Наверх
19 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "БРОНЕНОСЕЦ КУДРИНА"

Из двух целей — модернизационной и фискальной — правительство вновь выбирает фискальную.    11 февраля 2010 года можно было бы считать днем модернизационной налоговой реформы. В этот день президент Дмитрий Медведев и вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин предприняли шаги весьма примечательные. Президент Медведев дал поручение к 15 марта подготовить предложения, затрагивающие, в частности, ряд льгот по уплате налога на прибыль. Министр финансов Кудрин, в свою очередь, выступил в Томске на заседании президентской комиссии по модернизации с прогнозом: в 2011 году на смену ЕСН с его сегодняшней ставкой в 26% придут социальные выплаты, суммарно составляющие не 34%, как было обещано, а 32%.
   Почему же, однако, ни правительство, ни президент не спешат с громкими заявлениями о налоговой поддержке модернизации, о том, что в налоговой политике наконец сделан акцент на стимулирование экономического развития, который постоянно глушился фискальным мотивом?
   
ОТКУДА ПРИПЛЫЛ БРОНЕНОСЕЦ
   Сначала поясним, откуда в заголовке броненосец. В Томске Алексей Кудрин неожиданно вспомнил одного из своих предшественников — министра финансов Александра III и Николая II Cергея Витте. Кудрин выбрал из богатой биографии Витте факт, прямо относящийся к теме заседания в Томске. В свое время тот вычеркнул из сметы госрасходов ассигнования на строительство броненосца и направил высвободившиеся деньги на строительство томского политехнического института. Поступок, отметим, вполне в духе модернизации.
   Кудрин признался, что берет с Витте пример. «Накануне визита в Томск прошло заседание правительства. Премьер-министр Путин и члены кабинета обсуждали проблемы финансового кризиса. В частности, распределение бюджета по приоритетам», — рассказал Кудрин. «На эти (военные. — «Профиль») цели предполагалось направить миллиард долларов. Я высказал предложение выделить эти средства вузам», — завершил свой экскурс в историю сегодняшний министр финансов.
   Однако идиллическую картину смазало вмешательство президента Медведева. Он оставил последнее слово за собой: «Я надеюсь, мы сможем решить те фундаментальные задачи, которые стоят перед нашей страной, и при этом не будем отказываться от приобретения броненосцев, которые в конечном счете тоже необходимы… Я-то понимаю, почему вы начали именно с этого. Потому что от броненосца отказались, и одну задачу решили. Значит, откажитесь от чего-то другого, и будет тогда инвестиционный и инновационный рай в нашей стране. Но нам нужно решать эти задачи параллельно».
   Эпизод красноречивый. Медведев не поддался искушению историей. Магические многоугольники экономических целей, которые невозможно достичь одновременно, придуманы не зря. Налицо извечная дилемма экономической политики.
   
ЧТО ВЫБРАЛ ПРЕЗИДЕНТ  
Среди названных в президентском поручении налоговых инициатив отметим следующие. Предлагается освободить от налогообложения доходы от прироста капитала; установить льготные ставки обязательного страхования работников компаний, основным видом деятельности которых являются разработка информационных технологий, инжиниринг и научные исследования; освободить от налога на прибыль компании, основным видом деятельности которых является оказание образовательных услуг и услуг здравоохранения; учесть при исчислении налога на прибыль расходы на НИОКР в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5; включить в состав затрат расходы, произведенные на осуществление НИОКР, при постановке на баланс полученных в результате таких работ нематериальных активов.
   В первом приближении вектор, задаваемый президентом, ясен. Это стимулирование НИОКР. Главный инструмент — либерализация налогообложения прибыли в избранной области, в том числе и за счет расширения базы списания затрат на издержки.
   Из этого ряда несколько выбиваются два пункта. Первый — освобождение от налогов доходов от прироста капитала. Здесь речь идет о поддержке инвестиционного процесса в целом, а не только применительно к НИОКР.
   Второй пункт — освобождение от налога на прибыль компаний, предоставляющих образовательные услуги и услуги здравоохранения. Здесь также нет прямой связи с НИОКР, зато есть другое, что нам в дальнейшем весьма понадобится, именно эти сферы больше всего пострадают от замены ЕСН социальными выплатами.
   
КАКОЙ ПРИОРИТЕТ ГЛАВНЕЕ
    Теперь обратимся к Алексею Кудрину с его готовностью снизить в 2011 году социальные выплаты, приходящие на смену ЕСН, с 34 до 32%.
   В комментариях уже прозвучало: президент говорит о модернизации, а министр этой темы не касается. На самом деле все наоборот. Центральная тема выступления Кудрина — попытка частично компенсировать потери бизнеса. В этом контексте готовность снизить выплаты до 32% первична. Вот только модернизации от этого не легче.
   В цифрах ситуация следующая. Кудрин, снижая социальные выплаты с 34 до 32%, оставляет, по его собственным расчетам, в распоряжении бизнеса 230 млрд рублей. Но тогда получается, что повышение социальной фискальной нагрузки на бизнес с сегодняшних 26 до 32% в 2011 году (с учетом «подарка» Кудрина) в три раза больше. Подсчет, конечно, грубый, с учетом регрессивный шкалы взимания ЕСН рост нагрузки не будет равен 690 млрд, но все равно превысит 600 млрд рублей. Что называется, почувствуйте разницу.
   Теперь очевидно, что перспективы модернизации во всей этой комбинации вторичны, отчего правительство и не поднимает свою налоговую реформу на щит. Никто не спорит, предлагаемые президентом изменения лучше, чем ничего, но они несоизмеримы с фискальными потерями, которые понесет бизнес, основная статья расходов которого — затраты на оплату труда, а именно они и должны стать ключевым элементом модернизационного прорыва.
   Фискальные критерии инновационных предприятий или предприятий, основную сферу деятельности которых составляют информационные технологии, еще разрабатываются. Учитывая, что это делается для дальнейшего предоставления льгот, нетрудно представить, насколько «взяткоемка» ведущаяся в тиши кабинетов работа. Свой коррупционный угол может обнаружиться и при реализации поручений президента от 11 февраля. Президент поддерживает «компании, основной вид деятельности которых — НИОКР», но ни для кого не секрет, что далеко не все НИИ оправдывают свой статус, многие давно сосредоточились на получении арендных платежей, а это не та «инновация», которую стоит стимулировать.
   Суть в том, что налицо противоречие целей. Есть цель — модернизация и есть цель — увеличение сбора платежей, которые пойдут на соцнужды. Одновременно двигаться к обеим, кто бы и что бы ни говорил о броненосцах, не получается. Раз доминанта состоит в росте фискальной нагрузки на фонд оплаты труда, то на выходе совсем не модернизация, а рост теневой экономики. Что делать, «снявши голову, по волосам не плачут».
   

   690 млрд
   рублей может «стоить» бизнесу увеличение социальной фискальной нагрузки с 26 до 32%.

   

   Центральная тема предлагаемых налоговых нововведений совсем не модернизация, а замена ЕСН социальными выплатами, точнее, попытки частично компенсировать потери бизнеса. В этом контексте готовность Кудрина снизить выплаты до 32 вместо 34% первична. Вот только модернизации от этого не легче. Есть цель — обновление экономики и есть цель — увеличение сбора средств для социальных нужд. Двигаться к обеим целям одновременно невозможно.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK