26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ"

Архивная публикация 2010 года: "ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ"

Лучшие частные школы ведут своих учеников от детского сада до вуза. Вот уже более пяти лет ИДР следит за переменами, происходящими на рынке частного образования и ежегодно представляет результаты этих наблюдений. Стоит отметить, что частные школы давно перестали работать по принципу "обычная школа, только парты поновее". Сегодня это образовательные холдинги, в которых воспитание начинается с детского сада, продолжается в школе и заканчивается поступлением в вуз, не обязательно отечественный. Такое объединение трех ступеней образования обеспечивает единство требований, а также, уверяют педагоги, способствует повышению качества образования на всех этапах. Большинство школ, принявших участие в исследовании, не только имеют собственный детский сад, но и предлагают целенаправленную подготовку к школе в соответствующих группах.
Кроме того, некоторые образовательные холдинги (например, "Лотос" и "Венда") предлагают своим воспитанникам и отдых в летнем лагере.

Лучшие частные школы ведут своих учеников от детского сада до вуза. Вот уже более пяти лет ИДР следит за переменами, происходящими на рынке частного образования и ежегодно представляет результаты этих наблюдений. Стоит отметить, что частные школы давно перестали работать по принципу "обычная школа, только парты поновее". Сегодня это образовательные холдинги, в которых воспитание начинается с детского сада, продолжается в школе и заканчивается поступлением в вуз, не обязательно отечественный. Такое объединение трех ступеней образования обеспечивает единство требований, а также, уверяют педагоги, способствует повышению качества образования на всех этапах. Большинство школ, принявших участие в исследовании, не только имеют собственный детский сад, но и предлагают целенаправленную подготовку к школе в соответствующих группах.
Кроме того, некоторые образовательные холдинги (например, "Лотос" и "Венда") предлагают своим воспитанникам и отдых в летнем лагере.

ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА
Набор учебных программ в частных школах всегда отличался от того, что предлагают государственные учебные заведения. В чем заключается это отличие? В частности, в языковой подготовке. Даже не имея лингвистического профиля, большинство частных школ практикует преподавание иностранных языков на уровне лучших языковых спецшкол. Как правило, первым языком, изучение которого начинается в начальной школе, является английский, а с 5-8-го класса дети начинают учить второй и третий языки. Выбор здесь огромен - от традиционных французского, немецкого и испанского до более экзотичных арабского, китайского и финского. Впрочем, если наберется достаточно желающих, школы могут организовать изучение и такого иностранного языка, которого нет в заявленном перечне.

КУРСЫ ПО ВЫБОРУ
Конечно, обучение не должно сводиться к заучиванию параграфов из учебника и выполнению домашних заданий. Для большинства частных школ призывы к всестороннему развитию личности не пустые слова.
Например, в школе "Интеграция ХХI век" в качестве курсов по выбору предлагаются предметы художественной и музыкальной школ. "Школа Сотрудничества" среди прочего предлагает изучить основы менеджмента или медицинских знаний, сценографию и бутафорию, основы программирования и электрорадиотехнологию, биоиндикацию и экологический мониторинг, топографию и картографию. А "Первая школа" дает ученикам возможность овладеть азами профессий юриста, журналиста или, например, провести исследование на стыке наук.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Проектная и научная деятельность вообще является обязательной частью учебного процесса. Направления очень разнообразны - от организации и участия в музыкальных и театральных фестивалях (последние нередко проходят на иностранном языке), издания книг учеников школы до участия в международных бизнес- и культурных проектах. Так, воспитанники "Школы сотрудничества" принимают участие в разработке проектов ЮНЕСКО и Международном открытом чемпионате по деловым играм, участвуют в экологических исследованиях на биостанции МГУ. Лицей "Столичный" ежегодно про-водит экономическую игру "Виртуальная биржа". Ученики славянско-англо-аме-риканской школы "Марина" участвуют в конкурсе научно-исследовательских проектов Science Fair - ярмарке научных идей в Силиконовой долине (США).
"Проектная работа охватывает все ступени обучения, - рассказывает представитель школы "Ступени". - В начальной школе реализуются творческие и игровые проекты. В среднем и старшем звене учащимся предлагаются исследовательские междисциплинарные проекты, связанные не только с учебными предметами, но и с различными областями знания: культурологией, искусством, в том числе, на иностранных языках. Проектная работа рассматривается как важная часть предвузовской подготовки".

ПОДГОТОВКА К ВУЗУ
Ведущие частные школы сотрудничают с высшими учебными заведениями, и сотрудничество это не сводится только к проведению подготовительных курсов силами вузовских преподавателей. Многие школы в старших классах заменяют обучение по привычной урочной схеме лекциями и семинарами с зачетными сессиями в середине и конце учебного года, стараясь таким образом заранее приучить школьников к методам обучения в вузе. При этом часть предметов ведут преподаватели вузов-партнеров.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Однако прежде чем готовиться к поступлению в вуз, неплохо бы определиться с будущей профессией. И здесь на помощь воспитанникам частных школ приходит профориентация. Практически все школы проводят консультации, помогая ученикам определиться. В некоторых школах, например в "Венде" и "Лотосе", продолжают традицию учебно-производственных комбинатов. А вот "Школа Сотрудничества", лицей "Столичный", школы "Ступени" и "XXI век", а также славянско-англо-американская школа "Марина" предлагают своим ученикам пройти практику в различных компаниях.

ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЯ
В здоровом теле - здоровый дух. Об этом в частных школах также не забывают. К услугам учащихся - всевозможные спортивные секции: от плавания и каратэ до большого тенниса и конного спорта. И для этого вовсе не обязательно куда-то ехать. Например, на территории "Школы сотрудничества" недавно открылся спортивный центр, где есть бассейн, зал для занятий восточными единоборствами, школа танцев и т.д.
"Ломоносовская школа", помимо прочего, располагает хоккейной площадкой, а школа "Ступени" - крытым отапливаемым теннисным кортом площадью в 700 кв. м. Кроме того, "Ломоносовская школа" заключила договор с ДКБ им. Филатова, врачи которой ежегодно проводят диспансеризацию учащихся.

ТЕРРИТОРИЯ
Всестороннее развитие, уг-лубленные знания по предметам - все это, безусловно, важно. Однако вряд ли кому-то понравится, если за этими знаниями придется каждый день ездить к черту на кулички или посреди учебного года вас попросят освободить помещение. Поэтому вопрос, заслуживающий самого пристального внимания, - кому принадлежит здание, в котором располагается школа. К сожалению далеко не все частные школы могут похвастаться тем, что здание полностью принадлежит им. К собственникам относятся "Ломоносовская школа" и школа "Ступени". Некоторые учебные заведения являются частичными собственниками. Например, школе "Интеграция ХХI век" принадлежат здания средней и старшей школы, в то время как здания детского сада и начальной школы арендуются. Если же здания находятся в аренде, то своего рода гарантией безопасности может служить дол-гий срок аренды, когда договор заключен, скажем, лет на десять вперед, как это сделали в "Школе сотрудничества".

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РЕЙТИНГА
Рейтинг составлен на основе данных, предоставленных самими школами при заполнении анкеты, и рассчитывался как рейтинг качества. Участие школ в исследовании было сугубо добровольным, соответствующее предложение получили около 100 школ Москвы и Подмосковья. При составлении рейтинга использовались следующие группы показателей:
1. Общая характеристика школы (наличие лицензии, аккредитации, наград и премий, конкурса в 1-й и 10-й классы и т.д.).
2. Характеристика учащихся (количество учащихся, динамика миграции учеников, качественная успеваемость, процент поступивших в вузы, знаменитые выпускники и их участие в жизни школы и т.д.).
3. Характеристика преподавательского состава (количество штатных и внештатных педагогов и их награды, ротация кадров, обновление знаний учителями и т.д.).
4. Характеристика программ обучения (разнообразие учебных предметов, наличие авторских курсов, специализация в старших классах и т.д.).
5. Характеристика условий обучения (количество детей в классе, количество психологов, логопедов, медработников, внеклассная работа и т.д.).
6. Материально-техническая база (помещение и его состояние, расходы на одного ученика, на развитие IT-технологий, технологическая оснащенность классов, спортивное оснащение, наличие охраны и т.д.).
Каждый участник рейтинга получил оценки по всем показателям из расчета максимум 10 баллов по каждому показателю (часть параметров в таблице не представлена). В итоговую таблицу попали школы, набравшие максимальное количество баллов.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».