Наверх
19 октября 2021
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Фантазия как диагноз"

Современные писатели все чаще изменяют старому доброму реализму с новыми недобрыми сказками для взрослых.Современный ад стал реальнее и от этого не в пример страшнее. Мэрилин Монро сделали операцию по максимальному уменьшению груди и отправили выступать в захудалое кабаре. После выступления бедняжка каждую ночь с остервенением отстирывает пятна от тухлых помидоров на платье. Элвис Пресли трудится ассенизатором в квартале пигмеев, где его никто не узнает, но он и там организовал кружок художественной самодеятельности. Иосиф Джугашвили мотает срок в лагере. Брюс Ли — «ботаник» — 33 года изучает бабочек на кафедре энтомологии, совсем ослеп, едва шевелит конечностями. Граф Дракула последними словами поносит Брэма Стокера, поскольку вынужден жить со своей 80-летней возлюбленной, которую мучает подагра. Эти бюрократы в Управлении наказаниями — большие фантазеры. Разве что с Гоголем перестарались — запретили на ближайшие 100 тыс. лет сало, галушки и борщ.

Шефу незачем бороться за новые души, на подведомственной территории и так — перенаселение. Гигантский город застроен стандартными панельными пятисотэтажками с постоянно ломающимися лифтами и крохотными квартирами. Климат — мерзкий. Язык — русский, чтобы нерусскоговорящие помучились пару десятилетий. Здесь доводят до ума вконец убитые машины, стоят многомесячные очереди в автосервис, бензин в дефиците, вечные, в буквальном смысле, пробки. Здешняя кухня — худшая в мире — английская. Пиво всегда теплое, ледяное только по спецталонам. Правда, существует и черный рынок и нелегальные кафе в Чайна-тауне. Сеть, по-местному Hellnet, виснет сутками из-за огромного числа пользователей. Поэтому здешние начальники с нетерпением ждут прибытия Билла Гейтса: какие сомнения в том, что он попадет именно сюда! Впрочем, суперпрофи и тут при деле, работают обычно по специальности. Склифосовский — главный патологоанатом, Менделеев возглавляет криминалистическую лабораторию. Однажды в городе происходит невозможное — убийство! Даже Шеф в шоке, ведь это подрывает самые основы системы — здесь нельзя убивать, здесь все и так уже мертвы!

Таков новый ад, придуманный неким Zотовым. Из-за поверхностных идейных и сюжетных ассоциаций еще до выхода в свет романа «Элемент крови» (М.: ОЛМА Медиа Групп) в Интернете началась бурная дискуссия по поводу авторства: уж не Пелевин ли? Спокойно. Не Пелевин. Его преисподняя была бы позанятней. А тут все слишком очевидно: незатейливая социальная сатира, местами натужный стеб, да и главная мысль неоригинальна: ТАМ все так же, как и ТУТ, — головная боль, житейские неудобства, насилие над личностью, комары, опустошенность, ночные и дневные кошмары, скверный кофе и прочая суета-маета, но это, в отличие от земного существования, никогда не кончается.

Новое сочинение модного каталонского писателя Альберта Санчеса Пиньоля «Пандора в Конго» (М.: Мир книги) тоже про мир иной. Начинающему писателю, подрабатывающему литературным негром у автора дешевых приключенческих опусов, предлагают многообещающий проект — написать о жизни молодого авантюриста, обвиняемого в двойном убийстве с явными корыстными мотивами. Обаятельный узник необычайно эмоционально, со впечатляющими деталями и душещипательными подробностями рассказывает историю путешествия в самое сердце Африки. Вместе с сокровищами маленькая экспедиция сталкивается с неизвестной человечеству загадочной цивилизацией тевтонов. Знакомо? В программе — подземные страсти. Обитатели недр агрессивны, их рослые белокожие женщины необычайно хороши собой, а при расставании плачут чистейшей воды алмазами. Напрасно думаете, что такое могут с удовольствием читать исключительно инфантильные офисные мальчики. Расчет был точный: современные горожане тоскуют по экстриму, адреналину и экзотике, а тут симпатичное литературное ретросафари. Но Пиньоль не настолько прост, чтобы примитивно отрабатывать одну и ту же удачную схему. На этот раз на финише он приготовил виртуозный интеллектуальный сюрприз. Можно теряться в догадках, каких еще монстров придумает изобретательный каталонец.

Зато точно известно, кто на свете всех умнее, всех богаче и чуднее. Российский олигархи! Они — единственный феномен новой реальности, оказавшийся способным направить творческую фантазию живого классика Василия Аксенова в сторону современности. Лирически-символические «Редкие земли» (М.: ЭКСМО) — причудливое повествование о предпоследних пионерах и последних комсомольцах, выбившихся в «особые» люди. Отсюда и авторское толкование названия: «Мы живем, так сказать, во Вселенной, как пример совершенно невероятной редкостности, да? Земля сама по себе, да, человеческая раса на Земле — это еще одна немыслимая редкостность, а в этой человеческой расе есть люди, которые до чрезвычайности редки». Пытаться пересказывать сюжет бессмысленно. Как обычно в последнее время у Василия Павловича, «редкоземельную» сагу язык не поворачивается назвать романом. Скорее, пестрый коллаж из разнородных осколков: пафос, апологетика, поэзия, фантастика, ирония, фарс, прозрачные намеки, реальные персонажи светской хроники, обильно приправленные рефлексией. На любителя.

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
19.10.2021
18.10.2021