27 апреля 2024
USD 92.01 -0.12 EUR 98.72 +0.01
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "Бюджет бюрократической революции"

Архивная публикация 2005 года: "Бюджет бюрократической революции"

В рыночной экономике характер трат человека раскрывает не только его образ действий, но и его намерения. Клянясь в любви и не даря при этом цветов, вы расписываетесь в недобросовестности. В еще большей степени это верно для государства. Именно поэтому самым откровенным — а в сегодняшней России с «выровненным политическим и информационным пространством» едва ли не единственным откровенным документом — является проект бюджета. Что бы ни говорило руководство, реально лишь написанное в бюджете.Как сознаться в триллионе?
С точки зрения здравого смысла прогноз, легший в основу бюджета-2006, производит впечатление тяжелого бреда. Бросается в глаза намерение еще раз снизить инфляцию до 8,5% (в этом году ее не удастся опустить ниже 11%). Вместо сдерживания реальной причины — произвола монополий (усугубленного ростом вымогаемых у бизнеса и закладываемых им в цены взяток) — государство намерено «стерилизовать» денежную массу, разрушая несырьевой сектор экономики. Лечение своей головной боли гильотинированием посторонних при всей увлекательности неэффективно.

При этом среднегодовой уровень инфляции ближайших трех лет, принятый в качестве ориентира при расчете повышения реальных доходов бюджетников в полтора раза, реалистичен и немного превышает 10%. Но разум, похоже, присутствует в расчетах лишь «в порядке исключения».

Ориентируясь на рост ВВП в 5,8%, разработчики бюджета постулировали тем самым внезапное прекращение его торможения (за первую половину 2005 года — с 7,6 до 5,7%). Как это возможно при сохранении главной причины — растущего давления на бизнес силовой олигархии, — никто даже и не спрашивает. Отраден уже отказ от сюрреалистического при проводимой политике лозунга удвоения ВВП.

Торможение роста должно прекратиться, несмотря на ухудшение основного источника нынешнего роста — внешней конъюнктуры. Цена нефти Urals должна волшебным образом рухнуть до $47 за баррель к концу этого года и, продолжив свободное падение, дойти к концу следующего до $35 за баррель. И это при том, что дороговизна нефти вызвана фундаментальным фактором среднесрочной нехватки энергоресурсов.

Важно, что эти нелепости строго логичны
Из-за лени и страха ошибки правящая бюрократия не хочет заниматься модернизацией, не хочет искать приложения свалившимся ей на голову средствам. В то же время продолжение замораживания в бюджете «лишних» денег вызывает недоумение даже у самых лояльных.

Выход прост: ожидаемые доходы надо спрятать от алчных глаз все еще голодного общества (25 млн. человек имеют доходы ниже прожиточного минимума). Метод испытан: занижение «базы» текущего года, инфляции и цены на нефть. А вот политически значимый рост ВВП приходится завышать, чтобы не раздражать президента, но решению главной задачи это почти не мешает. В бюджете этого года при помощи таких нехитрых манипуляций было спрятано не менее 1,5 трлн. рублей. Минимальная оценка «сверхдоходов» бюджета-2006 — 1 трлн. рублей.

Третий срок, а не разжижение мозгов!
Разговоры о росте госрасходов вызваны привычкой к изолированному рассмотрению одного лишь федерального бюджета, а не бюджетной системы страны в целом. На деле увеличение расходов федерального бюджета на 0,7% ВВП (с 16,8% по бюджету-2005 до 17,5% по бюджету-2006) компенсируется сокращением средств региональных бюджетов, которое превысит 0,6% ВВП.

Рост возможностей федерального бюджета сопровождается последовательным отказом от их использования.

При росте госинвестиций государство не усиливает бюджетный контроль, что, скорее всего, превратит их в инструмент коррупции, а не модернизации, и дискредитирует саму идею.

Ряд социальных обещаний прямо вводит граждан в заблуждение. Так, разрекламированное повышение зарплат врачам на 10 тыс. рублей коснется лишь 8,2% их числа, увеличение зарплат бюджетникам будет безусловным лишь в отношении «федералов», а зарплаты преподавателей вузов без ученых степеней и после повышения будут ниже прожиточного минимума.

При рассмотрении укрупненных групп расходных статей (см. табл. 2) видно: хотя максимально растут расходы на нужды экономики и социальную сферу, из-за относительно небольших масштабов этих затрат основная часть прироста расходов по-прежнему пойдет на общегосударственные нужды.

Таким образом, несмотря на некоторые структурные изменения к лучшему, бюджет-2006, как и бюджеты прошлых лет, остается военно-полицейским, а отнюдь не бюджетом экономической или социальной модернизации. В части финансирования силовых ведомств, например, структурные изменения лишь исправляют чудовищный перекос 2005 года, когда расходы на их нужды ощутимо превысили 30% общего объема расходов.

При этом видимых мер по росту эффективности этих расходов (которые наглядно не ведут к повышению обороноспособности, укреплению безопасности и правопорядка) не предусматривается.

Увеличивая расходы по большинству направлений, бюджет-2006 пренебрегает даже насущными вопросами характера и направления использования средств. Это признак равнодушия к прокламируемым целям, разрушающий красивую мечту о смене курса государства со стабилизации на модернизацию.

Что можно исправить легко и просто?
…Критиковать, конечно, легко. Но качество бюджета, подготовленного освобожденными от всякого контроля общества чиновниками, таково, что исправить многие недостатки еще проще, чем смеяться над ними. Прежде всего, бюджет нуждается хотя бы в минимальной прозрачности. Первый, и простейший, шаг к ней — включение в него подробной структуры профицита, в том числе остатков средств на рублевых и валютных счетах на начало и конец года с отдельным выделением средств, включаемых в состав Стабилизационного фонда.

Надо установить прозрачную и формализованную процедуру его формирования и использования, включая передачу части средств в Инвестиционный фонд. Следует закрепить хотя бы основные направления (а в идеале — конкретный список проектов) использования средств Инвестиционного фонда. Механизмы можно просто позаимствовать из действующего Бюджетного кодекса, подробно описывающего «бюджет развития»; его следует дополнить лишь усиленным финансовым контролем.

Часть средств бюджета должна быть направлена на решительное снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. В качестве ориентира разумно использовать официальную цель снижения доли такого населения с 15,8% в 2005 году до 9,7%, только не в 2008-м, а в 2006 году, с тем чтобы окончательно гарантировать всем гражданам России доходы не ниже прожиточного минимума в 2007 году. Не стоит забывать, что годовая цена обеспечения экономического выражения права на жизнь (каким является гарантированный прожиточный минимум) в текущем году, по неизбежно приблизительным оценкам, лишь немногим выше половины средств, направленных в первой половине 2005 года на досрочное (!) погашение внешнего долга.

Неплохим направлением доработки бюджета является и попытка хотя бы частичного исполнения закона. Так, в его текст разумно включить статью, обязывающую правительство в течение 2006 года провести разработку и расчет предусмотренных Бюджетным кодексом минимальных социальных стандартов по всем регионам и доработку системы оказания финансовой помощи регионам. Вполне достижимая цель — уже с 2007 года перевести все межбюджетные отношения на единственно возможную объективную основу гарантированного полного (при отсутствии средств — гарантированного частичного) обеспечения минимальных социальных стандартов.

Наконец, бюджет должен обязать правительство резко повысить равномерность осуществления расходов от месяца к месяцу и по различным статьям, а также своевременно реагировать на накопление неиспользуемых остатков средств на счетах бюджетополучателей, не допуская их чрезмерного увеличения.

И, конечно, следует провести антикоррупционную экспертизу бюджета с исключением или полной переработкой статей, провоцирующих коррупцию.

* Автор — председатель президиума, научный руководитель Института проблем глобализации, д.э.н.

В рыночной экономике характер трат человека раскрывает не только его образ действий, но и его намерения. Клянясь в любви и не даря при этом цветов, вы расписываетесь в недобросовестности. В еще большей степени это верно для государства. Именно поэтому самым откровенным — а в сегодняшней России с «выровненным политическим и информационным пространством» едва ли не единственным откровенным документом — является проект бюджета. Что бы ни говорило руководство, реально лишь написанное в бюджете.Как сознаться в триллионе?

С точки зрения здравого смысла прогноз, легший в основу бюджета-2006, производит впечатление тяжелого бреда. Бросается в глаза намерение еще раз снизить инфляцию до 8,5% (в этом году ее не удастся опустить ниже 11%). Вместо сдерживания реальной причины — произвола монополий (усугубленного ростом вымогаемых у бизнеса и закладываемых им в цены взяток) — государство намерено «стерилизовать» денежную массу, разрушая несырьевой сектор экономики. Лечение своей головной боли гильотинированием посторонних при всей увлекательности неэффективно.

При этом среднегодовой уровень инфляции ближайших трех лет, принятый в качестве ориентира при расчете повышения реальных доходов бюджетников в полтора раза, реалистичен и немного превышает 10%. Но разум, похоже, присутствует в расчетах лишь «в порядке исключения».

Ориентируясь на рост ВВП в 5,8%, разработчики бюджета постулировали тем самым внезапное прекращение его торможения (за первую половину 2005 года — с 7,6 до 5,7%). Как это возможно при сохранении главной причины — растущего давления на бизнес силовой олигархии, — никто даже и не спрашивает. Отраден уже отказ от сюрреалистического при проводимой политике лозунга удвоения ВВП.

Торможение роста должно прекратиться, несмотря на ухудшение основного источника нынешнего роста — внешней конъюнктуры. Цена нефти Urals должна волшебным образом рухнуть до $47 за баррель к концу этого года и, продолжив свободное падение, дойти к концу следующего до $35 за баррель. И это при том, что дороговизна нефти вызвана фундаментальным фактором среднесрочной нехватки энергоресурсов.

Важно, что эти нелепости строго логичны

Из-за лени и страха ошибки правящая бюрократия не хочет заниматься модернизацией, не хочет искать приложения свалившимся ей на голову средствам. В то же время продолжение замораживания в бюджете «лишних» денег вызывает недоумение даже у самых лояльных.

Выход прост: ожидаемые доходы надо спрятать от алчных глаз все еще голодного общества (25 млн. человек имеют доходы ниже прожиточного минимума). Метод испытан: занижение «базы» текущего года, инфляции и цены на нефть. А вот политически значимый рост ВВП приходится завышать, чтобы не раздражать президента, но решению главной задачи это почти не мешает. В бюджете этого года при помощи таких нехитрых манипуляций было спрятано не менее 1,5 трлн. рублей. Минимальная оценка «сверхдоходов» бюджета-2006 — 1 трлн. рублей.

Третий срок, а не разжижение мозгов!

Разговоры о росте госрасходов вызваны привычкой к изолированному рассмотрению одного лишь федерального бюджета, а не бюджетной системы страны в целом. На деле увеличение расходов федерального бюджета на 0,7% ВВП (с 16,8% по бюджету-2005 до 17,5% по бюджету-2006) компенсируется сокращением средств региональных бюджетов, которое превысит 0,6% ВВП.

Рост возможностей федерального бюджета сопровождается последовательным отказом от их использования.

При росте госинвестиций государство не усиливает бюджетный контроль, что, скорее всего, превратит их в инструмент коррупции, а не модернизации, и дискредитирует саму идею.

Ряд социальных обещаний прямо вводит граждан в заблуждение. Так, разрекламированное повышение зарплат врачам на 10 тыс. рублей коснется лишь 8,2% их числа, увеличение зарплат бюджетникам будет безусловным лишь в отношении «федералов», а зарплаты преподавателей вузов без ученых степеней и после повышения будут ниже прожиточного минимума.

При рассмотрении укрупненных групп расходных статей (см. табл. 2) видно: хотя максимально растут расходы на нужды экономики и социальную сферу, из-за относительно небольших масштабов этих затрат основная часть прироста расходов по-прежнему пойдет на общегосударственные нужды.

Таким образом, несмотря на некоторые структурные изменения к лучшему, бюджет-2006, как и бюджеты прошлых лет, остается военно-полицейским, а отнюдь не бюджетом экономической или социальной модернизации. В части финансирования силовых ведомств, например, структурные изменения лишь исправляют чудовищный перекос 2005 года, когда расходы на их нужды ощутимо превысили 30% общего объема расходов.

При этом видимых мер по росту эффективности этих расходов (которые наглядно не ведут к повышению обороноспособности, укреплению безопасности и правопорядка) не предусматривается.

Увеличивая расходы по большинству направлений, бюджет-2006 пренебрегает даже насущными вопросами характера и направления использования средств. Это признак равнодушия к прокламируемым целям, разрушающий красивую мечту о смене курса государства со стабилизации на модернизацию.

Что можно исправить легко и просто?

…Критиковать, конечно, легко. Но качество бюджета, подготовленного освобожденными от всякого контроля общества чиновниками, таково, что исправить многие недостатки еще проще, чем смеяться над ними. Прежде всего, бюджет нуждается хотя бы в минимальной прозрачности. Первый, и простейший, шаг к ней — включение в него подробной структуры профицита, в том числе остатков средств на рублевых и валютных счетах на начало и конец года с отдельным выделением средств, включаемых в состав Стабилизационного фонда.

Надо установить прозрачную и формализованную процедуру его формирования и использования, включая передачу части средств в Инвестиционный фонд. Следует закрепить хотя бы основные направления (а в идеале — конкретный список проектов) использования средств Инвестиционного фонда. Механизмы можно просто позаимствовать из действующего Бюджетного кодекса, подробно описывающего «бюджет развития»; его следует дополнить лишь усиленным финансовым контролем.

Часть средств бюджета должна быть направлена на решительное снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. В качестве ориентира разумно использовать официальную цель снижения доли такого населения с 15,8% в 2005 году до 9,7%, только не в 2008-м, а в 2006 году, с тем чтобы окончательно гарантировать всем гражданам России доходы не ниже прожиточного минимума в 2007 году. Не стоит забывать, что годовая цена обеспечения экономического выражения права на жизнь (каким является гарантированный прожиточный минимум) в текущем году, по неизбежно приблизительным оценкам, лишь немногим выше половины средств, направленных в первой половине 2005 года на досрочное (!) погашение внешнего долга.

Неплохим направлением доработки бюджета является и попытка хотя бы частичного исполнения закона. Так, в его текст разумно включить статью, обязывающую правительство в течение 2006 года провести разработку и расчет предусмотренных Бюджетным кодексом минимальных социальных стандартов по всем регионам и доработку системы оказания финансовой помощи регионам. Вполне достижимая цель — уже с 2007 года перевести все межбюджетные отношения на единственно возможную объективную основу гарантированного полного (при отсутствии средств — гарантированного частичного) обеспечения минимальных социальных стандартов.

Наконец, бюджет должен обязать правительство резко повысить равномерность осуществления расходов от месяца к месяцу и по различным статьям, а также своевременно реагировать на накопление неиспользуемых остатков средств на счетах бюджетополучателей, не допуская их чрезмерного увеличения.

И, конечно, следует провести антикоррупционную экспертизу бюджета с исключением или полной переработкой статей, провоцирующих коррупцию.

* Автор — председатель президиума, научный руководитель Института проблем глобализации, д.э.н.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».