2 мая 2024
USD 91.78 -0.23 EUR 98.03 -0.69
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2012 года: "Частно-государственное искусство"

Архивная публикация 2012 года: "Частно-государственное искусство"

Что нужно, чтобы выпустить антрепризный спектакль?

Что нужно, чтобы выпустить антрепризный спектакль?

В свое время на антрепризу возлагали большие надежды, но она стала не заменой, а дополнением репертуарного театра. Антрепризу иногда сравнивают с другими частными предприятиями новейшего времени - ресторанами, например. Тоже вкладываются деньги, организуется производство, нанимается персонал, поступает прибыль - в том случае, конечно, если "блюдо" получилось вкусным... В 90-е годы, когда новоявленные антрепренеры начали ставить пьесы, которые до того невозможно было увидеть, а актеры и режиссеры - получать гонорары, о которых раньше и не мечтали, всем показалось, что приближается золотой век российской Мельпомены. Государственные театры постепенно прекратят существование или превратятся в частные, и будет царствовать рыночная экономика, благодаря которой на сцене останутся исключительно талантливые артисты под руководством только талантливых режиссеров. Но этого не произошло. Тогда антрепризу начали нещадно ругать и требовать изгнать со сцены, словно мстя за те надежды, какие возлагали на частную форму организации театрального дела. Истина же, как обычно, затерялась где-то посередине.

Что нужно, чтобы выпустить антрепризный спектакль? Есть два варианта - нормальный и "халтурный". Гастрольный директор продюсерской компании "Независимый театральный проект" Константин Левашев объясняет: "Лучшие антрепренеры современности вышли из театральных университетов, из театра, это их жизнь, их профессия. Сегодня они получают очень достойные деньги. А есть шоу-ребята, которые пришли из другого бизнеса, ничего в театральном деле не понимают, не имеют никакого образования и вкуса, но решили заработать. Они вкладывают деньги в плохого режиссера, плохую драматургию и… все разваливается. Антреприза - способ заработка денег для людей, которые находятся в этой "каше" всю жизнь. А если случайные люди пытаются что-то сделать, они прогорают".

Константин так описывает организацию антрепризного спектакля с экономической точки зрения: "В создание спектакля вкладывается 70-80% от всех средств, первоначально выделенных на проект. Первое место в смете расходов делят гонорары творческого персонала и стоимость декораций. Конечно, есть компании, которые на декорации не тратятся, но это тот самый случай, когда хотят по-быстрому "срубить" деньги. Хорошие компании уважают себя, заказывают качественные декорации за большие деньги. Дальше гонорары творческого персонала - артистов, режиссера, художников. Более мелкие гонорары у постановочной части. Затем аренда площадки, на которой выпускается спектакль, - репетиции, выгородка, отладка декораций, которые приезжают из мастерских. Эта площадка тоже стоит больших денег. Реклама - это отдельный серьезный бюджет. Все зависит от масштаба. Если люди планируют долго работать на рынке, они стараются больше денег вкладывать, чтобы громче прошла премьера, чтобы был отзыв".

Конкретные цифры назвать трудно, вариантов множество. Так, аренда площадок в Москве "выманивает" из карманов организаторов частных спектаклей не меньше 200 тыс. рублей. С кадрами сложнее. Многое зависит от того, каких актеров позвали, какого режиссера пригласили. Гонорар артисту за спектакль может составить 5-10 тыс., если его имя мало известно публике, не мелькает в сериалах на телевидении. А может и 50 тыс., и выше, если на это имя "пойдут", оно привлечет к спектаклю зрителей.

Даже массовой публике известно, что в антрепризном спектакле обязательно есть хотя бы один, а лучше - два исполнителя с громкими именами. Они гарантируют интерес к спектаклю, но… это еще не значит, что продюсеры получат прибыль.

Создавая спектакль, антрепренер и режиссер должны особо тщательно подойти к выбору пьесы. Во-первых, на плохой материал не пойдут актеры. Во-вторых, что еще важнее, - зрители. Нет зрителей - нет прибыли, нет прибыли - частный театр прекращает существование. И тут все в один голос признаются: угадать, будет ли та или иная пьеса иметь успех, очень трудно, это всегда риск. Ориентироваться на публику - тоже не выход. Яркий, смешной, развлекательный, но пустой спектакль может привлечь зрителей, но о нем так же легко забудут, польстившись на новую яркую обложку. Как быть?

"Соблюсти золотую середину, чтобы не скатиться к пошлости, с одной стороны, и чтобы со сцены не звучал нудный учебный текст, с другой стороны", - уверен Константин Левашев.

Этими проблемами вот уже 22 года озабочен и художественный руководи-тель Театра Антона Чехова Леонид Труш-кин, в одном лице сочетающий обязанности продюсера и режиссера. Его театр возник в 1989 году и выжил. Почему Театр Чехова живет и выпускает один спектакль за другим (взять хотя бы недавнюю премьеру "Крутые виражи")? Как ни странно, потому, что при выборе пьес, например, Леонид Трушкин ориентируется исключительно на свой собственный вкус. "Вот говорят: он ставит пьесу для тети Клавы. Кто она? Я не знаю ее. Я не верю в успех человека, который ориентируется не на себя, - говорит Трушкин. - Я общаюсь с очень разными людьми. На кого я должен ориентироваться?"

Самое интересное, что плохо организованная антреприза - душевная боль и для актера. Для настоящего актера, который не гонится за бешеными гонорарами, а выбирает среди множества предложений точечно - пьесу, режиссера, партнеров. Нелли Уварова, актриса Российского академического молодежного театра, не часто соглашается на участие в антрепризном спектакле. А если соглашается, не всегда дело доходит до премьеры, а иногда и до премьеры доходит, да приходится покинуть проект. Причина проста - Нелли уверена, что перед публикой она отвечает за качество продукта: "Когда в зале уже собираются зрители, их не должны интересовать организационные вопросы, они получают продукт в чистом виде. И если этого не происходит, зрители винят актеров. Я пытаюсь максимально сделать то, что возможно. Если это не получается, приходится и выгоду материальную терять, и портить отношения… Качество важнее".

Первый антрепризный опыт Нелли Уваровой, впрочем, был очень удачным. Спектакль ставила Международная конфедерация театральных союзов, режиссер - Деклан Доннеллан, и это были "Три сестры" Чехова. Здесь все сошлось, и актриса не ошиблась. Спектакль идет уже около шести лет, и весьма успешно, выезжает на гастроли за рубеж. И что особенно важно - все это время продолжается работа над проектом, режиссер не бросает свое детище и исполнителей.

Именно возможность учиться, обновляться Нелли Уварова очень ценит: "Чем отличается репетиционный процесс в антрепризном театре? Ты никогда не знаешь, чего ждать от партнера. У каждого свой способ, каждый привносит что-то свое. Это очень интересно. Что-то ты принимаешь, что-то нет, чему-то учишься у старшего поколения. Это всегда процесс учебы. И еще возможность удивляться".

Ну и, конечно, важно, что антрепризный театр дает роли, которых актер не находит в своем театре. Нелли согласилась играть в спектакле "Жених с того света" по пьесе Гольдони "Слуга двух господ", когда ей очень захотелось попробовать себя в жанре комедии, а в родном РАМТе в этот момент ничего подобного не было. И вот обратный эффект - главный режиссер Алексей Бородин увидел свою актрису в антрепризном спектакле и воскликнул: "Тебе надо играть комедии!" Сейчас в Российском академическом молодежном театре начинаются репетиции по пьесе "Скупой" Мольера. Разве эта ситуация означает, что Уваровой не нужен РАМТ или что не нужна антреприза? Наоборот - надо и то, и другое.

Так и проблема государственного и частного театра вообще. Как утверждают эксперты, не надо тянуть к жизни одну форму за счет другой. Надо выбирать "точки роста", лучшие образцы как в государственном театре, так и в антрепризном и поддерживать, не обращая внимания на то, бюджетная это организация или "частный собственник". Ра-ди искусства, которое не должно терять эти лучшие образцы. Надо давать бюджетные деньги антрепризе на талантливые проекты, распускать государст-венные коллективы, неспособные создавать что-то новое и интересное. Не бояться этого. Хотя бы для того, чтобы мы не платили за билеты на антрепризные спектакли по 5-7 тысяч рублей - цену, которую вынуждены назначать антрепренеры, чтобы выживать…

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».