Наверх
10 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Электронная таблетка от кризиса"

Сложные условия, в которых оказалась экономика страны, требуют от компаний быстрых решений, чтобы поддержать ликвидность и уменьшить издержки. Некоторые предпочитают делать это за счет сокращения сотрудников. Кому-то приходится сворачивать целые направления бизнеса и закрывать департаменты.Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Андрей СВИНАРЕНКО считает, что сегодня бизнесу и государству необходимо менять методы управления, в частности следует использовать для этого технические средства.
   — Какие меры РСПП предлагает предпринять бизнесу, чтобы противостоять кризису?
   — Во время кризисной ситуации предприятия в первую очередь должны думать, как сохранить свои позиции на рынке, обеспечить эффективный контроль расходов, поддержать ликвидность компании, которая сейчас падает. Кроме того, в момент кризиса нужно принимать «иммунопрепараты» (это не таблетка, которая вылечит сразу, но это средство, которое не позволит умереть). Таким «иммунопрепаратом», прежде всего, является применение инновационных технологий, которые, создавая прозрачную систему ценообразования, оптимизируют собственные издержки. Применение в закупочной деятельности таких инновационных методов, как электронные площадки, является частью национального стандарта закупочной деятельности, разрабатываемого сегодня РСПП.
   — Разработка национального стандарта — это мера борьбы с финансовым кризисом?
   — Отчасти да. Сегодня в компаниях применяются различные системы закупочной деятельности. Тем, кто участвует в этом бизнес-процессе, постоянно приходится перестраиваться. РСПП, как объединение промышленников и предпринимателей, важно создать единые условия — для всех. Обобщив имеющийся положительный опыт ведения закупочной деятельности в различных отраслях, мы решили создать единый стандарт. Это значит, что, если вы захотите ввести или поменять у себя на предприятии систему закупочной деятельности, стандарт позволит не придумывать велосипед, а использовать готовый отработанный механизм.
   Слова «стандарт» пугаться не стоит — оно не предполагает уравниловку, это скорее единение предпринимателей, возможность жить и работать по единым правилам и для тех, кто закупает, и для тех, кто поставляет. К стандарту можно присоединиться, и только тогда его нужно выполнять, но к нему можно и не присоединяться. Но если вокруг этого стандарта объединится максимум представителей бизнес-сообщества, то эти правила и будут определяющими на рынке: будет создан некий кодекс этики, и тогда к нам придут и все остальные, до поры сомневающиеся.
   — Обращение к инновационным методам ведения закупки в стандарте — это дань моде?
   — На наш взгляд, именно инновационные технологии, использование электронных торговых площадок позволит добиться максимальной открытости процедуры сделки. Приведу актуальный пример. На днях президент Медведев назвал ситуацию с ценами на керосин вопиющей. Действительно, стоимость нефти сейчас упала со $140 до $70 за баррель, а цена керосина не изменилась. Если бы компании, особенно монополисты, открыто демонстрировали, каким образом они формируют цену на свой товар, а себестоимость товара выстраивалась бы простым и очевидным образом, то такая ситуация была бы невозможна.
   Что касается государственных закупок, то, к сожалению, нет работающей электронной системы, нет таких систем и у госкомпаний. При том, что уже не один год эти системы разрабатываются по заказам государства.
   — Электронные площадки во время кризиса станут «иммунопрепаратом» только для крупных компаний?
   — Крупным компаниям это, естественно, поможет. А для малого и среднего бизнеса, где нет конфликта собственника и менеджера, электронные площадки могут стать даже не «иммунопрепаратом», а действенным лекарством. Это инструмент входа на рынок. Сегодня малым предприятиям практически невозможно пробиться к крупным закупщикам. Выходом здесь снова становится использование электронных торговых площадок, хорошо зарекомендовавших себя на рынке.
   Особо хочу обратить внимание на то, что если площадка берет абонентскую плату, а не процент от сделки — значит, компания заинтересована в снижении цены и привлечении на рынок тех, кто дает минимальную цену, и в том, чтобы облегчить бремя издержек закупающих компаний. Это хорошо. Кроме того, важно обеспечить на электронных площадках процедуру регистрации с привлечением всевозможных проверок, закрывающую путь на площадку шулерам и шутникам. Сейчас подобные цивилизованные площадки на рынке есть.
   
   ***
   О том, могут ли электронные торговые системы стать панацеей от кризиса, мы решили поговорить с Александром БОЙКО, председателем совета директоров ОАО «Центр развития экономики» (ЦРЭ) — холдинговой компании, которой принадлежат крупнейшие электронные площадки в области государственных и межкорпоративных закупок B2B-Center.ru.
   — Какой площадкой лучше пользоваться: той, что берет процент от сделки, или той, где надо платить абонентскую плату?
   — Иногда заявленный процент кажется незначительной суммой. Однако даже 1,5%, которые просят заплатить на некоторых площадках, могут оказаться серьезными деньгами. На нашей площадке, например, была сделка в
   57 млрд рублей. Только за последние два года объем торгов портала B2B-Center.ru составил полтриллиона рублей. Нам, конечно, было бы выгоднее брать процент, и это легко подсчитать! Однако мы, в отличие от других площадок в первую очередь строим рынок, пытаемся ввести разумные правила работы на нем, поэтому берем только абонентскую плату. Для пользователей это, конечно, удобнее.
   — Вы, наверное, слышали, что РСПП тоже ведет работу по созданию цивилизованного рынка и разрабатывает национальный стандарт закупочной деятельности. Вы считаете это начинание перспективным?
   — Да, конечно, мы тоже принимаем участие в его разработке. Надеюсь, что наш опыт работы на рынке закупок поможет в реализации этого проекта.
   — Как вы относитесь к идее, чтобы крупным холдингам создавать собственные электронные торговые площадки?
   — Во-первых, компании, которые идут по пути создания своей торговой электронной системы, фактически создают рынок монозакупщика, куда есть возможность привлечь ограниченное число компаний. Со временем образуется закрытый «клуб», и в него постараются не пускать конкурентов. Во-вторых, если собственники такой площадки будут действовать в своих интересах, то они, скорее всего, захотят «подкрутить» результаты торгов. В итоге и то и другое практически ставит крест на всех преимуществах свободного рынка. В-третьих, создание подобной системы с нуля — затратный и долгосрочный проект. При наличии сильнейшего IT-отдела на его реализацию уйдет не меньше года, а на отладку и доработку придется потратить годы. Наконец, в-четвертых, зачастую постановкой задачи занимаются люди, далекие от закупок. В результате получаются проекты вроде золотого телефона, который создал старик Хоттабыч: внешне все выглядит отлично, только совсем не работает.
   Один из очевидных плюсов уже существующих систем электронной торговли — большое количество участников. Если говорить, например, о нашей площадке, то она объединяет более 20 тыс. компаний. Каждый месяц подключается 300—500 новых, и это не предел. В свое время нашим клиентом было РАО ЕЭС, а теперь образованные от него компании — ТГК, ОГК и другие. На сегодня портал B2B стал межотраслевым. Среди участников системы — крупные машиностроительные компании, такие как «Трансмашхолдинг» и «Силовые машины», строительные и подрядные, химические и нефтехимические организации и многие другие. Сейчас мы начинаем работать с «РЖД», торговым домом «ЛУКОЙЛ», «КЭС-Холдингом».
   — Существует мнение, что электронные площадки могут стать таблеткой от кризиса. Не преувеличение ли это?
   — Говорят, что в кризисе стоит поискать что-нибудь хорошее, что поможет дальнейшему развитию бизнеса. Один из плюсов то, что собственники начинают более внимательно относиться к затратам. Например, пришло время перестроить схему работы в интересах акционеров, а не отдельных менеджеров, как это часто бывает в нашей стране. Некоторые компании на нечестных сделках теряют даже не единицы, а десятки процентов. Сэкономленные на этом средства можно было бы использовать для развития, повышения квалификации персонала, разработки инноваций, спасения от кризиса — чего угодно. Электронные площадки позволяют это сделать.
   — Можно сказать, что применение инновационных технологий в закупочной деятельности работает преимущественно в интересах собственника?
   — Да, это именно так. Но не стоит так узко смотреть на проблему, особенно когда мы говорим о работе в условиях кризиса. Безусловно, если одной компании удается снизить издержки — это радость только этого собственника, увеличившего норму прибыли. Однако, когда все участники рынка, конкурируя между собой, уменьшают издержки и повышают ликвидность компаний и собственную конкурентоспособность, тут-то и происходит тот ожидаемый макроэкономический эффект: когда снижаются цены на рынке, замедляется рост тарифов и темпы инфляции. Получается, что наша работа — не только в интересах акционера, но и в интересах каждого члена общества, как бы пафосно это ни звучало.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK