Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Для здоровья тоже нужно каско"

Реформировать российское здравоохранение очень непросто. И не надо питать иллюзий: нормально система не заработает ни через год, ни через два. Но основные шаги надо делать сейчас. Иначе воспользоваться хорошими медуслугами ныне живущие вообще не успеют.Власти начали реформы с увеличения зарплат врачей и строительства медицинских центров. Их можно понять: на первое пока есть деньги, а во втором можно использовать накопленный еще в советские времена опыт.
   
Однако одна из ключевых проблем отрасли — страховая система — остается нетронутой. К ней и подступиться-то страшно, тем более что большая часть зарубежного опыта самим Западом уже признана далекой от идеала. И все-таки делать что-то придется.
   
Что именно? Закрепить энное количество средств на лечение за каждым россиянином? Что-то подобное уже пытались делать в других сегментах, но никакого равного доступа не получилось. Принцип «все взять и поделить» редко бывает хорош для всех… Хороших клиник мало, быстро нарастить базу они не смогут, деньги заранее не получат, кадры за год-другой подготовить не успеют. Кроме того, выделение «личных» денег убьет сам принцип страховой медицины, при котором здоровый платит за больного, а богатый — за бедного. Перебросить деньги с одного именного счета на другой будет практически невозможно, тем более что нельзя просчитать, в какой момент потенциальному пациенту понадобятся эти деньги.
   
Возможно, более эффективной может оказаться другая система. Разрабатывается базовый пакет медицинских услуг, стоимость которого одинакова для всех граждан. Финансируется он за счет специального налога на здравоохранение, взимаемого с каждого физического лица (малоимущим базовый пакет оплачивает государство). Деньги собираются в единый страховой фонд, а оттуда поступают в частные и государственные страховые компании.
   
Страховщики при такой системе становятся уже не формальными операторами, как сейчас, а реально действующей силой процесса. Переводят деньги за каждого пациента той клинике, в которой он будет лечиться. Обязательное условие участия компании в программе — наличие у нее договоров с клиниками разного профиля, оказывающими весь спектр базовых медуслуг. При этом в программе могут участвовать медучреждения всех форм собственности (государственные получают статус самостоятельно хозяйствующих субъектов). Принцип работы системы состоит в том, что потребитель выбирает не конкретный медицинский центр, а провайдера услуги — примерно так, как сейчас происходит при покупке полиса ОСАГО в автостраховании.
   
Страховщики конкурируют между собой, но поскольку стоимость базового пакета одинакова для всех, независимо от уровня риска страхователя, каждая компания будет стремиться привлечь как можно больше клиентов. Получается, страховщик заинтересован в том, чтобы работающие именно с ним клиники были самыми лучшими и по оснащению, и по квалификации персонала, и по уровню сервиса. Чтобы обеспечить себе преимущество, они будут строго контролировать работу врачей и вкладывать собственные средства в развитие клинической базы.
   
Страховые компании смогут также предлагать клиентам дополнительный пакет медицинских услуг (каско, если проводить параллель с автострахованием), но уже за личные средства потребителя. При такой системе дополнительные сервисы будут обходиться дешевле, чем сегодня услуги по добровольному страхованию.
   
Страховщики, конкурирующие друг с другом за предоставление лучшего сервиса, смогут наладить куда лучшую координацию с врачами, чем сами пациенты, несущие деньги в клинику напрямую. Даже если предположить, что большинство страховщиков захотят работать с одним и тем же набором клиник, проблема останется решаемой.
   
Конечно, ни одно медучреждение физически не сможет принять намного больше запланированного числа пациентов. Но рост спроса здесь должен вызвать довольно быстрый рост предложения, поскольку страховщики смогут кредитовать расширение наиболее популярных клиник из собственных средств. А «нарастить мощности» сильного центра, обладающего эффективными методиками лечения и системой подготовки кадров, может быть даже проще, чем с нуля поднять нерентабельную поликлинику. Кроме того, если за счет одного и того же объема финансирования повышать уровень не 100 поликлиник, а 10, качество медицины заметно улучшится. Потому что это уже не будет размазыванием средств тонким слоем на основе того же печального «взять и все поделить».
   
Правда, если пациент останется недоволен лечением, предъявлять претензии врачам ему будет так же сложно, как и сейчас: страховщик станет защищать не только его интересы, но и интересы клиники. Чтобы этого избежать, государству придется создать институт независимой экспертизы и разбора споров — нечто вроде «медицинской полиции».
   
Полностью финансировать клиническую базу за счет налога не удастся — он окупает лишь непосредственно затраты на лечение пациента. Поэтому необходимо также организовать хедж-фонд, который займется финансированием фундаментальной медицины, разработкой новых технологий и фармпрепаратов. Оригинальные разработки нужно патентовать и впоследствии продавать лицензии на их воспроизводство — эти доходы будут составлять прибыль фонда.
   
Все это в теории выглядит достаточно просто, на деле, можно не сомневаться, будут проблемы со всех сторон — и по линии государства, и по линии страховщиков и страхователей, и с медучреждениями. Но поскольку известно, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, начинать двигать нынешнюю кондовую систему придется. Хотя бы потому, что нынешние радужные перспективы страны и ее экономики нужно кому-то поддерживать и продвигать. А на это и простым гражданам, и тем, кто ими управляет, требуются здоровье и долголетие…

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK