что для того, чтобы бизнес был жизнеспособным и рентабельным, рекламные затраты не должны превышать 30% от оборота. Итого получается, что российские граждане ежегодно тратят на услуги магов и гадалок как минимум несколько десятков миллионов долларов.
Чудотворец его превосходительства

Принято считать, что обращение к магам и гадалкам -- участь исключительно малообразованных и малообеспеченных слоев населения. На самом деле это далеко не так. Мало того, что в "приемных" такого рода заведений периодически появляются явно не бедные люди, услугами "магической элиты" до сих пор пользуются и многие сильные мира сего.
Магия всегда притягивала к себе владык. Когда в стародавние времена царь призывал на помощь волхва, их сотрудничество строилось на общей вере в сверхъестественное. Вплоть до Первой мировой войны к услугам колдунов охотно прибегали все правящие дома Европы. Наши Романовы были в первых рядах. Француза-медиума у трона сменил сибиряк Распутин, который вселил в пошатнувшуюся власть больше надежды, чем все рода войск вместе взятые.
В XX веке обращение к магам стало считаться не совсем приличным, хотя потребность в них сохранилась. Так возникла новая разновидность колдовства -- парапсихология. Прежние приемы получили в ней современную научную упаковку. Даже в насквозь атеистическом СССР, особенно на его закате, власть выделяла на парапсихологические штудии немалые деньги. Магические способности знахарей, йогов и прочих "чернушников" особенно интересовали КГБ и армию. Гэбэшники мечтали создать такого суперагента, которого можно было бы запрограммировать на нечеловеческие подвиги, а потом стереть полученную информацию из памяти шпиона-робота. Свидетель и невольный участник этих экспериментов Александр Тараторин, ныне проживающий в США, рассказывал, с какой серьезностью советские генералы бросились на лакомую приманку нового оружия. Для экспериментов были привлечены многие отечественные колдуны, начиная со знаменитой Джуны (ее зачислили в секретную лабораторию на ставку старшего научного сотрудника) и кончая безымянными подпольными йогами. Попытки поставить магию на службу отечеству продолжались уже в 90-е годы. Заместитель всесильного главы службы охраны президента Николая Коржакова адмирал Георгий Рагозин пытался рекрутировать колдунов на службу новой России.
Не надо думать, что только советские и постсоветские властители страдали болезненной мечтательностью. В начале 80-х лихие американцы Рассел Тарг и Эдвин Мей выманили у Пентагона немалые деньги на разработку психотропного оружия, запугивая советскими секретными экспериментами. Йоги, шаманы и знахари потрудились и на укрепление обороноспособности США. Кстати, Нэнси Рейган содержала при себе целый штат магов и астрологов, без совета которых не делала и шагу. Сложно предположить, что советники первой леди никак не влияли на действия ее мужа.
Что тут сказать? Чудеса, да и только!

Вера в чудо -- это почти "основной инстинкт" человечества. Однако люди, которые объявляют себя чудотворцами, умудряются зарабатывать на этом деньги. И как выясняется, немалые.Желание чуда -- в виде легких денег, немедленного решения проблем в бизнесе или личной жизни, чудесного исцеления и т.п. -- штука вечная и неистребимая. Причем люди не просто хотят чуда, они, как правило, готовы за него заплатить. Как известно, спрос рождает предложение. Поэтому везде и всегда хватало и хватает желающих предоставить страждущим гражданам полный набор "чудесных" услуг. Причем нужно заметить, что ежели само желание верить в чудо никакого отношения к законодательству не имеет и никак им не регулируется, то практически все способы его удовлетворения, как ни смешно, находятся в поле действия уголовного кодекса и квалифицируются, как правило, однозначно -- мошенничество. Ведь чудес, к сожалению, не бывает.

После того, как исчез СССР, а вместе с ним -- запрет верить в чудеса, "бизнес на вере" расцвел пышным цветом. Под это определение подходит огромная масса разного рода предложений и способов удовлетворения спроса граждан. Самыми простыми из них (по крайней мере, с точки зрения Уголовного кодекса) стали предложения по удовлетворению страсти к легкой наживе. Лет 10 назад в любой точке любого мало-мальски крупного города с завидной периодичностью появлялись наперсточники, игроки в "три карты" (что практически одно и то же) и прочие организаторы беспроигрышных лотерей. Граждане охотно и с радостью отдавали свои кровные, дабы тут же, на месте заработать в два-три раза больше. Заработать на этом, понятно, было совершенно невозможно, и этот вид "бизнеса на глупости" плавно превратился в почти экзотический вид привокзального мошенничества, рассчитанный на еще не умудренных опытом провинциалов или вольношатающихся командированных. Что, впрочем, не мешает ему существовать и приносить прибыль организаторам. Ведь говорят, что истоки этих фокусов с шариками лежат еще в древнем Китае. А "катал" можно встретить в любой стране мира. Правда, в китайских же или арабских кварталах, куда не то что приличные люди, но даже полицейские стараются не забредать.

Российские блюстители закона зачастую такого рода мошенников не ловят просто потому, что напрямую получают взятки. Но не только поэтому. Один из собеседников "Профиля" -- бывший работник органов внутренних дел -- пояснил, что не любят правоохранительные органы отвлекать своих людей на подобные глупости от действительно серьезных задач. "Тут оружием торгуют, наркотой, людей грабят-убивают, а мы будем азартных дураков домой за ручку провожать, чтобы они по собственной воле собственные деньги по ветру не пустили". Спорить сложно.

Памяти Лени Голубкова посвящается


Однако способов отъема (причем даже относительно честного) денег у особо алчных граждан существуют сотни и тысячи. Поэтому на смену наперсткам пришли разного рода "лохотроны". Тут страсть народа к дармовым деньгам расцвела и вовсе уж пышным цветом. Ведь практически у каждого гражданина страны есть хотя бы один знакомый, ставший последователем Лени Голубкова. И несмотря на громкий крах финансовых пирамид всероссийского масштаба, локальные пирамидки продолжают стоять. Говорят, что мадам Властилина, например, освободившись из мест не столь отдаленных, продолжает привлекать инвестиции.

Менее масштабно мыслящие лохотронщики и сегодня встречаются повсюду. Точнее, в местах повышенной концентрации граждан: на многолюдных улицах, вокзалах, рынках. Предложение поучаствовать в рекламной акции, вытащить счастливый билетик и т.п. -- совсем не редкость. За таким предложением, как правило, следует радостная новость, что вытащившему билет несказанно повезло и ему необходимо пройти оформить выигрыш (с последующим предложением заплатить за что-нибудь), внести некоторое количество денег, чтобы этот выигрыш удвоить, утроить, удесятерить -- короче, поучаствовать в дальнейшем действе, результатом которого неизбежно становится отъем (как правило, добровольный) денег. Некоторые лохи даже соглашаются с мошенниками заехать домой, чтобы вернуть недостающую часть "долга", который, между прочим, чудесно возник в результате первоначального выигрыша. В жернова лохотрона затягивает людей небогатых, пассажиров метро, приезжих. То есть не избалованных большими деньгами, но очень остро в них нуждающихся и при определенной обработке готовых рискнуть последним в ожидании чуда.

Все эти способы мошенничества также не являются российским ноу-хау. В начале века финансовые пирамиды были вполне распространены и в США. После их краха в Штатах был принят ряд законов, которые не позволяют им возникать сейчас. Что касается разного рода лохотронов, то эти технологии (более сложные, чем наперстки) были по большей части просто импортированы из стран развитого капитализма, где перестали пользоваться повышенной популярностью. Хотя и существуют до сих пор, несмотря на все усилия полиции и СМИ по разъяснению действий мошенников.

С лохотронами милиции бороться значительно сложнее, чем с наперсточниками. Хотя бы потому, что это требует больших усилий, и еще из-за того, что человек практически всегда отдает деньги добровольно. Да и мотивация "сам виноват" тоже присутствует.

Шаманим помаленьку...


Лохотрон -- штука совершенно нелегальная, и относиться к ней как к бизнесу (то есть оценивать обороты и прибыльность предприятия) -- занятие, мягко говоря, неблагодарное. Однако далеко не все "бизнесмены на доверии" апеллируют к алчности граждан и не утруждают себя хотя бы попытками легализовать свой бизнес. Более того, целая отрасль такого бизнеса существует и действует вполне легально. Речь идет о всякого рода магах, гадалках, шаманах, астрологах, целителях и т.п. Они зарабатывают деньги не на алчности граждан, а на совершенно реальном ожидании чуда (пусть иногда и от безысходности).

Все вышеперечисленные деятели работают вполне легально, часто имеют регистрацию в государственных органах (обычно в форме ПБОЮЛ), регулярно сдают бухгалтерские отчеты и являются если и не самыми крупными, то заметными рекламодателями определенного сектора российских СМИ.

В этой сфере, равно как и среди лохотронщиков, тоже были свои "звезды". Как не вспомнить вещавших на всю страну Кашпировского и Чумака и повальную "сверку часов" своей жизни с телепрогнозами четы Глоба. И несмотря на то, что центральные каналы уже давно ничем, кроме гороскопов на ночь, своих зрителей не "шаманят", дециметровые каналы кишат рекламой различных панацей и провидцев, центральные газеты на четверть полосы печатают "целительные" фотографии: приложи к больному месту, и все пройдет, будь то зуб, раковая опухоль или сломанная нога. Различного рода целители и ясновидящие снимают недешевые помещения в престижных районах. Понятно, что все это стоит денег.

Простой подсчет показывает, что около 20% рекламного времени дециметровых каналов посвящено именно целителям и различного рода колдунам и гадалкам (стоимость минуты этого времени колеблется в пределах $100--1000). Каналов таких в Москве -- около 10, а в среднем в месяц легальные доходы от рекламы у каждого из них составляют $100--300 тысяч. То есть ежемесячно только рекламные затраты этого бизнеса составляют $200--600 тысяч, то есть $2,5--7,2 млн. в год. Напомним, речь идет лишь о телевизионной рекламе, и только в Москве. Не надо забывать и о рекламе в прессе. На вложенные в раскрутку "колдовского" бизнеса деньги издаются специальные газеты, причем завидными тиражами: "Незримая сила" -- 106 тысяч экземпляров, "Тайная сила" -- 108 тысяч, "Тайная власть" -- 250 тысяч. Это лишь несколько примеров. Они выходят не реже двух раз в месяц, распространяются по подписке, и каждая полоса -- сплошь реклама магических услуг (скрытая и открытая). В российских регионах таких газет и другой печатной рекламы тоже хватает.

Понятно, что подсчитать затраты на аренду помещений, зарплату сотрудников и т.п. невозможно. Однако считается, что для того, чтобы бизнес был жизнеспособным и рентабельным, рекламные затраты не должны превышать 30% от оборота. Итого получается, что российские граждане ежегодно тратят на услуги магов и гадалок как минимум несколько десятков миллионов долларов.

Чудотворец его превосходительства


Принято считать, что обращение к магам и гадалкам -- участь исключительно малообразованных и малообеспеченных слоев населения. На самом деле это далеко не так. Мало того, что в "приемных" такого рода заведений периодически появляются явно не бедные люди, услугами "магической элиты" до сих пор пользуются и многие сильные мира сего.

Магия всегда притягивала к себе владык. Когда в стародавние времена царь призывал на помощь волхва, их сотрудничество строилось на общей вере в сверхъестественное. Вплоть до Первой мировой войны к услугам колдунов охотно прибегали все правящие дома Европы. Наши Романовы были в первых рядах. Француза-медиума у трона сменил сибиряк Распутин, который вселил в пошатнувшуюся власть больше надежды, чем все рода войск вместе взятые.

В XX веке обращение к магам стало считаться не совсем приличным, хотя потребность в них сохранилась. Так возникла новая разновидность колдовства -- парапсихология. Прежние приемы получили в ней современную научную упаковку. Даже в насквозь атеистическом СССР, особенно на его закате, власть выделяла на парапсихологические штудии немалые деньги. Магические способности знахарей, йогов и прочих "чернушников" особенно интересовали КГБ и армию. Гэбэшники мечтали создать такого суперагента, которого можно было бы запрограммировать на нечеловеческие подвиги, а потом стереть полученную информацию из памяти шпиона-робота. Свидетель и невольный участник этих экспериментов Александр Тараторин, ныне проживающий в США, рассказывал, с какой серьезностью советские генералы бросились на лакомую приманку нового оружия. Для экспериментов были привлечены многие отечественные колдуны, начиная со знаменитой Джуны (ее зачислили в секретную лабораторию на ставку старшего научного сотрудника) и кончая безымянными подпольными йогами. Попытки поставить магию на службу отечеству продолжались уже в 90-е годы. Заместитель всесильного главы службы охраны президента Николая Коржакова адмирал Георгий Рагозин пытался рекрутировать колдунов на службу новой России.

Не надо думать, что только советские и постсоветские властители страдали болезненной мечтательностью. В начале 80-х лихие американцы Рассел Тарг и Эдвин Мей выманили у Пентагона немалые деньги на разработку психотропного оружия, запугивая советскими секретными экспериментами. Йоги, шаманы и знахари потрудились и на укрепление обороноспособности США. Кстати, Нэнси Рейган содержала при себе целый штат магов и астрологов, без совета которых не делала и шагу. Сложно предположить, что советники первой леди никак не влияли на действия ее мужа.

Что тут сказать? Чудеса, да и только!

ЕЛЕНА ГРУЕВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».