19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Детство в клеточку"

Архивная публикация 2003 года: "Детство в клеточку"

Накануне 1 сентября российские и китайские производители школьно-письменных принадлежностей могут потирать руки с одинаковым удовольствием. Их товары займут в ранцах российских школьников примерно равное место.Вторая половина лета -- настоящий праздник для производителей и продавцов канцтоваров и прочих школьно-письменных принадлежностей: за июль--август продажи их продукции возрастают пятикратно по сравнению со среднемесячными показателями.
Несмотря на вечную "детскость" этого рынка, деньги крутятся здесь немалые -- по самой скромной оценке, речь идет о $150 млн. в год (эксперты-"максималисты" говорят о $400 млн.). Одних лишь тетрадей (а их один школьник за год исписывает около 70 штук), по оценке компании "Комус", в прошлом году было продано на $80 млн. Это на 10% больше показателей года 2001-го. По мнению директора журнала "Канцелярское дело" Елены Гусевой, в нынешнем году рынок вырастет еще на 30%.
Впрочем, не все разделяют такие оптимистичные оценки. А если и разделяют, то с существенным уточнением -- рынок если и будет расти, то в денежном, а не физическом выражении. И возражать пессимистам трудно.
Вот, к примеру, что выдает Госкомстат: по его данным, в 2002 году в России произведено 1,48 млрд. школьных тетрадей, что на 4% меньше, чем в 2001 году. В году нынешнем будет произведено и того меньше -- 1,35 млрд. тетрадей.
Причина простая: падение рождаемости, наблюдаемое с начала 1990-х, привело к сокращению числа школьников. И такая мало радующая тенденция сохранится как минимум вплоть до 2008 года.
Однако есть и хорошие новости. Структура рынка школьно-письменных товаров меняется в пользу отечественного производителя.
В настоящее время, по оценке гендиректора компании "Национальный канцелярский альянс" Дмитрия Сокола, доля российской продукции на этом рынке составляет порядка 40% и уже в будущем году может вырасти до половины.
Но это картина в целом. Если разбираться в деталях, окажется, что самая "патриотичная" часть этого рынка -- школьные тетради. Доля импорта в этой группе "канцелярщины" ничтожна (лишь 5%) и последние годы не меняется. Всего в 2002 году в Россию было импортировано порядка 5 млн. тетрадей на сумму $880 тыс., а экспортировано около 150 млн. штук -- более чем на $7,7 млн. Свои тетрадки мы поставляем в основном в страны СНГ (Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Киргизия).
Примерно так же (по соотношению импорт/собственное производство) обстоят дела с линейками, красками, пластилином и т.д.
А вот в других группах "национальная канцелярская безопасность" подвергается серьезным угрозам. К примеру, по данным пресс-службы ГТК, в 2002 году более 50% импортных шариковых ручек пришло из Китая. Почти такая же ситуация с карандашами -- правда, в этом случае китайцев заменяют индийцы.
Впрочем, постепенно доля продаж отечественной "канцелярщины" на нашем рынке увеличивается. По мнению директора по развитию компании "Комус" Михаила Ахмедова, это обусловлено "устойчивым ростом спроса на более дорогую и качественную продукцию", которую китайцы выдать на-гора не в состоянии. При этом российский потребитель еще не настолько богат, чтобы позволить себе покупать высококачественные, но дорогие товары европейского и американского производства. Так что отечественная продукция сегодня становится оптимальной по соотношению цена/качество. Поэтому велика вероятность, что наши школьники, уже обеспеченные "родными" тетрадями, в ближайшие годы начнут писать в них родными же ручками (в смысле шариковыми, гелевыми и т.д.).
Правда, если российские производители не будут успевать за ростом благосостояния родителей российских школьников, последние очень скоро могут непатриотично перейти на "канцелярку" из Европы и США.

Численность школьников в РФ (тыс. человек)*

Накануне 1 сентября российские и китайские производители школьно-письменных принадлежностей могут потирать руки с одинаковым удовольствием. Их товары займут в ранцах российских школьников примерно равное место.Вторая половина лета -- настоящий праздник для производителей и продавцов канцтоваров и прочих школьно-письменных принадлежностей: за июль--август продажи их продукции возрастают пятикратно по сравнению со среднемесячными показателями.

Несмотря на вечную "детскость" этого рынка, деньги крутятся здесь немалые -- по самой скромной оценке, речь идет о $150 млн. в год (эксперты-"максималисты" говорят о $400 млн.). Одних лишь тетрадей (а их один школьник за год исписывает около 70 штук), по оценке компании "Комус", в прошлом году было продано на $80 млн. Это на 10% больше показателей года 2001-го. По мнению директора журнала "Канцелярское дело" Елены Гусевой, в нынешнем году рынок вырастет еще на 30%.

Впрочем, не все разделяют такие оптимистичные оценки. А если и разделяют, то с существенным уточнением -- рынок если и будет расти, то в денежном, а не физическом выражении. И возражать пессимистам трудно.

Вот, к примеру, что выдает Госкомстат: по его данным, в 2002 году в России произведено 1,48 млрд. школьных тетрадей, что на 4% меньше, чем в 2001 году. В году нынешнем будет произведено и того меньше -- 1,35 млрд. тетрадей.

Причина простая: падение рождаемости, наблюдаемое с начала 1990-х, привело к сокращению числа школьников. И такая мало радующая тенденция сохранится как минимум вплоть до 2008 года.

Однако есть и хорошие новости. Структура рынка школьно-письменных товаров меняется в пользу отечественного производителя.

В настоящее время, по оценке гендиректора компании "Национальный канцелярский альянс" Дмитрия Сокола, доля российской продукции на этом рынке составляет порядка 40% и уже в будущем году может вырасти до половины.

Но это картина в целом. Если разбираться в деталях, окажется, что самая "патриотичная" часть этого рынка -- школьные тетради. Доля импорта в этой группе "канцелярщины" ничтожна (лишь 5%) и последние годы не меняется. Всего в 2002 году в Россию было импортировано порядка 5 млн. тетрадей на сумму $880 тыс., а экспортировано около 150 млн. штук -- более чем на $7,7 млн. Свои тетрадки мы поставляем в основном в страны СНГ (Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Киргизия).

Примерно так же (по соотношению импорт/собственное производство) обстоят дела с линейками, красками, пластилином и т.д.

А вот в других группах "национальная канцелярская безопасность" подвергается серьезным угрозам. К примеру, по данным пресс-службы ГТК, в 2002 году более 50% импортных шариковых ручек пришло из Китая. Почти такая же ситуация с карандашами -- правда, в этом случае китайцев заменяют индийцы.

Впрочем, постепенно доля продаж отечественной "канцелярщины" на нашем рынке увеличивается. По мнению директора по развитию компании "Комус" Михаила Ахмедова, это обусловлено "устойчивым ростом спроса на более дорогую и качественную продукцию", которую китайцы выдать на-гора не в состоянии. При этом российский потребитель еще не настолько богат, чтобы позволить себе покупать высококачественные, но дорогие товары европейского и американского производства. Так что отечественная продукция сегодня становится оптимальной по соотношению цена/качество. Поэтому велика вероятность, что наши школьники, уже обеспеченные "родными" тетрадями, в ближайшие годы начнут писать в них родными же ручками (в смысле шариковыми, гелевыми и т.д.).

Правда, если российские производители не будут успевать за ростом благосостояния родителей российских школьников, последние очень скоро могут непатриотично перейти на "канцелярку" из Европы и США.


Численность школьников в РФ (тыс. человек)*

2000 год23 505

2001 год22 435

2002 год21 388

2003 год**20 317

2004 год**19 092

* По данным Госкомстата РФ.


** Прогноз.

Производство товаров школьного ассортимента в РФ (млн. штук)*

~1999 год2000 год2001 год2002 год

Тетради общие94,9131136138

Тетради школьные1378168115371485

Альбомы и папки для рисования и черчения17,428,728,629,2

в том числе альбомы для рисования10,216,019,220,8

Дневники школьные8,212,210,811,5

Готовальни1,151,662,001,96

Авторучки34,833,510,818,3

Карандаши в древесной оболочке17516988,0120

в том числе цветные10212848,552,6

Фломастеры17,910,422,529,0

* По данным Госкомстата РФ.

С каждым годом россияне пьют все больше -- в том числе и соков.

По прогнозу аналитиков компании "Мултон", потребление сока в РФ в 2003 году возрастет до 12 литров на душу населения, что на 20% больше, чем в прошлом (около 10 литров на человека), и вдвое больше, чем в позапрошлом (6 литров).

В целом емкость российского сокового рынка в нынешнем году составит 1,85 млрд. литров, что на 21% превышает показатель 2002 года. По мнению коммерческого директора компании "Мултон" Александра Критского, "в ближайшие пять лет ожидать прекращения роста сокового рынка не приходится".

Увеличение объема рынка соков, по мнению аналитиков, обусловлено целым рядом факторов. Понятно, что прежде всего речь идет о росте реальных доходов россиян. А это лишь самая очевидная, но не главная причина. Существует достаточно факторов, по которым рост потребления соков существенно опережает увеличение реальных доходов населения.

Начнем с того, что компании-производители вкладывают огромные деньги в рекламные кампании. Один из самых ярких примеров -- совместный проект Первого канала и производителя сока J-7 "Вимм-Билль-Данна" "Последний герой". По самой скромной оценке, в 2000 году на рекламу соков было потрачено около $7,6 млн., в 2001-м -- $21 млн., а в 2002 году -- не менее $30 млн.

Росту рынка способствовала и все обостряющаяся конкуренция, приведшая к тому, что в ценовой линейке соковой продукции не осталось пробелов -- сейчас практически любой потребитель может найти сок, подходящий ему по уровню доходов.

Кроме того, в России входит в моду здоровый образ жизни и здоровое питание. Что обеспечивает сокам серьезное конкурентное преимущество перед всеми другими прохладительными напитками.


Производство сока в РФ (млн. литров)*

1998 год655

1999 год548

2000 год760

2001 год1300

2002 год1460

2003 год**1850

* По данным Госкомстата РФ.


** Прогноз.


* По данным Российского союза производителей соков.


** Прогноз компании "Мултон".

Доли компаний на российском рынке соков (% от объемов продаж)*

"Вимм-Билль-Данн" ( J-7, "Любимый сад", Gold Premium)35

"Мултон" (Rich, "Добрый", "Дары лета")29

Лебедянский ЭКЗ ("Тонус", "Фруктовый сад", "Я")22

"Нидан-Экофрукт" ("Чемпион", "Моя семья", "Да!")9

Другие5

* По данным Госкомстата РФ.


** Прогноз.


* По данным Российского союза производителей соков.


** Прогноз компании "Мултон".


* По данным Business Analytica (на I полугодие 2003 года).

Экспорт машиностроительной продукции из России уверенно растет. По данным ГТК РФ, вывоз за рубеж оборудования как гражданского, так и военного назначения за январь--июнь 2003 года составил $4,73 млрд., что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Экспорт машиностроительной продукции в страны дальнего зарубежья в первом полугодии 2003 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос на 10% (до $3,52 млрд.), в страны ближнего зарубежья -- на 34% (до $1,2 млрд.).

По мнению специалистов Внешнеэкономического объединения "Машиноимпорт", "увеличение поставок за рубеж продукции российских машиностроителей связано как с ростом производства машиностроительным комплексом, так и с инвестиционной активностью в мире (на 12% за первые полгода 2003-го), а также с повышением контрактных цен".

За первое полугодие 2003 года производство в отечественном машиностроении выросло на 7,6%. А инвестиции в основной капитал производства машин, оборудования и транспортных средств достигли $2,78 млрд.


Экспорт машиностроительной продукции из РФ ($ млрд.)*

1998 год7,6

1999 год9,4

2000 год9,2

2001 год10,3

2002 год9,7

2003 год**10,6

* По данным Госкомстата РФ.


** Прогноз.


* По данным Российского союза производителей соков.


** Прогноз компании "Мултон".


* По данным Business Analytica (на I полугодие 2003 года).


* По данным ГТК РФ.


** Прогноз.

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ИРИНА ВИНОКУРОВА, ИРИНА ШАБАНОВА, БОРИС ГАЛКИН.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».