26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2004 года: "Близость с последствиями"

Архивная публикация 2004 года: "Близость с последствиями"

Границы Евросоюза нынешней весной вплотную подойдут к нашим. Что получит и что потеряет Россия от близости к единой Европе, рассказывает первый заместитель главы Минэкономразвития РФ Алексей КАУЛЬБАРС. "Профиль": Алексей Александрович, известно, что 1 мая 2004 года в ЕС войдут сразу 10 стран: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. Чем может грозить экономике РФ запланированное на весну этого года значительное расширение Евросоюза?

Границы Евросоюза нынешней весной вплотную подойдут к нашим. Что получит и что потеряет Россия от близости к единой Европе, рассказывает первый заместитель главы Минэкономразвития РФ Алексей КАУЛЬБАРС.

©
"Профиль": Алексей Александрович, известно, что 1 мая 2004 года в ЕС войдут сразу 10 стран: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. Чем может грозить экономике РФ запланированное на весну этого года значительное расширение Евросоюза?

Алексей Каульбарс: Я бы не стал говорить об "угрозе" российской экономике, вызванной расширением ЕС. Во-первых, об этом расширении стало известно не вчера. Во-вторых, объединение Европы в перспективе окажет положительное влияние и на наши торгово-экономические отношения.

Тем не менее проблемы, и достаточно сложные, существуют. Хотя детальный расчет возможных потерь и прибылей не делался, однако, по очень приблизительной оценке, потери российских предприятий от расширения ЕС могут составить около $150 млн. в год.

Ситуация выглядит следующим образом: в настоящее время Россия поставляет будущим членам Евросоюза довольно широкий ассортимент продукции (металл, удобрения и т.п.), и поставки эти в страны, уже вошедшие в союз, ограничиваются с помощью квотирования, антидемпинговых пошлин - всего 15 различных запретительных мер. И после того, как, например, Польша или Венгрия войдут в ЕС, мы автоматически понесем убытки от потери ряда традиционных рынков, если, конечно, квоты Евросоюза в отношении России не будут увеличены.

Кроме того, после присоединения импортные пошлины в этих странах для ряда российских товаров - газа, алюминия, продуктов питания - вырастут до принятого в Евросоюзе уровня.

Эти и ряд других вопросов как раз и являются предметом переговоров с Европейским союзом, в том числе и ближайших, начинающихся 27 января. Наша позиция такова: интересы России ни в коей мере не должны страдать от расширения ЕС.

"П.": Вы говорили и о возможных плюсах для России. Можно хотя бы пару примеров?

А.К.: Например, сейчас у каждой из стран-кандидаток существуют свои таможенные тарифы, некоторые из них применяют ограничительные меры против импорта из РФ. Между тем по целому ряду товарных позиций тарифы ЕС ниже, чем ныне существующие у вступающих в Евросоюз стран. Они также должны будут отменить те меры, которые не применяются в отношении России Евросоюзом. Кроме того, российским компаниям в будущем будет гораздо проще работать по единым для всего Евросоюза правилам.

"П.": А что станет после расширения ЕС с Калининградом?

А.К: Проблема заключается в том, что после вступления Литвы в ЕС ситуация со снабжением Калининградской области российскими товарами будет серьезно осложнена. Уже сейчас российские компании, перевозящие грузы через территорию Литвы, из-за неурегулированности таможенных, административных и налоговых процедур ежегодно теряют около $200 млн. А после присоединения к ЕС число проблем только возрастет.

Мы пытаемся вести переговоры и с Литвой, и с ЕС. Пока они идут достаточно сложно. Евросоюз еще не готов предоставить для Калининграда какой-то особый статус. А литовской стороне, при всем понимании наших проблем и заинтересованности в продолжении транзитных перевозок по своей территории, необходимо одобрение Брюсселя.

Есть определенные проблемы и у Литвы. Например, Литва крайне заинтересована в гармонизации тарифов за железнодорожные перевозки в порты Калининграда и Клайпеды: сегодня доставить груз в Клайпеду стоит в четыре раза дороже, чем в Калининград, что в прошлом году вызвало сокращение поставок российских грузов в Клайпеду почти в три раза.

"П.": Не усложнит ли расширение ЕС переговоры по присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО)?

А.К.: Скорее, это благоприятно для нас. Потому что если раньше те же самые прибалтийские страны участвовали в переговорах самостоятельно, то теперь они должны выступать единым фронтом с ЕС (Европейский союз выступает в ходе переговоров по ВТО как одно юридическое лицо. - "Профиль"). А по большинству проблем у нас с ЕС уже достигуты договоренности. Есть шанс в ближайшее время достичь компромисса и по оставшимся спорным моментам - энергетике, доступу на рынок телекоммуникационных, финансовых и транспортных услуг. Мы планируем полностью завершить двухсторонние переговоры с Евросоюзом по вопросам присоединения к ВТО уже весной текущего года.

"П.": А что происходит с созданием единого экономического пространства России, Белоруссии, Украины и Казахстана?

А.К.: Что касается создания ЕЭП, то сначала должна произойти ратификация подписанного соглашения, которое пока носит рамочный характер. После чего и начнется его непосредственное наполнение.

Ряд проблем возник с Белоруссией. Поскольку у нас таможенный контроль на совместной границе отменен, российские и белорусские товары (за исключением произведенных в третьих странах) его сейчас не проходят, Но Белоруссия, во-первых, ввела у себя так называемое статистическое декларирование, которое де-факто означает оформление грузов, следующих как из России, так и в Россию. Во-вторых, белорусы хотят, чтобы таможенный контроль был снят полностью. Однако, по нашему мнению, не исключен вариант, когда Белоруссия может воспользоваться преимуществом своего транзитного положения и при наличии индивидуальных льгот, которыми там пользуются отдельные участники внешнеторговой деятельности, большая часть товаров из третьих стран будет оформляться на территории Белоруссии и беспрепятственно проникать на территорию РФ.

До тех пор, пока у нас не будет абсолютно равных условий, которые препятствуют возможным злоупотреблениям, пока мы не договоримся о порядке распределения тех доходов, которые получаем от внешней торговли, говорить о снятии таможенного контроля рано. Сейчас создана двухсторонняя рабочая группа, чтобы проработать все моменты, которые сегодня препятствуют этой отмене.

"П.": Каковы первые результаты работы нового Таможенного кодекса?

А.К.: Во-первых, новый ТК вступил в действие всего месяц назад. А во-вторых, это далеко не главный документ, который в наступившем году станет определять внешнеторговую политику. В России с июня 2004 года вступают в действие два закона: "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности" и "Об антидемпинговых и компенсационных мерах". Вводя в действие оба эти закона, мы практически полностью завершили адаптацию нашего внешнеторгового законодательства в соответствии с нормами ВТО.

"П.": А что получат от этого российские компании, участвующие во внешнеторговой деятельности?

А.К.: "Антидемпинговый" закон касается импорта в РФ и позволит нам более активно использовать этот инструмент для защиты отечественного производителя.

Ведь потребность в защите от демпинга возникает достаточно регулярно. Например, в 2003 году по итогам расследования в отношении импорта оцинкованного проката с Украины и из Казахстана была установлена антидемпинговая пошлина на 2,5 года для украинского проката. Введение аналогичной меры запланировано для Казахстана. В итоге сегодня мы ведем переговоры с казахстанской и украинской сторонами об ограничении поставок этой продукции в Россию.

Кроме того, по итогам расследования в конце ноября прошлого года была повышена базовая ставка ввозной таможенной пошлины на кристаллический кремень, в ближайшее время должно быть подписано постановление о введении специальной защитной пошлины на импорт в РФ шариковых подшипников, ведутся антидемпинговые расследования по импорту швеллеров с Украины и т.д.

Еще одной задачей на этот год остается поддержка российских экспортеров, обеспечение их доступа на внешние рынки. Приведу одну цифру: в 2003 году благодаря проведенным переговорам нам удалось не допустить введения ограничительных мер против российских товаров, ущерб от применения которых мог превысить $470 млн. В частности, удалось "спасти" от ограничения поставки в США карбамидно-аммиачной смеси (ущерб должен был составить $45 млн.), поливинилхлорида в Китай ($100 млн.), техуглерода в ЕС ($30 млн.).

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».