24 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2000 года: "Чубанские казаки"

Архивная публикация 2000 года: "Чубанские казаки"

Если вы, приехав в Ростовскую область, спросите, есть ли здесь свобода предпринимательства, вполне возможно, вам ответят "да". Если вы поинтересуетесь, от кого в области зависит принятие всех мало-мальски важных решений в сфере экономики и бизнеса, вам ответят: от губернатора.Губернаторский заем

Либерализм вперемешку с жестким администрированием -- двойственная природа Чуба-управленца. И дело, наверное, не столько в казачьих традициях управления, сколько в политической биографии Владимира Федоровича. С одной стороны, партийно-советский этап (секретарь райкома компартии в 1985-19-89 годах и председатель Ростовского горисполкома в 1989--1991-м), с другой -- приход к областной власти на демократической волне в 1991 году на должность главы администрации области и дальнейшее жесткое противостояние с коммунистами. Вот и получился администратор по происхождению, рыночник по убеждению.
Один из наиболее показательных примеров совместного использования губернатором тончайших рыночных инструментов и увесистого чиновничьего "слова убеждения" -- первый областной облигационный заем, случившийся весной 1996 года. Чтобы "наполнить" доходную часть облбюджета, команда губернатора придумала следующий ход. Областная администрация эмитировала облигации на сумму 50 млрд. неденоминированных рублей и разместила их сроком на один год (всего было размещено бумаг на 17 млрд. рублей). При этом доходность этих бумаг (45%) значительно уступала более надежным облигациям государственного сберегательного займа (70%) и уж тем более ставкам по банковским депозитам (80%). В связи с чем было непонятно, кто же станет покупать столь непривлекательные бумаги. Однако облигации вскоре стали активно выкупаться Агропромбанком и двумя местными банками. На вопрос, почему они это делают, официального ответа не было, а шепотом банкиры сообщали, что их "попросили" (многозначительно показывая пальцем куда-то вверх).
После столь удачного первого опыта идея займов на Дону прижилась. И в 1997 году губернатор дает отмашку второму, так называемому газовому займу. Теперь администрация эмитирует облигации уже на сумму 240 млрд. неденоминированных рублей со сроком погашения один год. Доходность на этот раз составила около 25%. Полученные средства предполагалось направить на газификацию 466 населенных пунктов Ростовской области.
Не без уговоров, но все же облигации выкупили Ростовский банк Сбербанка, местный филиал Инкомбанка, банк "Центр-инвест". Однако средства на газификацию в полном объеме направлены не были. Губернатор Чуб заявил, что было бы неверно направлять все заемные деньги на убыточную в ближайшем будущем социальную программу газификации, часть из них надо вложить в коммерческий проект. По инициативе губернатора Законодательное собрание утвердило 21 января 1998 года новый порядок распределения собранных средств: значительная часть (100 млрд. "старыми") направлялась на строительство таганрогского автомобильного завода (ТагАЗа), которое вела финансово-промышленная группа "Донинвест".
Чуб всячески поддержал начинания пользующейся симпатией администрации ФПГ "Донинвест" со строительством ТагАЗа, где собирались выпускать по лицензии южнокорейского Daewoo 480 тысяч автомобилей в год. Владимир Чуб, видимо, искренне полагал, что область может стать крупным центром автомобилестроения, получая в бюджет дополнительные миллиарды рублей. В 1997--1998 годах он активно помогает строительству будущего локомотива донской экономики. Кроме займов, о которых говорилось выше, он инициировал принятие Законодательным собранием области закона о поддержке инвестиций, действие которого распространялось фактически только на строящийся ТагАЗ. Завод получал (после выхода на плановые мощности) освобождение от всех местных налогов сроком на 5 лет.
В декабре 1998 года Владимиру Чубу удалось пролоббировать в правительства Примакова присвоение ТагАЗу статуса свободной таможенной зоны, что освобождало завод от ввозных таможенных пошлин на оборудование и комплектующие к автомобилям. Однако августовский кризис 1998 года поставил под вопрос будущее ТагАЗа, автомобили которого, подорожав вместе с курсом доллара, разом утратили свою конкурентоспособность по сравнению с главными оппонентами на рынке -- автовазовскими "десятками".
Налоговая селекция

Помимо займов, Владимир Чуб пытался наполнить казну области за счет улучшения собираемости налогов и упорядочения рынка алкоголя.
Близость Ростова к "богатым" фальшивой водкой северо-кавказским республикам привело к тому, что в 1996 году на главных винно-водочных предприятиях области -- Ростовском и Каменском заводах -- была введено внешнее управление: их продукция, обложенная акцизами, не могла конкурировать с привозной и фальшивой водкой. В мае 1997 года губернатор издает постановление, в котором предписывается продавать спиртное только с риперкапами -- специальными колпачками на пробке, содержащими цифровой код и название области. Вскоре, примерно через два месяца, эта мера была опротестована антимонопольным управлением как не соответствующая закону о конкуренции. Однако пока она действовала, заводы почувствовали значительное увеличение спроса на свою продукцию: введение риперкапов осложнило сбыт фальшивой водки, дорожала привозная водка, для которой стоимость риперкапов была выше, чем для местной.
После отмены риперкапов в 1998 году команда губернатора придумала новый порядок приобретения спиртного -- только через специальные аккредитованные оптовые базы. И эта мера имела эффект, так как администрация, аккредитуя оптовые базы, могла легко контролировать их. Шепотом оптовики и директора магазинов говорили о том, что если у кого-то привезенного спиртного будет больше 30%, то жди многочисленных проверок, а могут и лишить статуса аккредитованных. Впрочем, официально все было по закону.
В мае этого года губернатор открыто заявил, что будет требовать с руководителей районов, чтобы у них продавалось в основном ростовское спиртное, обеспечивая стабильный сбыт для областных винно-водочных заводов. А "непокорных" будут наказывать административной "дубинкой" -- просто тормозить дотации из областного бюджета.
Что касается налоговой политики, то она долгое время противоречила образу губернатора-рыночника, не без успеха создаваемого Владимиром Чубом. Подконтрольное губернатору Законодательное собрание с удивительной последовательностью определяло максимально высокие ставки налогов в Ростовской области. Губернатор благословил максимально возможный размер налога на прибыль, зачисляемой в областной бюджет,-- 22%, затем был введен огромный 5-процентный налог с продаж, наконец, ставки по налогу на вмененный доход были предложены такие, что это привело в 1998 году к акциям протеста всегда спокойных и законопослушных донских предпринимателей. Казалось, что губернатор действует по несложному правилу: чем выше определим ставки налогов, тем больше получим в бюджет. Однако все двигалось в обратном направлении. Не только "иногородние", но и местные ростовские предприятия выводили свои обороты в офф-шорную зону "Ингушетия".
Чтобы заманить "беглецов" обратно, в ростовской администрации придумали в 1996 году механизм налогового кредита. Так, скажем, Донская табачная фабрика получила освобождение на год от местных налогов на общую сумму 60 млрд. "старых" рублей. При этом она брала на себя обязательства провести коренную модернизацию своего оборудования на эту сумму, что позволило бы в дальнейшем многократно увеличить объемы выпускаемой продукции. Обновив свое оборудование, "Донской табак" уже за 1997 год увеличил обороты в 2,5 раза и стал одним из самых крупных налогоплательщиков.
К 1998 году инициатива "налоговых освобождений" приобрела очертания некой программы. Было отобрано 32 предприятия по принципу наиболее перспективных и бюджетообразующих, которые брали на себя обязательства своевременно производить текущие налоговые платежи и значительно увеличить объем выпускаемой продукции, а взамен получали льготы по уплате местных налогов. Расчет налоговых льгот велся по каждому предприятию индивидуально. Сэкономленные на налогах деньги предполагалось вкладывать в модернизацию производства.
Из 32 отобранных 28 предприятий выполнили условия подписанного с администрацией соглашения, показав в 1999 году рост производства от 10% до 200%. Губернатор дал "добро" на развитие практики "селективной поддержки" и в 2000 году. Двукратно увеличилось число кандидатов на ее получение. Правда, условия были откорректированы: базовый показатель теперь был не увеличение объемов производства, а рост налоговых отчислений в бюджет (даже с учетом льгот). Поскольку в год губернаторских выборов Чубу очень нужны деньги для решения социальных проблем области.
Чудо Чуба

Главной нерешенной социальной проблемой области до последнего времени был низкий уровень жизни населения, особенно в сельских районах.
До последнего, поскольку за первые месяцы выборного года наметился резкий рост средней зарплаты -- в первом квартале он составил 63% и достиг 1168,8 рубля. Кроме того, впервые в области средний размер пенсий (575,9 рубля) оказался выше прожиточного минимума (470 рублей), нет задолженностей областного бюджета по зарплатам и детским пособиям.
Однако, заботясь о рядовых гражданах, в области не забывают и о "заслуженных". Весной 2000 года дружественное губернатору Законодательное собрание области приняло закон, по которому бывшие партийные и советские чиновники (экс-председатели исполкомов, горкомов, органов народного контроля и др.) будут получать из областного бюджета доплату к государственной пенсии. Например, работавшим некогда 1-ми секретарями обкома и председателями облисполкома установлено ежемесячное "пособие" в размере 15 минимальных оплат труда (с 1 июля МРОТ равен 132 рублям).
Жители области такую заботу о "бывших" встретили, мягко говоря, без энтузиазма, тем более если вспомнить, что на Дону еще существуют "зоны социального напряжения" -- шахтерские районы, где закрываются шахты, а создающиеся новые рабочие места не могут решить проблему безработицы. Там царит повальное воровство, с которым пытаются бороться даже самыми экзотическими методами: так, на шахте имени Ленина в Новошахтинске рабочим выплачивают 1000 рублей, если они помогут схватить за руку своего же коллегу-несуна.
Другими словами, даже в социальной политике проявилась двойственность Чуба-губернатора. Впрочем, возможно, именно в двойственности Чуба-управленца заключен секрет его политического долголетия (сегодня он один из старейших губернаторов со стажем правления девять лет и неплохими перспективами переизбрания на второй срок). И бизнесмены, скорее всего, поддержат своего "атамана": одни -- за "рыночность", другие -- за "административность".

Некоторые основные социально-экономические показатели Ростовской области

Если вы, приехав в Ростовскую область, спросите, есть ли здесь свобода предпринимательства, вполне возможно, вам ответят "да". Если вы поинтересуетесь, от кого в области зависит принятие всех мало-мальски важных решений в сфере экономики и бизнеса, вам ответят: от губернатора.Губернаторский заем


Либерализм вперемешку с жестким администрированием -- двойственная природа Чуба-управленца. И дело, наверное, не столько в казачьих традициях управления, сколько в политической биографии Владимира Федоровича. С одной стороны, партийно-советский этап (секретарь райкома компартии в 1985-19-89 годах и председатель Ростовского горисполкома в 1989--1991-м), с другой -- приход к областной власти на демократической волне в 1991 году на должность главы администрации области и дальнейшее жесткое противостояние с коммунистами. Вот и получился администратор по происхождению, рыночник по убеждению.

Один из наиболее показательных примеров совместного использования губернатором тончайших рыночных инструментов и увесистого чиновничьего "слова убеждения" -- первый областной облигационный заем, случившийся весной 1996 года. Чтобы "наполнить" доходную часть облбюджета, команда губернатора придумала следующий ход. Областная администрация эмитировала облигации на сумму 50 млрд. неденоминированных рублей и разместила их сроком на один год (всего было размещено бумаг на 17 млрд. рублей). При этом доходность этих бумаг (45%) значительно уступала более надежным облигациям государственного сберегательного займа (70%) и уж тем более ставкам по банковским депозитам (80%). В связи с чем было непонятно, кто же станет покупать столь непривлекательные бумаги. Однако облигации вскоре стали активно выкупаться Агропромбанком и двумя местными банками. На вопрос, почему они это делают, официального ответа не было, а шепотом банкиры сообщали, что их "попросили" (многозначительно показывая пальцем куда-то вверх).

После столь удачного первого опыта идея займов на Дону прижилась. И в 1997 году губернатор дает отмашку второму, так называемому газовому займу. Теперь администрация эмитирует облигации уже на сумму 240 млрд. неденоминированных рублей со сроком погашения один год. Доходность на этот раз составила около 25%. Полученные средства предполагалось направить на газификацию 466 населенных пунктов Ростовской области.

Не без уговоров, но все же облигации выкупили Ростовский банк Сбербанка, местный филиал Инкомбанка, банк "Центр-инвест". Однако средства на газификацию в полном объеме направлены не были. Губернатор Чуб заявил, что было бы неверно направлять все заемные деньги на убыточную в ближайшем будущем социальную программу газификации, часть из них надо вложить в коммерческий проект. По инициативе губернатора Законодательное собрание утвердило 21 января 1998 года новый порядок распределения собранных средств: значительная часть (100 млрд. "старыми") направлялась на строительство таганрогского автомобильного завода (ТагАЗа), которое вела финансово-промышленная группа "Донинвест".

Чуб всячески поддержал начинания пользующейся симпатией администрации ФПГ "Донинвест" со строительством ТагАЗа, где собирались выпускать по лицензии южнокорейского Daewoo 480 тысяч автомобилей в год. Владимир Чуб, видимо, искренне полагал, что область может стать крупным центром автомобилестроения, получая в бюджет дополнительные миллиарды рублей. В 1997--1998 годах он активно помогает строительству будущего локомотива донской экономики. Кроме займов, о которых говорилось выше, он инициировал принятие Законодательным собранием области закона о поддержке инвестиций, действие которого распространялось фактически только на строящийся ТагАЗ. Завод получал (после выхода на плановые мощности) освобождение от всех местных налогов сроком на 5 лет.

В декабре 1998 года Владимиру Чубу удалось пролоббировать в правительства Примакова присвоение ТагАЗу статуса свободной таможенной зоны, что освобождало завод от ввозных таможенных пошлин на оборудование и комплектующие к автомобилям. Однако августовский кризис 1998 года поставил под вопрос будущее ТагАЗа, автомобили которого, подорожав вместе с курсом доллара, разом утратили свою конкурентоспособность по сравнению с главными оппонентами на рынке -- автовазовскими "десятками".

Налоговая селекция


Помимо займов, Владимир Чуб пытался наполнить казну области за счет улучшения собираемости налогов и упорядочения рынка алкоголя.

Близость Ростова к "богатым" фальшивой водкой северо-кавказским республикам привело к тому, что в 1996 году на главных винно-водочных предприятиях области -- Ростовском и Каменском заводах -- была введено внешнее управление: их продукция, обложенная акцизами, не могла конкурировать с привозной и фальшивой водкой. В мае 1997 года губернатор издает постановление, в котором предписывается продавать спиртное только с риперкапами -- специальными колпачками на пробке, содержащими цифровой код и название области. Вскоре, примерно через два месяца, эта мера была опротестована антимонопольным управлением как не соответствующая закону о конкуренции. Однако пока она действовала, заводы почувствовали значительное увеличение спроса на свою продукцию: введение риперкапов осложнило сбыт фальшивой водки, дорожала привозная водка, для которой стоимость риперкапов была выше, чем для местной.

После отмены риперкапов в 1998 году команда губернатора придумала новый порядок приобретения спиртного -- только через специальные аккредитованные оптовые базы. И эта мера имела эффект, так как администрация, аккредитуя оптовые базы, могла легко контролировать их. Шепотом оптовики и директора магазинов говорили о том, что если у кого-то привезенного спиртного будет больше 30%, то жди многочисленных проверок, а могут и лишить статуса аккредитованных. Впрочем, официально все было по закону.

В мае этого года губернатор открыто заявил, что будет требовать с руководителей районов, чтобы у них продавалось в основном ростовское спиртное, обеспечивая стабильный сбыт для областных винно-водочных заводов. А "непокорных" будут наказывать административной "дубинкой" -- просто тормозить дотации из областного бюджета.

Что касается налоговой политики, то она долгое время противоречила образу губернатора-рыночника, не без успеха создаваемого Владимиром Чубом. Подконтрольное губернатору Законодательное собрание с удивительной последовательностью определяло максимально высокие ставки налогов в Ростовской области. Губернатор благословил максимально возможный размер налога на прибыль, зачисляемой в областной бюджет,-- 22%, затем был введен огромный 5-процентный налог с продаж, наконец, ставки по налогу на вмененный доход были предложены такие, что это привело в 1998 году к акциям протеста всегда спокойных и законопослушных донских предпринимателей. Казалось, что губернатор действует по несложному правилу: чем выше определим ставки налогов, тем больше получим в бюджет. Однако все двигалось в обратном направлении. Не только "иногородние", но и местные ростовские предприятия выводили свои обороты в офф-шорную зону "Ингушетия".

Чтобы заманить "беглецов" обратно, в ростовской администрации придумали в 1996 году механизм налогового кредита. Так, скажем, Донская табачная фабрика получила освобождение на год от местных налогов на общую сумму 60 млрд. "старых" рублей. При этом она брала на себя обязательства провести коренную модернизацию своего оборудования на эту сумму, что позволило бы в дальнейшем многократно увеличить объемы выпускаемой продукции. Обновив свое оборудование, "Донской табак" уже за 1997 год увеличил обороты в 2,5 раза и стал одним из самых крупных налогоплательщиков.

К 1998 году инициатива "налоговых освобождений" приобрела очертания некой программы. Было отобрано 32 предприятия по принципу наиболее перспективных и бюджетообразующих, которые брали на себя обязательства своевременно производить текущие налоговые платежи и значительно увеличить объем выпускаемой продукции, а взамен получали льготы по уплате местных налогов. Расчет налоговых льгот велся по каждому предприятию индивидуально. Сэкономленные на налогах деньги предполагалось вкладывать в модернизацию производства.

Из 32 отобранных 28 предприятий выполнили условия подписанного с администрацией соглашения, показав в 1999 году рост производства от 10% до 200%. Губернатор дал "добро" на развитие практики "селективной поддержки" и в 2000 году. Двукратно увеличилось число кандидатов на ее получение. Правда, условия были откорректированы: базовый показатель теперь был не увеличение объемов производства, а рост налоговых отчислений в бюджет (даже с учетом льгот). Поскольку в год губернаторских выборов Чубу очень нужны деньги для решения социальных проблем области.

Чудо Чуба


Главной нерешенной социальной проблемой области до последнего времени был низкий уровень жизни населения, особенно в сельских районах.

До последнего, поскольку за первые месяцы выборного года наметился резкий рост средней зарплаты -- в первом квартале он составил 63% и достиг 1168,8 рубля. Кроме того, впервые в области средний размер пенсий (575,9 рубля) оказался выше прожиточного минимума (470 рублей), нет задолженностей областного бюджета по зарплатам и детским пособиям.

Однако, заботясь о рядовых гражданах, в области не забывают и о "заслуженных". Весной 2000 года дружественное губернатору Законодательное собрание области приняло закон, по которому бывшие партийные и советские чиновники (экс-председатели исполкомов, горкомов, органов народного контроля и др.) будут получать из областного бюджета доплату к государственной пенсии. Например, работавшим некогда 1-ми секретарями обкома и председателями облисполкома установлено ежемесячное "пособие" в размере 15 минимальных оплат труда (с 1 июля МРОТ равен 132 рублям).

Жители области такую заботу о "бывших" встретили, мягко говоря, без энтузиазма, тем более если вспомнить, что на Дону еще существуют "зоны социального напряжения" -- шахтерские районы, где закрываются шахты, а создающиеся новые рабочие места не могут решить проблему безработицы. Там царит повальное воровство, с которым пытаются бороться даже самыми экзотическими методами: так, на шахте имени Ленина в Новошахтинске рабочим выплачивают 1000 рублей, если они помогут схватить за руку своего же коллегу-несуна.

Другими словами, даже в социальной политике проявилась двойственность Чуба-губернатора. Впрочем, возможно, именно в двойственности Чуба-управленца заключен секрет его политического долголетия (сегодня он один из старейших губернаторов со стажем правления девять лет и неплохими перспективами переизбрания на второй срок). И бизнесмены, скорее всего, поддержат своего "атамана": одни -- за "рыночность", другие -- за "административность".


Некоторые основные социально-экономические показатели Ростовской области

ПоказателиНа 1.01.1993 годаНа 1.01.1995 годаНа 1.01.1998 годаНа 1.01.1999 годаНа 1.03.2000 года

Объем промышленного производства (по сравнению с предыдущим периодом)89% -- 15--17-е место* (82%)**66% -- 66--69-е место (79%)98% -- 51--54-е место (102%)100,1% -- 24--27-е место (95%)115,1% -- 34 место (109,6%)

Доля трансфертов федерального бюджета в доходной части местного бюджетаНет данных3,5%*****43%*****30%*****Нет данных

Индекс потребительских цен13,4 % -- 75-е место (26,1%)2,9 % -- 53--60-е место (3,2%)117,6% -- 4-е место (111%)179,4 % -- 13-е место (184%)100% -- 72--75-е место (100,6%)

Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в общей численности населения региона)Нет данных31% -- 11-е место (22,4%)***19,4 % -- 59-е место (20,8%)***20,9% -- 66-е место (23,8%)***25,6 % -- 54-е место (29,9%)***

Среднемесячная начисленная заработная плата4,8 тыс.руб.-- 50--53-е место (6 тыс.руб.)189,5 тыс.руб.-- 36-е место (220,4 тыс.руб.)589,1 тыс.руб.-- 59-е место (950,2 руб.)646 руб.-- 70-е место (1051 руб.)1049,6 руб.-- 72-е место (1838,5 руб.)

Просроченная задолженность по заработной платеНет данныхНет данных1411 млрд.руб.1930 млн.руб.1062,1 млн.руб.

Средний размер назначенных месячных пенсий3,3 тыс.руб.-- 44--49-е место (3,5 тыс.руб.)111,1 тыс.руб.-- 56--60-е место (120,1 тыс.руб.)338,9 тыс.руб.- 61-е место (366,4 руб.)375,8 руб.-- 62-е место (402,9 руб.)588 руб. (613,2 руб.)

Средний размер вклада в коммерческих банках региона3,7 тыс.руб.-- 10--13-е место**** (3,2 тыс.руб.)78,6 тыс.руб.-- 14-е место**** (74,9 тыс.руб.)421 тыс.руб.-- 32-е место**** (512,2 руб.)451 руб.-- 35-е место**** (559 руб.)550 руб.

Численность официально зарегистрированных безработных9000 чел.25 900 чел.19 300 чел.26 000 чел.13 600 чел.

Данные за 1993, 1995 и 1998 годы указаны без учета деноминации. Разработка по автономным образованиям не производится, а также не учитываются данные по Чеченской Республике.


В скобках указан среднероссийский показатель.


* Место среди других субъектов РФ.


** Здесь и далее в скобках указан среднероссийский показатель.


*** Без учета данных по Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу.


**** Без учета данных по Камчатской области, Чукотскому автономному округу, Республике Алтай, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Калмыкия.


***** Доля трансфертов федерального бюджета вычисляется, исходя из цифры областного бюджета (а не консолидированного бюджета области).

ЕЛЕНА СТРОИТЕЛЕВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».