Наверх
26 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Большая розница"

Супермаркеты перестают быть признаком богатой столичной жизни. И похоже, недалек тот час, когда они вытеснят все прочие виды торговли, включая сельпо.Все-таки как беднеет великий и могучий! Раньше какое было лексическое богатство: сельпо, продмаг, универсам, булочная-кондитерская, овощи-фрукты вместе с вино-водами и т.д. А теперь — супер- да гипермаркеты плюс молы. И все.
Такое терминологическое обеднение (вполне, впрочем, компенсируемое богатством ассортимента этих супер-гипер) до последнего времени было характерно разве что для Москвы и отчасти для Питера. Однако нынешний год в развитии сетевой торговли стал переломным — сети от деклараций перешли к масштабной экспансии в регионы.
По данным PriceWaterhouseCoopers, в России сегодня насчитывается около 30 торгово-розничных сетей, 6 из которых международные. Их суммарный оборот в 2002 году составил порядка $18 млрд. (что на 12% больше, чем в 2001 году). Прогнозы на нынешний год — еще плюс 15%, то есть до $21 млрд. Из этой суммы примерно 10% ($2 млрд.) придется на регионы, а еще через год этот показатель должен возрасти в полтора раза.
По данным исследовательской компании «ГФК-Русь», в 25 крупнейших городах России уверенно растет процент покупок, совершаемых в розничных сетях. Если в 2001 году по продуктам питания этот показатель составлял 1,9% (по непродовольственным товарам — 1,6%), то за первое полугодие года нынешнего он составил уже 3,6% и 4,3% соответственно.
В Национальной торговой ассоциации выделяют несколько секторов, где сегодня действуют торгово-розничные сети.
Продовольственный сектор осваивают «Пятерочка», «Перекресток», «Рамстор», «Ашан», «Седьмой Континент», «Метро Кэш&Кэрри», «Копейка», «Магнит», торговлю электроникой — «Эльдорадо», «М.ВИДЕО», «Мир», «Техносила». Товары для дома и мебель вы найдете в магазинах ИКЕА, «Три Кита», «Старик Хоттабыч», «Крокус Сити», «Красный Куб». Парфюмерию и косметику вам предложат «АрбатПрестиж», «Л`Этуаль», товары для спорта и отдыха — «СпортМастер», «ПанСпортсмен», «СпортСити», одежду и обувь — «Монарх», «ЭКОНИКА-Обувь».
Основными городами, где представлены розничные сетевые компании, на сегодня являются Москва (порядка 70% оборота всех розничных сетей), Санкт-Петербург (16—17%), Екатеринбург (5%) и Нижний Новгород (3—4%).
Движение большинства сетей в регионы объясняется просто жесточайшей конкуренцией на столичном рынке. В Москве уже практически не осталось неподеленных торговых площадей, пригодных для переоборудования в супермаркеты (что касается более крупных «форм», то все они размещаются в новых зданиях). К тому же в столице резко активизировались иностранцы, способные безболезненно вкладывать средства в развитие своих сетей, да еще при случае способные подемпинговать.
По мнению управляющего московской сетью магазинов «Пятерочка» Владимира Посаженникова, «в ближайшие несколько лет конкурировать с иностранцами смогут только те компании, оборот которых к этому времени будет около миллиарда долларов». А таких, за исключением, пожалуй, «Эльдорадо», в России пока нет.
О планах экспансии в регионы (помимо Питера) уже объявили ряд сетей: «Копейка» (планирует в ближайшее время открыть магазин в Екатеринбурге), «Перекресток» (в Волгограде и Самаре), ИКЕА (в Казани), «Седьмой Континент» (во Владивостоке), «Рамстор» (в Тольятти, Калининграде и Казани), «Техносила» (в Самаре, Перми и Ульяновске) и т.д.

Географическое распределение сетевых магазинов (%)*

Городаиюнь 2003 годадекабрь 2004 года**
Москва7062
Санкт-Петербург1618
остальные города1420

* По данным компаний.

** Прогноз.

Хотя прошедшее лето и было холодным, продажи мороженого в России росли. По данным Госкомстата РФ, российские хладокомбинаты за январь—август 2003 года произвели 294 тыс. тонн мороженого — это на 2,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По мнению исполнительного директора Союза мороженщиков РФ Валерия Елхова, «столь небольшой рост в производстве вызван в первую очередь ухудшением погодных условий в летние месяцы в европейской части страны». В мае и июне этого года средняя температура была на 3—5 градусов ниже прошлого года.
Кроме того, по словам Валерия Елхова, сдерживают рост производства мороженого и ограниченные рекламные бюджеты. Если, по оценкам экспертов, годовые затраты производителей соков на рекламу своей продукции составили за прошлый год около $15 млн., то мороженщики раскошелились всего на $1—1,5 млн. А расти «сладко-холодному» рынку есть куда: если средний европеец съедает в год 8—10 кг мороженого, то россиянин — всего лишь 2,5—3 кг.
Тем не менее, по мнению экспертов рынка, итоговые цифры 2003 года покажут рост производства мороженого в 3,5—4%, в том числе и за счет увеличения экспорта в страны СНГ и Прибалтики.

Производство мороженого в РФ (тыс. тонн)*

2000 год347
2001 год355
2002 год376
2003 год**390

* По данным компаний.

** Прогноз.

* По данным Госкомстата РФ.

** Прогноз Союза мороженщиков России.

Россия наращивает экспорт угля. По данным Министерства энергетики РФ, за январь—август 2003 года Россия экспортировала 36,2 млн. тонн угля, что на 21,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе в страны дальнего зарубежья было поставлено 30,7 млн. тонн (рост на 11,7%), в СНГ — 5,5 млн. тонн (28%).
По мнению директора департамента консультирования компании BKG Анастасии Варечкиной, «рост спроса на российский уголь обусловлен увеличением мировых цен на газ — то есть происходит переключение спроса с более дорогого топлива на более дешевое».
Кроме того, экспортная активность обусловлена возросшим спросом на уголь в странах Западной Европы, которые обратили внимание на российский рынок после закрытия ряда угольных шахт в Польше.
Увеличивать поставки за рубеж позволяет и ситуация с добычей угля в самой России. За восемь месяцев 2003 года добыча этого ископаемого составила 171,6 млн. тонн, то есть прирост к прошлому году — 12%.
По прогнозам аналитической компании «Росинформуголь», в целом за 2003 год экспорт угля увеличится на 20% по сравнению с прошлым годом — до 58—59 млн. тонн.

Экспорт угля из России (млн. тонн)*

1998 год24
1999 год28,1
2000 год43,4
2001 год47,4
2002 год51,3
2003 год**59

* По данным компаний.

** Прогноз.

* По данным Госкомстата РФ.

** Прогноз Союза мороженщиков России.

* По данным Госкомстата РФ.

** Прогноз компании «Росинформуголь».

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ИРИНА ВИНОКУРОВА, БОРИС ГАЛКИН.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK