10 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Даниэль ЛАМАР: «Классическому бизнесмену нет места в Cirque du Soleil»"

Архивная публикация 2008 года: "Даниэль ЛАМАР: «Классическому бизнесмену нет места в Cirque du Soleil»"

Знаменитый Cirque du Soleil прежде ни разу не был в России. Но свое 25-летие осенью 2009 года канадский «Цирк Солнца» будет отмечать в Москве показом шоу Varekai. О том, как создается неповторимое представление, рассказывает президент и генеральный директор Cirque du Soleil Даниэль Ламар. — Можно только удивляться тому, как компания Cirque du Soleil выросла из уличного театра с труппой в 50 бродячих актеров в масштабный международный проект с многомиллионными контрактами. Многие считают, что это всего лишь легенда.
— Нет, это не легенда. Действительно, цирк начался с труппы уличных актеров, у которых не было никаких финансовых средств. В 1984 году отмечалось 400-летие провинции Квебек. Наши основатели, простые уличные актеры Ги Лалиберте и Жиль Сте-Круа (сейчас старший вице-президент Cirque du Soleil по творческим инновациям. — «Профиль»), предложили правительству провинции сделать одним из пунктов празднования юбилея цирковое представление. Идея понравилась. А для представления Ги и Жиль привлекли не только канадских актеров, но и других артистов со всего мира. Несмотря на популярность шоу в Канаде, прошло несколько лет, прежде чем к Cirque du Soleil пришел настоящий международный успех. Это произошло в 1987 году в Лос-Анджелесе.
— Cirque du Soleil — это огромная компания, целый организм с множеством подразделений и департаментов. Видимо, управлять ею не проще, чем транснациональной корпорацией?
— Прежде всего мы не рассматриваем нашу компанию как огромную транснациональную корпорацию. Мы считаем себя уникальной творческой командой. Поддержание работы Cirque du Soleil по всему миру требует многих усилий: мы одновременно ведем 17 различных шоу в разных странах.
— У многих складывается ощущение, что Cirque du Soleil — это цирк для взрослых. И когда ваши московские коллеги сравнивают свои цирки с вашим, они в первую очередь отмечают: «Шоу Cirque du Soleil рассчитан на взрослых, мы же делаем цирк в первую очередь для детей. В этом мы не конкуренты Cirque du Soleil».
— Когда наши московские коллеги говорят о другой целевой аудитории шоу Cirque du Soleil, они, конечно, правы. Действительно, традиционный цирк наиболее привлекателен для детей: он воспринимается как семейное развлечение. Наша аудитория гораздо шире. В первую очередь для нас важна та категория зрителей, которая включает в себя молодых людей восемнадцати—двадцати лет. Другая группа наших постоянных зрителей — это молодые пары, которые хотят познакомить своих детей с необычными представлениями.
Когда мы приходим на новый рынок, мы не вступаем в прямую конкуренцию с существующими в стране цирками. Мы, скорее, расширяем представление людей о цирковом искусстве и жанрах живого спектакля, которые могут быть совсем не такими, к каким они привыкли. Наш бренд уникален. Приходя на новый рынок, мы ищем среди наших зрителей людей, которые никогда не видели живого шоу, подобного нашему.
— Вы раньше работали на телевидении, возглавляли крупнейший частный канал в Квебеке. Многому пришлось учиться после перехода в Cirque du Soleil?
— Cirque du Soleil — это такая компания, что любому человеку, который приходит сюда со стороны, приходится учиться заново. Я часто говорю, что я прошел учение в университете Ги Лалиберте. Нет ни одного университета или должности, которые бы подготовили вас к тому, с чем вы столкнетесь в Cirque du Soleil.
— Но предыдущий опыт вам все-таки пригодился?
— Безусловно. Работая на телевидении, я получил бесценный опыт работы с творческими людьми, смог, наверное, понять все тонкости работы с ними — режиссерами, артистами, продюсерами. Если вы не любите творческие натуры, актеров, то вы просто не сможете работать в Cirque du Soleil. Классическому бизнесмену нет места в Cirque du Soleil.
— Вы успешно развиваетесь в США, Европе, пришли в Азию, Южную Америку. Но прийти на российский рынок как будто бы пока не решались. Почему это произошло только сейчас?
— Я хотел найти партнеров, которые бы хорошо знали российские реалии, российский бизнес. Три года ушло только на поиски надежных партнеров, на которых можно было бы положиться без всяких опасений. Я очень уважаю российскую публику. И мы приходим сюда с долгосрочными целями. Вряд ли Cirque du Soleil в России — временное явление. На меня очень большое давление оказывали российские артисты, работающие в нашей труппе. Они очень хотели показать шоу, в котором они работают, у себя на родине.
— Нет ли у вас опасений, что Cirque du Soleil будет чужд российскому зрителю, привыкшему к другому цирку — в первую очередь к номерам, где главные персонажи — животные?
— Я думаю, это очень хорошо, что цирк в России совсем другой. Потому что мы не пытаемся отменить, заменить или оттянуть аудиторию у российских представлений с животными. Если спросить любого, кто видел наш цирк, то он вряд ли сможет определить одним словом, что это такое Cirque du Soleil. Это не совсем цирк, это не танцевальное шоу, это не опера, не балет, не мюзикл, не театральное представление. Это сплав всех этих жанров, которые придают совершенно другое качество нашему шоу. Это то уникальное ноу-хау, которое Cirque du Soleil принес в область развлечений.
— В России много мифов о Cirque du Soleil. Один из них: вы находите артистов на международных спортивных соревнованиях по гимнастике, акробатике, батуту. Как же на самом деле попадают в труппу Cirque du Soleil?
— У нас около 50 специалистов, которые путешествуют по всему миру и находят таланты в разных его уголках. Мы много работаем со спортивными организациями. У нас есть соглашение с Российской Федерацией гимнастики. Они могут подписать с нами контракт. По его условиям мы даем спортсмену закончить его спортивную карьеру. Когда спортсмен понимает, что все медали на всех Олимпиадах уже завоеваны, тренерской работы тоже нет, он может прийти к нам. Мы предлагаем ему потрясающую карьерную возможность заниматься любимым делом за хорошие деньги.
— Артист буквально с улицы, пожелавший работать в Cirque du Soleil, может прийти к вам?
— Да, у них есть два пути. Это виртуальный кастинг, благодаря которому они могут прислать нам видеоролики со своей работой, фотографии и другие материалы. Отсмотрев присланное, мы тут же вступаем с ними в контакт, если понимаем, что из этого может получиться что-то интересное. И время от времени в больших городах мы проводим прослушивания, просмотры, куда приходят люди, готовые добавить нечто свое к искусству Cirque du Soleil.
— Есть ли какой-то возрастной предел, после которого в труппу Cirque du Soleil уже не берут?
— Скорее, нет. Для нас главный критерий — насколько конкретный артист — профессионал. А профессионалом можно быть в любом возрасте. В одном из наших шоу в Лас-Вегасе есть клоун, которому
71 год. Он в прекрасной форме и на сцене работает на очень высоком уровне.
— Сколько российских артистов у вас в труппе? Большинство приехали в Cirque du Soleil в 90-е, когда в российском цирке наметился очень серьезный кризис?
— В труппе около 25% русских артистов. Они приезжают к нам и сейчас. Их поток вряд ли когда-либо прекращался. Мы следим за российскими спортсменами благодаря, как я уже говорил, Российской федерации гимнастики. Иногда просим тренеров подготовить новый трюк, новый номер, который затем они привозят в Cirque du Soleil.
— Сколько времени уходит на создание шоу, от появления идеи до ее воплощения на сцене?
— Обычно три года. Первый год мы разрабатываем концепцию. Второй год уходит на завершение кастинга. Третий год мы репетируем, после чего готовы показывать шоу.
— Кто разрабатывает концепцию нового шоу?
— Обычно этим занимается режиссер. Мы нанимаем его. Но идея проекта чаще всего исходит от Ги и Жиля.
— Оригинальная музыка — одна из самых важных составляющих успеха вашего шоу. Композиторов для шоу подбирает режиссер или этим занимается какое-то подразделение Cirque du Soleil?
— Чаще всего этим занимается музыкальный отдел — это специальное подразделение нашей компании. Но иногда режиссер выбирает композитора, с которым он хочет работать, сам. И мы не отказываем ему в его желании.
— Как вы считаете, сколько нужно потратить на подготовку шоу, чтобы оно понравилось зрителям? Говорят, затраты Cirque du Soleil на одно шоу превышают $20 млн.
— У нас есть две категории шоу — постоянные и гастролирующие. Гастролирующие стоят в среднем $20—25 млн, а постоянные — $40—50 млн. Если сложить гонорары актерам, участвующим в нашем шоу «Ка», которое идет в Лас-Вегасе, со стоимостью возведения театра и стоимостью создания самого шоу, то общая цена проекта достигнет $200 млн. Это наш своеобразный рекорд.
— Вам помогает государство в финансировании шоу?
— Интересный вопрос. Когда в самом начале Ги основал и открыл Cirque du Soleil, государство согласилось ему в этом помочь. Но Ги сказал: «Когда я сам стану зарабатывать деньги, то перестану просить помощи у государства». Через четыре года после запуска проекта Cirque du Soleil начал получать прибыль. И те деньги, которые государство предложило Cirque du Soleil после четырех лет работы, Ги просто не взял. Он захотел, чтобы проект был полностью независимым.
— Сколько шоу Cirque du Soleil идет сейчас в мире? Вы можете из них выделить какое-то одно, которое наиболее близко вам?
— У нас сейчас 17 шоу в разных частях света. Спрашивать у меня, какое из них я люблю больше всего, — это как спрашивать мать, какого ребенка она любит больше других. Я люблю их все. Но те шоу, которые идут на постоянных площадках, они более зрелищны. На этих площадках все-таки больше технических возможностей.
— Экономический кризис как-то повлиял на планы Cirque du Soleil?
— В первую очередь лучшее лекарство от финансового кризиса — это развлечения. Мы, конечно, принимаем во внимание постоянно меняющуюся ситуацию на рынке, оцениваем перспективы нашего развития, пытаемся просчитать наши возможности. Но пока на нас он серьезно не повлиял. Но я стучу по дереву. (Смеется.)
В следующем году мы планируем запустить три новых шоу. И еще три в 2010 году. Сейчас мы работаем над ними. Раньше мы представляли одно шоу в год. Теперь мы показываем три премьеры в год. Поскольку на их создание уходит еще три года, то у нас девять шоу одновременно находится в работе.
— Вам пришлось отказаться от идеи построить постоянную площадку в Дубае?
— Проект в Дубае откроется, скорее всего, в конце 2011 года. Пока все идет как запланировано.
— Там будет идти одно шоу?
— Наши партнеры в Дубае готовы сделать несколько шоу. Мы посмотрим, на что они способны.
— В чем же секрет успеха Cirque du Soleil?
— Во-первых, мы просто сумасшедшие (смеется). Во-вторых, мы все время пытаемся сделать что-то новое, расширить границы невозможного еще дальше. Мы все время сражаемся с самими собой, чтобы придумать что-то. Мы очень боимся закоснеть, но не боимся рисковать. Самое сложное — это, конечно же, постоянно удивлять людей.
Вот почему мы вкладываем столько сил и средств в развитие, кастинг, творческий процесс.
— То есть Cirque du Soleil — это удачное сочетание искусства и бизнеса?
— Да. Бизнес и искусство постоянно соревнуются друг с другом, но в Cirque du Soleil шоу всегда на первом месте.

Знаменитый Cirque du Soleil прежде ни разу не был в России. Но свое 25-летие осенью 2009 года канадский «Цирк Солнца» будет отмечать в Москве показом шоу Varekai. О том, как создается неповторимое представление, рассказывает президент и генеральный директор Cirque du Soleil Даниэль Ламар. — Можно только удивляться тому, как компания Cirque du Soleil выросла из уличного театра с труппой в 50 бродячих актеров в масштабный международный проект с многомиллионными контрактами. Многие считают, что это всего лишь легенда.
— Нет, это не легенда. Действительно, цирк начался с труппы уличных актеров, у которых не было никаких финансовых средств. В 1984 году отмечалось 400-летие провинции Квебек. Наши основатели, простые уличные актеры Ги Лалиберте и Жиль Сте-Круа (сейчас старший вице-президент Cirque du Soleil по творческим инновациям. — «Профиль»), предложили правительству провинции сделать одним из пунктов празднования юбилея цирковое представление. Идея понравилась. А для представления Ги и Жиль привлекли не только канадских актеров, но и других артистов со всего мира. Несмотря на популярность шоу в Канаде, прошло несколько лет, прежде чем к Cirque du Soleil пришел настоящий международный успех. Это произошло в 1987 году в Лос-Анджелесе.
— Cirque du Soleil — это огромная компания, целый организм с множеством подразделений и департаментов. Видимо, управлять ею не проще, чем транснациональной корпорацией?
— Прежде всего мы не рассматриваем нашу компанию как огромную транснациональную корпорацию. Мы считаем себя уникальной творческой командой. Поддержание работы Cirque du Soleil по всему миру требует многих усилий: мы одновременно ведем 17 различных шоу в разных странах.
— У многих складывается ощущение, что Cirque du Soleil — это цирк для взрослых. И когда ваши московские коллеги сравнивают свои цирки с вашим, они в первую очередь отмечают: «Шоу Cirque du Soleil рассчитан на взрослых, мы же делаем цирк в первую очередь для детей. В этом мы не конкуренты Cirque du Soleil».
— Когда наши московские коллеги говорят о другой целевой аудитории шоу Cirque du Soleil, они, конечно, правы. Действительно, традиционный цирк наиболее привлекателен для детей: он воспринимается как семейное развлечение. Наша аудитория гораздо шире. В первую очередь для нас важна та категория зрителей, которая включает в себя молодых людей восемнадцати—двадцати лет. Другая группа наших постоянных зрителей — это молодые пары, которые хотят познакомить своих детей с необычными представлениями.
Когда мы приходим на новый рынок, мы не вступаем в прямую конкуренцию с существующими в стране цирками. Мы, скорее, расширяем представление людей о цирковом искусстве и жанрах живого спектакля, которые могут быть совсем не такими, к каким они привыкли. Наш бренд уникален. Приходя на новый рынок, мы ищем среди наших зрителей людей, которые никогда не видели живого шоу, подобного нашему.
— Вы раньше работали на телевидении, возглавляли крупнейший частный канал в Квебеке. Многому пришлось учиться после перехода в Cirque du Soleil?
— Cirque du Soleil — это такая компания, что любому человеку, который приходит сюда со стороны, приходится учиться заново. Я часто говорю, что я прошел учение в университете Ги Лалиберте. Нет ни одного университета или должности, которые бы подготовили вас к тому, с чем вы столкнетесь в Cirque du Soleil.
— Но предыдущий опыт вам все-таки пригодился?
— Безусловно. Работая на телевидении, я получил бесценный опыт работы с творческими людьми, смог, наверное, понять все тонкости работы с ними — режиссерами, артистами, продюсерами. Если вы не любите творческие натуры, актеров, то вы просто не сможете работать в Cirque du Soleil. Классическому бизнесмену нет места в Cirque du Soleil.
— Вы успешно развиваетесь в США, Европе, пришли в Азию, Южную Америку. Но прийти на российский рынок как будто бы пока не решались. Почему это произошло только сейчас?
— Я хотел найти партнеров, которые бы хорошо знали российские реалии, российский бизнес. Три года ушло только на поиски надежных партнеров, на которых можно было бы положиться без всяких опасений. Я очень уважаю российскую публику. И мы приходим сюда с долгосрочными целями. Вряд ли Cirque du Soleil в России — временное явление. На меня очень большое давление оказывали российские артисты, работающие в нашей труппе. Они очень хотели показать шоу, в котором они работают, у себя на родине.
— Нет ли у вас опасений, что Cirque du Soleil будет чужд российскому зрителю, привыкшему к другому цирку — в первую очередь к номерам, где главные персонажи — животные?
— Я думаю, это очень хорошо, что цирк в России совсем другой. Потому что мы не пытаемся отменить, заменить или оттянуть аудиторию у российских представлений с животными. Если спросить любого, кто видел наш цирк, то он вряд ли сможет определить одним словом, что это такое Cirque du Soleil. Это не совсем цирк, это не танцевальное шоу, это не опера, не балет, не мюзикл, не театральное представление. Это сплав всех этих жанров, которые придают совершенно другое качество нашему шоу. Это то уникальное ноу-хау, которое Cirque du Soleil принес в область развлечений.
— В России много мифов о Cirque du Soleil. Один из них: вы находите артистов на международных спортивных соревнованиях по гимнастике, акробатике, батуту. Как же на самом деле попадают в труппу Cirque du Soleil?
— У нас около 50 специалистов, которые путешествуют по всему миру и находят таланты в разных его уголках. Мы много работаем со спортивными организациями. У нас есть соглашение с Российской Федерацией гимнастики. Они могут подписать с нами контракт. По его условиям мы даем спортсмену закончить его спортивную карьеру. Когда спортсмен понимает, что все медали на всех Олимпиадах уже завоеваны, тренерской работы тоже нет, он может прийти к нам. Мы предлагаем ему потрясающую карьерную возможность заниматься любимым делом за хорошие деньги.
— Артист буквально с улицы, пожелавший работать в Cirque du Soleil, может прийти к вам?
— Да, у них есть два пути. Это виртуальный кастинг, благодаря которому они могут прислать нам видеоролики со своей работой, фотографии и другие материалы. Отсмотрев присланное, мы тут же вступаем с ними в контакт, если понимаем, что из этого может получиться что-то интересное. И время от времени в больших городах мы проводим прослушивания, просмотры, куда приходят люди, готовые добавить нечто свое к искусству Cirque du Soleil.
— Есть ли какой-то возрастной предел, после которого в труппу Cirque du Soleil уже не берут?
— Скорее, нет. Для нас главный критерий — насколько конкретный артист — профессионал. А профессионалом можно быть в любом возрасте. В одном из наших шоу в Лас-Вегасе есть клоун, которому
71 год. Он в прекрасной форме и на сцене работает на очень высоком уровне.
— Сколько российских артистов у вас в труппе? Большинство приехали в Cirque du Soleil в 90-е, когда в российском цирке наметился очень серьезный кризис?
— В труппе около 25% русских артистов. Они приезжают к нам и сейчас. Их поток вряд ли когда-либо прекращался. Мы следим за российскими спортсменами благодаря, как я уже говорил, Российской федерации гимнастики. Иногда просим тренеров подготовить новый трюк, новый номер, который затем они привозят в Cirque du Soleil.
— Сколько времени уходит на создание шоу, от появления идеи до ее воплощения на сцене?
— Обычно три года. Первый год мы разрабатываем концепцию. Второй год уходит на завершение кастинга. Третий год мы репетируем, после чего готовы показывать шоу.
— Кто разрабатывает концепцию нового шоу?
— Обычно этим занимается режиссер. Мы нанимаем его. Но идея проекта чаще всего исходит от Ги и Жиля.
— Оригинальная музыка — одна из самых важных составляющих успеха вашего шоу. Композиторов для шоу подбирает режиссер или этим занимается какое-то подразделение Cirque du Soleil?
— Чаще всего этим занимается музыкальный отдел — это специальное подразделение нашей компании. Но иногда режиссер выбирает композитора, с которым он хочет работать, сам. И мы не отказываем ему в его желании.
— Как вы считаете, сколько нужно потратить на подготовку шоу, чтобы оно понравилось зрителям? Говорят, затраты Cirque du Soleil на одно шоу превышают $20 млн.
— У нас есть две категории шоу — постоянные и гастролирующие. Гастролирующие стоят в среднем $20—25 млн, а постоянные — $40—50 млн. Если сложить гонорары актерам, участвующим в нашем шоу «Ка», которое идет в Лас-Вегасе, со стоимостью возведения театра и стоимостью создания самого шоу, то общая цена проекта достигнет $200 млн. Это наш своеобразный рекорд.
— Вам помогает государство в финансировании шоу?
— Интересный вопрос. Когда в самом начале Ги основал и открыл Cirque du Soleil, государство согласилось ему в этом помочь. Но Ги сказал: «Когда я сам стану зарабатывать деньги, то перестану просить помощи у государства». Через четыре года после запуска проекта Cirque du Soleil начал получать прибыль. И те деньги, которые государство предложило Cirque du Soleil после четырех лет работы, Ги просто не взял. Он захотел, чтобы проект был полностью независимым.
— Сколько шоу Cirque du Soleil идет сейчас в мире? Вы можете из них выделить какое-то одно, которое наиболее близко вам?
— У нас сейчас 17 шоу в разных частях света. Спрашивать у меня, какое из них я люблю больше всего, — это как спрашивать мать, какого ребенка она любит больше других. Я люблю их все. Но те шоу, которые идут на постоянных площадках, они более зрелищны. На этих площадках все-таки больше технических возможностей.
— Экономический кризис как-то повлиял на планы Cirque du Soleil?
— В первую очередь лучшее лекарство от финансового кризиса — это развлечения. Мы, конечно, принимаем во внимание постоянно меняющуюся ситуацию на рынке, оцениваем перспективы нашего развития, пытаемся просчитать наши возможности. Но пока на нас он серьезно не повлиял. Но я стучу по дереву. (Смеется.)
В следующем году мы планируем запустить три новых шоу. И еще три в 2010 году. Сейчас мы работаем над ними. Раньше мы представляли одно шоу в год. Теперь мы показываем три премьеры в год. Поскольку на их создание уходит еще три года, то у нас девять шоу одновременно находится в работе.
— Вам пришлось отказаться от идеи построить постоянную площадку в Дубае?
— Проект в Дубае откроется, скорее всего, в конце 2011 года. Пока все идет как запланировано.
— Там будет идти одно шоу?
— Наши партнеры в Дубае готовы сделать несколько шоу. Мы посмотрим, на что они способны.
— В чем же секрет успеха Cirque du Soleil?
— Во-первых, мы просто сумасшедшие (смеется). Во-вторых, мы все время пытаемся сделать что-то новое, расширить границы невозможного еще дальше. Мы все время сражаемся с самими собой, чтобы придумать что-то. Мы очень боимся закоснеть, но не боимся рисковать. Самое сложное — это, конечно же, постоянно удивлять людей.
Вот почему мы вкладываем столько сил и средств в развитие, кастинг, творческий процесс.
— То есть Cirque du Soleil — это удачное сочетание искусства и бизнеса?
— Да. Бизнес и искусство постоянно соревнуются друг с другом, но в Cirque du Soleil шоу всегда на первом месте.

7 фактов о Cirque du Soleil:
1. Впервые спектакль Cirque du Soleil, выросшего из цирка-шапито на 800 мест, представили публике в 1984 году.
2. С тех пор шоу посмотрели более
80 млн человек более чем
в 250 городах мира.
3. В труппе работают артисты
из 42 стран мира, в том числе России и Украины.
4. Международная штаб-квартира Cirque du Soleil находится в Монреале.
5. В Cirque du Soleil нет ни одного животного.
6. Cirque du Soleil — это шоу нового жанра с необычным сюжетом, коктейль из акробатики, танца, пения, оригинальной музыки, спецэффектов.
7. В Россию Cirque du Soleil придет осенью 2009 года. На территории СК «Лужники» на протяжении двух месяцев будут показывать шоу 2002 года Varekai. В переводе с языка странствующих цыган название шоу означает «где бы то ни было». Большую часть номеров шоу исполнят российские участники труппы. В планах Cirque du Soleil создать шоу специально для России.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».