Наверх
12 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Еще раз про кино"

Схема господдержки российского кинематографа работает ровно год: пока критиков у нее гораздо больше, чем сторонников.   На минувшей неделе состоялось второе заседание правительственного совета по развитию кинематографии по главе с премьером Владимиром Путиным. Напомним, что первое прошло больше года назад — 3 ноября 2009 года. Тогда было официально объявлено о реформировании системы господдержки национального кинематографа и о создании Фонда финансирования кино. Первые результаты эксперты оценивают очень по-разному.
   

Схема господдержки российского кинематографа работает ровно год: пока критиков у нее гораздо больше, чем сторонников.   На минувшей неделе состоялось второе заседание правительственного совета по развитию кинематографии по главе с премьером Владимиром Путиным. Напомним, что первое прошло больше года назад — 3 ноября 2009 года. Тогда было официально объявлено о реформировании системы господдержки национального кинематографа и о создании Фонда финансирования кино. Первые результаты эксперты оценивают очень по-разному.
   
КИНОДЕФИЦИТ   
В начале заседания глава правительства напомнил об изменениях, которые произошли в системе государственного финансирования кино, и привел некоторые цифры. Владимир Путин сказал, что в 2010 году из вышедших на широкий экран 338 фильмов лишь 69 были отечественными. То есть это те картины, которые смогли дойти до зрителя, остальные, сделанные в прошлом году, так пока и остались лежать в архивах. Цифры, по мнению премьера, не впечатляют. И это притом, что в 2010 году государство выделило на поддержку отечественного кинематографа 4,9 млрд рублей. Премьер также сообщил, что на поддержку кинопроизводства в 2011 году в бюджете заложено свыше 4,3 млрд рублей, то есть несколько меньше, чем годом ранее. При этом около 1,4 млрд идет по линии Минкульта, а 2,9 млрд — по линии фонда.
   Напомним, что до 2010 года Минкульт сам распределял все выделенные на кино средства. Теперь министерство получает деньги на поддержку исключительно детских, дебютных, экспериментальных и документальных фильмов. Всю остальную кинопродукцию должен теперь поддерживать специально созданный для этого в 2010 году Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Возглавил фонд исполнительный директор Сергей Толстиков, кстати, бывший старший вице-президент одного из крупнейших российских банков. Председателем попечительского совета фонда стал заместитель председателя правительства РФ Александр Жуков. В 2011 году кроме поддержки производства и проката российского кино фонд займется финансированием полнометражной анимации, патриотических лент и продвижением отечественных фильмов за рубежом.
   В постановлении правительства о правилах финансирования кинематографии на 2011 год появились существенные нововведения, призванные точнее разграничить полномочия фонда и Минкульта. "Если сравнивать постановление правительства от 31 декабря 2010 года с постановлением годичной давности, которое впервые регламентировало передачу части государственных денег в фонд, можно увидеть, насколько сильно фонд кино расширил свои полномочия, — говорит замдиректора департамента Минкульта Игорь Каллистов. — Теперь ему официально разрешили использовать субсидии на массовую анимацию. Хорошо то, что суммы, которые государство распределяет обоим ведомствам, не изменились". Кроме того, кинофонд больше не может финансировать фильмы, на которые уже были выделены субсидии Минкульта. Раньше такого запрета не было, что позволяло кинокомпаниям получать деньги и в фонде, и в Минкульте.
   
ИЗБРАННЫЕ   
В прошлом году фонд впервые распределил 2 млрд рублей. Эта сумма была поделена поровну между восемью студиями-мейджорами (СТВ, "Дирекция кино" Первого канала, "Тритэ", "Централ Партнершип", "Профит", Art Pictures, "Базилевс" и "Рекун"). Критерии отбора студий-получателей были несколько расплывчатыми — зрительские и профессиональные отклики на работы данных компаний, их репутация, количество завоеванных наград, уровень телевизионных рейтингов, лидерство в прокате. При этом в фонде остались деньги на доплаты тем мейджорам, которые сумели привлечь на свои фильмы более миллиона зрителей.
   Разумеется, было немало толков по поводу выбора компаний-получателей денег. Продюсеры, попавшие в заветную восьмерку, словно оправдываясь, говорят теперь, что они оказались в центре внимания кинематографической общественности. По их словам, это отчасти и является залогом эффективности распределения и использования денег. Кроме того, в отличие от былых времен, компании отныне обязаны согласовывать с попечительским советом фонда списки финансируемых фильмов.
   "Безусловный плюс новой системы в ее прозрачности, — считает исполнительный вице-президент кинокомпании "Централ Партнершип" Злата Полищук. — Фильмы, которые снимаются с участием господдержки, находятся под пристальным вниманием властей, прессы и всего киносообщества. Получая деньги не на отдельный фильм, а на производство в течение года, мы можем лучше планировать нашу работу, и это делает ее более эффективной".
   Государственные средства кинокомпания "Централ Партнершип" направила на съемки семи картин, список которых она обнародовала еще летом. Это "Бой с тенью-3. Последний раунд", "Два дня", "Дом", "Небесный суд", "Пять невест", "Свадьба по обмену", а также фильм "Темный мир", который получил деньги только на продвижение и уже вышел на российские экраны. В общем бюджете этих фильмов господдержка, полученная "Централ Партнершип", составляет около 40%. Продюсер Игорь Толстунов рассказал, что во всех проектах компании "Профит" доля господдержки не превышает 70%. Так, в фильме "На крючке", который вышел в прокат уже 3 февраля, она составила около 60%. С участием денег из фонда кино "Профит" планирует снять всего шесть проектов, и доля господдержки в среднем составит в них 50-60%.
   
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА  
О результатах работы мейджоров можно будет судить не раньше, чем осенью 2011 года. Однако на данный момент в прокат уже вышло несколько картин, получивших часть государственных субсидий по новым схемам, и некоторые выводы уже можно сделать.
   Если говорить о кассовых сборах, безусловным лидером среди них является фильм "Елки", вышедший в прокат в декабре 2010 года и собравший более $20 млн при бюджете $5 млн. Для нашего кино — результат весьма впечатляющий. Что же касается всех остальных фильмов, то ни один из них не смог покрыть расходы на свой бюджет. Безусловно, выдающейся картиной среди них является "Кочегар" режиссера Алексея Балабанова, который был удостоен награды отечественных критиков как лучший фильм года. Однако и он не стал примером успешного коммерческого проекта.
   Известные киноведы также высказались по поводу того, что они думают о картинах, снятых на госденьги. Так, кинокритик и киновед Кирилл Разлогов поддерживает новую схему и считает главным ее достоинством наличие множества дверей, куда можно постучаться со своим проектом. Кроме того, с его точки зрения, система госфинансирования стала более разноплановой и дает больше возможностей для людей с творческим подходом к делу. "Фонд критикуют, потому что гораздо удобнее иметь дело с одним "папой" — с Минкультом, — считает Кирилл Разлогов. — Там ты знаешь все ходы и выходы, куда пойти и кому дать. Мы в советское время жили при одном продюсере — это было Госкино, к которому все привыкли. Тогда и после перестройки никого не интересовало никакое совместное кинопроизводство, потому что это значило, что надо знать других людей, другие законы, другие языки. То есть всему этому было нужно учиться, но наши кинематографисты ничего такого не хотели и всегда тянулись к простым и привычным схемам".
   По мнению Кирилла Разлогова, к плюсам схемы относится и то, что Минкульт стал более внимательно и требовательно относиться к проектам, которые отбираются для финансирования. В 2010 году министерству сократили финансирование, и при выборе фильмов его экспертный совет сделал ставку на именитых авторов. Еще одним положительным моментом является тот факт, что наши продюсеры обратились к зарубежным финансовым источникам. До этого создатели фильмов смотрели на совместное кинопроизводство как на что-то, в чем нет нужды, поскольку всегда источники финансирования находились и в своей стране.
   Кирилл Разлогов полагает, что первые фильмы, вышедшие при поддержке фонда, ничем не отличаются от тех, которые снимались раньше. "Кочегар" — это очередной фильм Балабанова, который уже получил приз кинокритиков как лучший фильм года. Это качественный артхаус, и Сельянов всегда давал деньги Балабанову на его эксперименты. Фильм "На крючке" снят молодым и талантливым режиссером Натальей Углицких. На мой взгляд, эта картина вышла менее удачной, чем ее короткометражка, но тем не менее это фильм, который идет по линии качественной работы с комическим материалом, что бывает у нас чрезвычайно редко".
   Против существующей схемы финансирования высказывается критик "Российской газеты" Валерий Кичин: "Я не считаю, что схема распределения господдержки является эффективной, потому что с первых шагов она нарушает объявленный принцип. Как заявлено, переданные из Минкульта деньги распределяются между кинокомпаниями, которые работают наиболее качественно: их фильмы пользуются успехом у зрителей и получают призы на международных фестивалях. Но тогда законный вопрос: как в число этих успешных компаний попала, например, студия "Тритэ", которая как раз явила пример наиболее неэффективного использования огромных сумм — ее самый дорогой на то время российский фильм "Утомленные солнцем-2. Предстояние" провалился как в прокате, так и на Каннском фестивале? В то же время студия "Коктебель", которая принесла России почти все главные победы на международных фестивалях и дала нашему кино новых талантливых режиссеров, в число фаворитов не попала".
   Валерий Кичин считает, что неменьшее количество вопросов вызывает и обнародованный список фильмов, которые будут созданы при государственной поддержке. По его мнению, во главу угла ставится принцип патриотизма, хотя вся практика киноискусства доказала, что патриотическое кино нельзя создать по плану или заказу. Ложные посылки неизбежно приведут к фильмам ходульным, компрометирующим саму идею патриотизма. С этой точкой зрения согласна киновед и кинокритик Первого канала Екатерина Мцитуридзе: "Изучив проекты под грифом "Патриотическое", которые получат спецфинансирование от фонда, мне, например, не стало ясно, каким именно образом фильм, посвященный историческому персонажу, должен воспитывать более патриотические чувства у массового зрителя, чем, например, фильм Алексея Германа-младшего "Бумажный солдат", или те же "Овсянки", "Край" или любое другое кино, которое затрагивает настоящие человеческие струны и которое рассказывает нам истории обычных людей".
   "Упор на создание коммерчески эффективных кинопроектов тоже сомнителен, так как господдержку, по логике, тогда получат фильмы уровня "Любви-моркови" или "Яиц судьбы", сознательно и целенаправленно занижающие эстетические запросы публики, идущие навстречу самым невзыскательным вкусам, — продолжает Валерий Кичин. — В то же время абсолютно неопределенной становится судьба фильмов авторских, анимационных, документальных, дебютных".
   Действительно, вопрос, нужно ли фонду продвигать фильмы, которые в любом случае отобьют свой бюджет, остается открытым. Аудиторию наших кинозалов давно приучили смотреть недорогое развлекательное кино, снятое с единственной целью, — заработать. Так что в подобных условиях дорогой артхаус, созданный на деньги государства, также сможет не найти своего зрителя, а схема финансирования снова будет признана неэффективной.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK