24 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Большая розница"

Архивная публикация 2003 года: "Большая розница"

Супермаркеты перестают быть признаком богатой столичной жизни. И похоже, недалек тот час, когда они вытеснят все прочие виды торговли, включая сельпо.Все-таки как беднеет великий и могучий! Раньше какое было лексическое богатство: сельпо, продмаг, универсам, булочная-кондитерская, овощи-фрукты вместе с вино-водами и т.д. А теперь -- супер- да гипермаркеты плюс молы. И все.
Такое терминологическое обеднение (вполне, впрочем, компенсируемое богатством ассортимента этих супер-гипер) до последнего времени было характерно разве что для Москвы и отчасти для Питера. Однако нынешний год в развитии сетевой торговли стал переломным -- сети от деклараций перешли к масштабной экспансии в регионы.
По данным PriceWaterhouseCoopers, в России сегодня насчитывается около 30 торгово-розничных сетей, 6 из которых международные. Их суммарный оборот в 2002 году составил порядка $18 млрд. (что на 12% больше, чем в 2001 году). Прогнозы на нынешний год -- еще плюс 15%, то есть до $21 млрд. Из этой суммы примерно 10% ($2 млрд.) придется на регионы, а еще через год этот показатель должен возрасти в полтора раза.
По данным исследовательской компании "ГФК-Русь", в 25 крупнейших городах России уверенно растет процент покупок, совершаемых в розничных сетях. Если в 2001 году по продуктам питания этот показатель составлял 1,9% (по непродовольственным товарам -- 1,6%), то за первое полугодие года нынешнего он составил уже 3,6% и 4,3% соответственно.
В Национальной торговой ассоциации выделяют несколько секторов, где сегодня действуют торгово-розничные сети.
Продовольственный сектор осваивают "Пятерочка", "Перекресток", "Рамстор", "Ашан", "Седьмой Континент", "Метро Кэш&Кэрри", "Копейка", "Магнит", торговлю электроникой -- "Эльдорадо", "М.ВИДЕО", "Мир", "Техносила". Товары для дома и мебель вы найдете в магазинах ИКЕА, "Три Кита", "Старик Хоттабыч", "Крокус Сити", "Красный Куб". Парфюмерию и косметику вам предложат "АрбатПрестиж", "Л`Этуаль", товары для спорта и отдыха -- "СпортМастер", "ПанСпортсмен", "СпортСити", одежду и обувь -- "Монарх", "ЭКОНИКА-Обувь".
Основными городами, где представлены розничные сетевые компании, на сегодня являются Москва (порядка 70% оборота всех розничных сетей), Санкт-Петербург (16--17%), Екатеринбург (5%) и Нижний Новгород (3--4%).
Движение большинства сетей в регионы объясняется просто жесточайшей конкуренцией на столичном рынке. В Москве уже практически не осталось неподеленных торговых площадей, пригодных для переоборудования в супермаркеты (что касается более крупных "форм", то все они размещаются в новых зданиях). К тому же в столице резко активизировались иностранцы, способные безболезненно вкладывать средства в развитие своих сетей, да еще при случае способные подемпинговать.
По мнению управляющего московской сетью магазинов "Пятерочка" Владимира Посаженникова, "в ближайшие несколько лет конкурировать с иностранцами смогут только те компании, оборот которых к этому времени будет около миллиарда долларов". А таких, за исключением, пожалуй, "Эльдорадо", в России пока нет.
О планах экспансии в регионы (помимо Питера) уже объявили ряд сетей: "Копейка" (планирует в ближайшее время открыть магазин в Екатеринбурге), "Перекресток" (в Волгограде и Самаре), ИКЕА (в Казани), "Седьмой Континент" (во Владивостоке), "Рамстор" (в Тольятти, Калининграде и Казани), "Техносила" (в Самаре, Перми и Ульяновске) и т.д.

Географическое распределение сетевых магазинов (%)*

Супермаркеты перестают быть признаком богатой столичной жизни. И похоже, недалек тот час, когда они вытеснят все прочие виды торговли, включая сельпо.Все-таки как беднеет великий и могучий! Раньше какое было лексическое богатство: сельпо, продмаг, универсам, булочная-кондитерская, овощи-фрукты вместе с вино-водами и т.д. А теперь -- супер- да гипермаркеты плюс молы. И все.

Такое терминологическое обеднение (вполне, впрочем, компенсируемое богатством ассортимента этих супер-гипер) до последнего времени было характерно разве что для Москвы и отчасти для Питера. Однако нынешний год в развитии сетевой торговли стал переломным -- сети от деклараций перешли к масштабной экспансии в регионы.

По данным PriceWaterhouseCoopers, в России сегодня насчитывается около 30 торгово-розничных сетей, 6 из которых международные. Их суммарный оборот в 2002 году составил порядка $18 млрд. (что на 12% больше, чем в 2001 году). Прогнозы на нынешний год -- еще плюс 15%, то есть до $21 млрд. Из этой суммы примерно 10% ($2 млрд.) придется на регионы, а еще через год этот показатель должен возрасти в полтора раза.

По данным исследовательской компании "ГФК-Русь", в 25 крупнейших городах России уверенно растет процент покупок, совершаемых в розничных сетях. Если в 2001 году по продуктам питания этот показатель составлял 1,9% (по непродовольственным товарам -- 1,6%), то за первое полугодие года нынешнего он составил уже 3,6% и 4,3% соответственно.

В Национальной торговой ассоциации выделяют несколько секторов, где сегодня действуют торгово-розничные сети.

Продовольственный сектор осваивают "Пятерочка", "Перекресток", "Рамстор", "Ашан", "Седьмой Континент", "Метро Кэш&Кэрри", "Копейка", "Магнит", торговлю электроникой -- "Эльдорадо", "М.ВИДЕО", "Мир", "Техносила". Товары для дома и мебель вы найдете в магазинах ИКЕА, "Три Кита", "Старик Хоттабыч", "Крокус Сити", "Красный Куб". Парфюмерию и косметику вам предложат "АрбатПрестиж", "Л`Этуаль", товары для спорта и отдыха -- "СпортМастер", "ПанСпортсмен", "СпортСити", одежду и обувь -- "Монарх", "ЭКОНИКА-Обувь".

Основными городами, где представлены розничные сетевые компании, на сегодня являются Москва (порядка 70% оборота всех розничных сетей), Санкт-Петербург (16--17%), Екатеринбург (5%) и Нижний Новгород (3--4%).

Движение большинства сетей в регионы объясняется просто жесточайшей конкуренцией на столичном рынке. В Москве уже практически не осталось неподеленных торговых площадей, пригодных для переоборудования в супермаркеты (что касается более крупных "форм", то все они размещаются в новых зданиях). К тому же в столице резко активизировались иностранцы, способные безболезненно вкладывать средства в развитие своих сетей, да еще при случае способные подемпинговать.

По мнению управляющего московской сетью магазинов "Пятерочка" Владимира Посаженникова, "в ближайшие несколько лет конкурировать с иностранцами смогут только те компании, оборот которых к этому времени будет около миллиарда долларов". А таких, за исключением, пожалуй, "Эльдорадо", в России пока нет.

О планах экспансии в регионы (помимо Питера) уже объявили ряд сетей: "Копейка" (планирует в ближайшее время открыть магазин в Екатеринбурге), "Перекресток" (в Волгограде и Самаре), ИКЕА (в Казани), "Седьмой Континент" (во Владивостоке), "Рамстор" (в Тольятти, Калининграде и Казани), "Техносила" (в Самаре, Перми и Ульяновске) и т.д.


Географическое распределение сетевых магазинов (%)*

Городаиюнь 2003 годадекабрь 2004 года**

Москва7062

Санкт-Петербург1618

остальные города1420

* По данным компаний.


** Прогноз.

Хотя прошедшее лето и было холодным, продажи мороженого в России росли. По данным Госкомстата РФ, российские хладокомбинаты за январь--август 2003 года произвели 294 тыс. тонн мороженого -- это на 2,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

По мнению исполнительного директора Союза мороженщиков РФ Валерия Елхова, "столь небольшой рост в производстве вызван в первую очередь ухудшением погодных условий в летние месяцы в европейской части страны". В мае и июне этого года средняя температура была на 3--5 градусов ниже прошлого года.

Кроме того, по словам Валерия Елхова, сдерживают рост производства мороженого и ограниченные рекламные бюджеты. Если, по оценкам экспертов, годовые затраты производителей соков на рекламу своей продукции составили за прошлый год около $15 млн., то мороженщики раскошелились всего на $1--1,5 млн. А расти "сладко-холодному" рынку есть куда: если средний европеец съедает в год 8--10 кг мороженого, то россиянин -- всего лишь 2,5--3 кг.

Тем не менее, по мнению экспертов рынка, итоговые цифры 2003 года покажут рост производства мороженого в 3,5--4%, в том числе и за счет увеличения экспорта в страны СНГ и Прибалтики.


Производство мороженого в РФ (тыс. тонн)*

2000 год347

2001 год355

2002 год376

2003 год**390

* По данным компаний.


** Прогноз.


* По данным Госкомстата РФ.


** Прогноз Союза мороженщиков России.

Россия наращивает экспорт угля. По данным Министерства энергетики РФ, за январь--август 2003 года Россия экспортировала 36,2 млн. тонн угля, что на 21,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе в страны дальнего зарубежья было поставлено 30,7 млн. тонн (рост на 11,7%), в СНГ -- 5,5 млн. тонн (28%).

По мнению директора департамента консультирования компании BKG Анастасии Варечкиной, "рост спроса на российский уголь обусловлен увеличением мировых цен на газ -- то есть происходит переключение спроса с более дорогого топлива на более дешевое".

Кроме того, экспортная активность обусловлена возросшим спросом на уголь в странах Западной Европы, которые обратили внимание на российский рынок после закрытия ряда угольных шахт в Польше.

Увеличивать поставки за рубеж позволяет и ситуация с добычей угля в самой России. За восемь месяцев 2003 года добыча этого ископаемого составила 171,6 млн. тонн, то есть прирост к прошлому году -- 12%.

По прогнозам аналитической компании "Росинформуголь", в целом за 2003 год экспорт угля увеличится на 20% по сравнению с прошлым годом -- до 58--59 млн. тонн.


Экспорт угля из России (млн. тонн)*

1998 год24

1999 год28,1

2000 год43,4

2001 год47,4

2002 год51,3

2003 год**59

* По данным компаний.


** Прогноз.


* По данным Госкомстата РФ.


** Прогноз Союза мороженщиков России.


* По данным Госкомстата РФ.


** Прогноз компании "Росинформуголь".

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ИРИНА ВИНОКУРОВА, БОРИС ГАЛКИН.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».