Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2000 года: "Если дело надоело"

Иногда случается, что в коллективе все друг от друга устают: начальник готов выгнать половину подчиненных, подчиненные видеть не могут начальника. Взаимное раздражение неизбежно отражается на работе. Еще вчера перспективное дело вдруг оказывается в состоянии стагнации и кризиса. Как же продлить жизнь предприятию, сделав работу сотрудников неизменно продуктивной и творческой?Любой живой организм проходит в своем развитии стадии рождения, взросления, зрелости, старения и умирания. Каждая фирма неизбежно проживает те же самые этапы.
Новое дело начинается на волне энтузиазма. Мы идем на работу как на праздник: свежие люди, необычные впечатления. Это, условно говоря, период детского сада и начальных классов школы. Обычно он сопровождается пикниками, совместным празднованием дней рождения, капустниками. Коллеги по работе ведут они себя нестандартно, смеются, влюбляются. С точки зрения продуктивности для самой организации это достаточно эффективный этап, хотя выдвинутые изначально задачи здесь претерпевают ряд творческих и не всегда жизнеспособных изменений.
Период массовых братаний и тусовок постепенно сходит на нет. Большинство уже знают, что ожидать от друг от друга. Начинается следующий — подростковый — этап. В коллективе образуется ряд устойчивых групп, причем их отношения могут быть самыми разными — от открытой конфронтации до полного нейтралитета. Коэффициент полезного действия сотрудников становится величиной устойчивой: все выполняют свои рабочие обязанности, но новых идей становится меньше.
Спад производительности происходит на следующем этапе. До сих пор каждый сотрудник осознавал себя как часть единого коллектива. Но рано или поздно индивидуальные ценности и установки выходят на первый план. Для конкретного человека этот этап будет выражаться в полной апатии или откровенной усталости от некогда милых сотрудников, чьи физиономии видеть уже нет сил.
Однако этот этап, вызывающий наибольшее количество воплей о помощи, еще не «конец». Надо еще пройти «период застоя», своего рода «кризис среднего возраста». За ним должна последовать уже настоящая зрелость. Прожить этот этап достойно можно, если разобраться в причинах, вызвавших кризис.
Причина первая: те ли цели?

Усталость от ежедневной рутины свидетельствует прежде всего о том, что работа не оправдывает ваши ожидания. В этом и состоит суть эмоциональной регуляции: положительные эмоции говорят нам, что к цели мы движемся верно. Отрицательные эмоции маркируют обратную ситуацию.
Здесь в первую очередь надо обратиться к своей памяти (ведь когда-то вы вполне осознанно выбрали себе место службы) и ответить на вопрос: «Какие ожидания были у меня по отношению к данной работе?» Вспомнили? А теперь подумайте, как эти ожидания осуществить. Составьте несколько вариантов достижения первоначальных целей, продумайте конкретные шаги, повесьте план действий над рабочим местом и крестиком отмечайте пошаговое движение.
Если же вы придете к выводу, что воплощение ваших идей в создавшихся условиях невозможно, то, пожалуй, вам стоит подумать о поиске нового места.
Посоветовать сменить работу намного проще, чем этот совет исполнить: мы ведь к работе, к коллективу привыкаем. Но сила привычки не всегда объясняет дело. Отчаянное сопротивление по поводу совета: «Поменяйте работу!» может свидетельствовать, что за поверхностными желаниями кроются более глубокие мотивы.
Как-то мне довелось работать в частной школе. Директор — основательница школы была женщиной умной, страстной, доминантной. Она была не только талантливым администратором, но и автором оригинальных программ обучения. Она говорила, что последнее время работа вызывает у нее все больше негативных эмоций. Прошлый педагогический коллектив, состоявший из людей профессиональных, но амбициозных, поступил с ней «несколько некорректно», подав массовое заявление об уходе и создав на основе ее программ свою альтернативную школу. Поэтому новый коллектив формировался не столько по профессиональному признаку, сколько по признаку преданности и покорности. Но и эти педагоги вскоре были уволены, сформирован новый коллектив, который через год ждала та же участь.
Директор считала, что преподаватели не в состоянии донести до учеников разработанные ею гениальные программы. За поверхностной мотивировкой: «Они не могут работать, как я хочу», стояла другая: «Я хочу, чтобы никто не мог так, как я». Желание самоутверждаться за счет других перевешивало стремление создать полноценно работающую организацию.
В данном случае директору помогло бы: 1) если бы она осознала свои реальные мотивы; 2) если бы придумала, как удовлетворять амбиции не за счет подчиненных, а, например, соревнуясь с людьми своего ранга, другими видными теоретиками педагогики; 3) если бы более лояльно отнеслась ко всем недочетам и минусам работы коллектива.
Руководитель в принципе не может обойтись без того, чтобы не делегировать ответственность другим людям. Фирма, где все замыкается на способностях, контактах, предложениях одного человека, рано или поздно гибнет. Один человек за день может решить от силы десять вопросов, что обеспечит жизнь мелкой конторе. Большое же предприятие функционирует лишь в том случае, если есть эффективная вертикаль власти и преемственность. Владимир Гусинский в свое время делегировал ответственность за создание НТВ профессиональным журналистам — и сегодня они поддерживают его своим авторитетом.
Руководитель должен уметь вписывать в эту вертикаль талантливых, творческих людей, а не шестерок, продвигать молодежь. Тогда и у подчиненных будет перспектива, желание хорошо работать. Наглядный негативный пример — позднебрежневское время, когда страной руководили боязливые старцы. Чужих, молодых и талантливых к себе в Политбюро они не пускали — в результате их власть закончилась резко и навсегда. А вот у Бориса Ельцина хватило сил и интуиции передать власть преемнику, которого он сам и выбрал. Зато сейчас к Борису Николаевичу ездят за благословением.
Причина вторая: если все позади

Часто апатия и ощущение бессмысленности происходящего возникают оттого, что начальные цели просто-напросто достигнуты. Главное — вовремя ставить перед собой новые цели, расширяя по пути собственный кругозор. Это касается как человека, так и организации.
Один мой клиент, 26-летний Олег, открыл сауну. Через год он отдал кредиты и стал получать вполне приличный доход. Дело было небольшое, постоянного участия хозяина не требовало, однако для работников вскоре наступили черные дни: предприниматель интересовался всеми деталями, любая мелочь вызывала в нем гнев. Навязчивость, с которой он многократно перепроверял работу, вызывала опасения за его душевное здоровье. Проблема была разрешена, когда бизнесмен решил пойти на риск и открыть при сауне солярий. За солярием появились тренажерный зал, магазин спортивной одежды… За последнее время бизнесмен помолодел, подтянулся, увлекся спортом и подумывает о том, что неплохо было бы открыть теннисные корты. Работающие на него люди говорят, что он сильно изменился: стал приветливым, галантным, обходительным. Он сам сейчас недоумевает, почему раньше «зацикливался» на сауне.
Негативные эмоции по поводу работы могут лишь «сигналить», что все поставленные цели достигнуты, стоит рискнуть, заняться чем-нибудь новеньким: вступить в конкуренцию за более высокий пост, расширить сферу своей деятельности. Потраченные деньги и силы окупятся, а жизнь наполнится новым смыслом.
Но! Во всем необходимо соблюдать меру. Продвигаясь от цели к цели, не забывайте получать удовольствие от самого процесса работы. Не только, например, от того, что вы заняли новую должность или заработали миллион, а от конкретной пользы, которую вы приносите ежедневно,— от того, что вылечили человека, научили студента, выпустили хорошую газету. В конце концов, годится установка «кто, если не я?» (приблизительно так сейчас рассуждают военные в Чечне, а чувство выполненного долга дорогого стоит).
Доставьте себе удовольствие

А иногда наше недовольство работой, подчиненными/начальниками — всего лишь признак элементарной усталости. И значит, что пора отдохнуть и развлечься.
Позвольте себе внеплановый отпуск. Проведите его как можно более приятно.
Постарайтесь соединить с работой короткие по времени, но значительные для вас удовольствия. Ходите обедать в ресторан, после работы позвольте себе полчаса провести в пабе за кружечкой пива. Добирайтесь до работы самым живописным маршрутом.
Если это в ваших силах, поменяйте время и место проведения коллективных мероприятий, планерок и совещаний. Иногда это очень бодрит. Переставьте мебель в рабочем кабинете, а за неимением такового просто потрудитесь над изменением дизайна рабочего места.
Людям, занимающим руководящее положение, можно посоветовать выделить еженедельно (или хотя бы ежемесячно) время для «цирка». То есть собственно цирковая группа необязательна, ее роль могут легко исполнить парикмахеры, визажисты, массажисты — те, кто вас развлечет. Если вы просто служащий, постарайтесь найти приемлемый спортзал, салон красоты, магазин модной одежды — и развлекайте себя сами.
Так что если проблема в усталости, то вам поможет только воображение, помноженное на трудолюбие,— не ленитесь преподносить себе приятные сюрпризы.

МАРИЯ КОЛОСОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK