24 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Европейские промышленники -- на тропе войны"

Архивная публикация 2002 года: "Европейские промышленники -- на тропе войны"

Бизнес давит на руководство ЕС, требуя экономических реформ. И давит сильно.Головы не поднимай. Говори тихо. Стремись к консенсусу. Большинство руководителей европейского бизнеса всегда придерживались этих заповедей в деликатном деле общения с собственным правительством. В частной беседе многие из них посетовали бы на отсутствие рыночных свобод, которыми наслаждаются их коллеги в США. Однако никто просто не решался потребовать того же от великих европейских держав всеобщего благосостояния. Случайные частные консультации с премьер-министром или, скажем, в Министерстве финансов -- это было возможно. Но дерзкие, брошенные прямо в лицо требования перемен? Jamais.
Именно поэтому январские события обращают на себя внимание. 14 января лидеры влиятельных объединений деловых людей -- Confederation of British Industry, German Federation of Employers и итальянской ассоциации Confindustria -- обратились с письмом к премьер-министру Испании Хосе Марии Азнару (Jose Maria Aznar), который в ближайшие шесть месяцев будет возглавлять ЕС. В этом послании -- горькая правда. Европа использует свой потенциал далеко не в полной мере, пишут его авторы. А говорить, что экономика европейских стран в ее сегодняшнем состоянии в состоянии обеспечить мировой экономический рост, можно только в шутку. "Под вопросом весь процесс [укрепления конкурентоспособности Европы] в целом", -- мрачно заключают бизнесмены.
По всему континенту ширится беспрецедентная кампания давления бизнесменов на политических лидеров. Ее цель -- возобновление затормозивших экономических реформ. Участвуют в этой кампании не только традиционные союзы предпринимателей, но и неформальный и тем не менее влиятельный European Roundtable of Industrialists, членами которого являются ThyssenKrupp, Telefonica, Saint-Gobain и Nestle. Эта организация тоже сурово спрашивает с европейских правительств. В ее весьма жестком заявлении, сделанном в середине января, перечислены девять основных направлений, на которых необходимы решительные действия, начиная с либерализации рынка газа и электроэнергии и заканчивая ликвидацией налоговых препон при совершении международных сделок. "Необходимость в этом сейчас очень острая", -- указывает Дэниэл Янссен (Daniel Janssen), председатель совета директоров бельгийского химического гиганта Solvay.
Смогут ли мятежные промышленники изменить ситуацию? Пока сказать сложно. Управляющие компаниями в Европе работают в таких жестких рамках, которые любой американский менеджер счел бы удавкой. Заоблачно высокие налоги для финансирования социального обеспечения, жесткое трудовое законодательство, тысячи торговых ограничений -- все это национальные правительства вводили годами, а теперь сокращают малыми порциями, если сокращают вообще.
Но начинать с чего-нибудь надо. И европейские промышленники понимают, что в этом году, когда во Франции и Германии должны состояться выборы, у них есть шансы быть услышанными. Бизнес в Европе обычно не поддерживает отдельных кандидатов или партии, но оценка бизнесменами экономической платформы того или иного кандидата может сыграть решающую роль. Уже сегодня некоторые из них -- например, глава фармацевтической компании Merck из Дармштадта Бернхард Шойбле (Bernhard Scheuble) -- намекают, что их больше устраивает программа консерватора Эдмунда Штойбера (Edmund Stoiber), соперника канцлера Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder) на выборах осенью этого года.
Проще говоря, промышленники и бизнесмены Европы повели себя так активно, потому что континент никак не может встать на путь стабильного экономического роста. За последние десять лет этот показатель в среднем для стран--членов ЕС только один раз достиг уровня в 3% в год. И напротив, в США он ни разу не был ниже 3% (за исключением прошлого года). В результате к 2001 году рост ВВП на душу населения в ЕС составил менее 2/3 этого показателя в США, и это -- самый крупный разрыв с 60-х годов. "ЕС не просто не подтягивает нас к американскому уровню, он сильно тянет нас назад", -- говорит Янссен.
Пытаясь подстегнуть рост экономики, объединения предпринимателей сосредоточили свои усилия на поддержке испанского премьера Азнара и его многообещающего плана либерализации, который он намерен предложить на саммите ЕС 15 марта в Барселоне. Хотя на самом деле проблема в том, чтобы заставить правительства выполнять свои красивые обещания. "Что было сделано в нашей стране для помощи бизнесу за последние 5 лет? -- спрашивает Анри де Кастри (Henri de Castries), президент мощной парижской страховой компании Axa. И сам отвечает: -- Зеро. Ничего".
Теперь французский бизнес вышел на тропу войны под командованием парижской MEDEF, объединяющей работодателей. "Мы были тихим, чуть ли не подпольным лобби, -- отмечает Эрнест-Антуан Сейер (Ernest-Antoine Seilliere), глава MEDEF. -- Но следующее правительство просто обязано начать перемены, поэтому мы добиваемся открытого их обсуждения".
Немецкий бизнес тоже начинает роптать. 17 января, например, Federation of German Industries организовала форум о налоговой политике, на котором присутствовал министр финансов Ганс Айхель (Hans Eichel). И слова президента организации Михаэля Роговски (Michael Rogowski) о том, что налоговая реформа не пошла достаточно далеко, привели его в замешательство. Для людей Шредера бизнес -- дело неблагодарное. "Однако на выборах все решают голоса тех, кто работает, а не лоббистов", -- говорит министр экономики и технологии правительства Германии Вернер Мюллер (Werner Muller). Это и в самом деле так, но сами работники зависят от своих боссов, которым перемены становятся все необходимее.

Джон Россант (John Rossant) в Париже, с Джеком Юингом (Jack Ewing) во Франкфурте. -- Business Week.

Бизнес давит на руководство ЕС, требуя экономических реформ. И давит сильно.Головы не поднимай. Говори тихо. Стремись к консенсусу. Большинство руководителей европейского бизнеса всегда придерживались этих заповедей в деликатном деле общения с собственным правительством. В частной беседе многие из них посетовали бы на отсутствие рыночных свобод, которыми наслаждаются их коллеги в США. Однако никто просто не решался потребовать того же от великих европейских держав всеобщего благосостояния. Случайные частные консультации с премьер-министром или, скажем, в Министерстве финансов -- это было возможно. Но дерзкие, брошенные прямо в лицо требования перемен? Jamais.

Именно поэтому январские события обращают на себя внимание. 14 января лидеры влиятельных объединений деловых людей -- Confederation of British Industry, German Federation of Employers и итальянской ассоциации Confindustria -- обратились с письмом к премьер-министру Испании Хосе Марии Азнару (Jose Maria Aznar), который в ближайшие шесть месяцев будет возглавлять ЕС. В этом послании -- горькая правда. Европа использует свой потенциал далеко не в полной мере, пишут его авторы. А говорить, что экономика европейских стран в ее сегодняшнем состоянии в состоянии обеспечить мировой экономический рост, можно только в шутку. "Под вопросом весь процесс [укрепления конкурентоспособности Европы] в целом", -- мрачно заключают бизнесмены.

По всему континенту ширится беспрецедентная кампания давления бизнесменов на политических лидеров. Ее цель -- возобновление затормозивших экономических реформ. Участвуют в этой кампании не только традиционные союзы предпринимателей, но и неформальный и тем не менее влиятельный European Roundtable of Industrialists, членами которого являются ThyssenKrupp, Telefonica, Saint-Gobain и Nestle. Эта организация тоже сурово спрашивает с европейских правительств. В ее весьма жестком заявлении, сделанном в середине января, перечислены девять основных направлений, на которых необходимы решительные действия, начиная с либерализации рынка газа и электроэнергии и заканчивая ликвидацией налоговых препон при совершении международных сделок. "Необходимость в этом сейчас очень острая", -- указывает Дэниэл Янссен (Daniel Janssen), председатель совета директоров бельгийского химического гиганта Solvay.

Смогут ли мятежные промышленники изменить ситуацию? Пока сказать сложно. Управляющие компаниями в Европе работают в таких жестких рамках, которые любой американский менеджер счел бы удавкой. Заоблачно высокие налоги для финансирования социального обеспечения, жесткое трудовое законодательство, тысячи торговых ограничений -- все это национальные правительства вводили годами, а теперь сокращают малыми порциями, если сокращают вообще.

Но начинать с чего-нибудь надо. И европейские промышленники понимают, что в этом году, когда во Франции и Германии должны состояться выборы, у них есть шансы быть услышанными. Бизнес в Европе обычно не поддерживает отдельных кандидатов или партии, но оценка бизнесменами экономической платформы того или иного кандидата может сыграть решающую роль. Уже сегодня некоторые из них -- например, глава фармацевтической компании Merck из Дармштадта Бернхард Шойбле (Bernhard Scheuble) -- намекают, что их больше устраивает программа консерватора Эдмунда Штойбера (Edmund Stoiber), соперника канцлера Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder) на выборах осенью этого года.

Проще говоря, промышленники и бизнесмены Европы повели себя так активно, потому что континент никак не может встать на путь стабильного экономического роста. За последние десять лет этот показатель в среднем для стран--членов ЕС только один раз достиг уровня в 3% в год. И напротив, в США он ни разу не был ниже 3% (за исключением прошлого года). В результате к 2001 году рост ВВП на душу населения в ЕС составил менее 2/3 этого показателя в США, и это -- самый крупный разрыв с 60-х годов. "ЕС не просто не подтягивает нас к американскому уровню, он сильно тянет нас назад", -- говорит Янссен.

Пытаясь подстегнуть рост экономики, объединения предпринимателей сосредоточили свои усилия на поддержке испанского премьера Азнара и его многообещающего плана либерализации, который он намерен предложить на саммите ЕС 15 марта в Барселоне. Хотя на самом деле проблема в том, чтобы заставить правительства выполнять свои красивые обещания. "Что было сделано в нашей стране для помощи бизнесу за последние 5 лет? -- спрашивает Анри де Кастри (Henri de Castries), президент мощной парижской страховой компании Axa. И сам отвечает: -- Зеро. Ничего".

Теперь французский бизнес вышел на тропу войны под командованием парижской MEDEF, объединяющей работодателей. "Мы были тихим, чуть ли не подпольным лобби, -- отмечает Эрнест-Антуан Сейер (Ernest-Antoine Seilliere), глава MEDEF. -- Но следующее правительство просто обязано начать перемены, поэтому мы добиваемся открытого их обсуждения".

Немецкий бизнес тоже начинает роптать. 17 января, например, Federation of German Industries организовала форум о налоговой политике, на котором присутствовал министр финансов Ганс Айхель (Hans Eichel). И слова президента организации Михаэля Роговски (Michael Rogowski) о том, что налоговая реформа не пошла достаточно далеко, привели его в замешательство. Для людей Шредера бизнес -- дело неблагодарное. "Однако на выборах все решают голоса тех, кто работает, а не лоббистов", -- говорит министр экономики и технологии правительства Германии Вернер Мюллер (Werner Muller). Это и в самом деле так, но сами работники зависят от своих боссов, которым перемены становятся все необходимее.


Джон Россант (John Rossant) в Париже, с Джеком Юингом (Jack Ewing) во Франкфурте. -- Business Week.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».