26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "ФОРУМОМ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ"

Архивная публикация 2007 года: "ФОРУМОМ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ"

Одно из самых слабых звеньев в российской экономике — плохая инфраструктура — однажды все-таки может уйти в прошлое. Представители государства объявили о стратегическом союзе с частным бизнесом по строительству дорог и развитию транспорта.Выгодно всем

За 15 лет в России изменилось многое. От нищеты и безысходности страна повернула к устойчивому росту. Встал на ноги крупный частный бизнес. Огромное количество людей и предприятий перестроилось, научившись эффективно вести свой бизнес. Целые отрасли экономики перешли в руки частных владельцев… Список перемен можно продолжить. Неизменным осталось только одно: главные беды России — дураки и дороги.

Достаточно побывать в любой мало-мальски цивилизованной стране, чтобы, вернувшись в Россию, бесконечно удивляться: «Ну почему у них такие ровные, хорошие дороги, а у нас вечные ямы и колдобины?!» Однозначного ответа на этот риторический вопрос дать невозможно. Но то, что без развития дорог немыслимо развитие любой экономики, — факт очевидный. Несколько лет назад один бывший советский министр, рассказывая о пользе строительства БАМа, убеждал меня в том, что любой регион достигает расцвета экономики примерно через 50 лет после строительства дороги к нему. Только теперь становится очевидной его правота.

И сегодня власти, похоже, всерьез решили начать борьбу с бездорожьем. Масштабы строительства дорог, запланированные в федеральных целевых программах и проектах Министерства транспорта РФ, столь огромны, что по объемам превышают даже лучшие пятилетки времен СССР. А ведь помимо дорог власти намерены всерьез побороться за создание в России инфраструктуры, достойной XXI века.

Все флаги в Сочи

В последний день мая в Сочи произошло торжественное открытие нового здания аэровокзального комплекса. Тем, кто видел здание старого сочинского аэропорта, напоминающее захолустный полустанок, крайне трудно было поверить в то, что город с такими «воротами» способен принять Олимпиаду-2014. Они больше напоминали «калитку», через которую на юг текли ручейки «дикарей», а вовсе не «ворота» главного национального курорта для миллионных потоков отдыхающих.

Однако новое здание аэропорта в Сочи действительно впечатляет. Мне есть с чем сравнивать, так как я регулярно летаю из всех крупнейших российских аэропортов. Так вот, поверьте, самый лучший аэропорт в России находится теперь в Сочи. И самая лучшая взлетная полоса находится там же. При этом сочинский аэропорт стал гордостью не только для города и Минтранса РФ, но и для частного бизнеса. Аэропорт в Сочи — своего рода образец успешного взаимодействия бизнеса и государства: Минтранс изыскал средства на строительство новой взлетно-посадочной полосы, а частные инвесторы вложились в здание аэровокзального комплекса. Надо признать, на этот раз все получилось великолепно. В такие «ворота» хочется входить…

Открытие аэропорта совпало по времени с проведением в Сочи Первого международного транспортного форума и выставки «Транспорт России-2007», ставших крупным событием не только для города и региона, но и для всей России. Столько высокопоставленных чиновников и топ-менеджеров не часто увидишь даже в Москве. На форуме поработали первый вице-премьер российского правительства Александр Жуков, министр транспорта Игорь Левитин, президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев, полномочный представитель президента России в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, генеральный директор Заявочного комитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, другие руководители регионов и еще многие первые лица власти и бизнеса.

Вопросов накопилось множество. Но, пожалуй, главными темами для обсуждения стали проекты, которые привезли в Сочи на демонстрацию лично министру Левитину губернаторы крупных российских регионов. Всем им очень хотелось, чтобы огромные суммы, направляемые федеральным бюджетом на строительство дорог, пришли именно в их регион.

Так, Ростовская область презентовала сразу несколько проектов. Первый и самый важный из них — проект транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт». Порт позволит осуществлять перевалку, складирование и обработку грузов общим объемом 16,5 млн. тонн в год. По замыслу разработчиков, порт не будет иметь естественных и искусственных препятствий для выхода судов в Азовское море. Внутренняя акватория порта даст возможность перерабатывать и перевозить грузы круглый год.

Губернатор Воронежской области Владимир Кулаков, представляя свой проект, заявил, что транспортный узел этой области сможет занять 5% всех российских перевозок. Любопытно, что каждый из выступавших называл свой регион центральным для всей транспортной системы России.

Особенно настаивал на «центральности» губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Он нисколько не сомневается в инвестиционной привлекательности своего региона, но пока через Волгу не построят новые мосты, инвестиционный бум в Нижегородской области будет откладываться. Отсутствие хорошей инфраструктуры в области, как поговаривают эксперты, стало одним из главных факторов при выборе японскими Toyota и Nissan в качестве площадки для строительства своих заводов в России Санкт-Петербурга.

В свою очередь, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов отметил, что планируется создание нескольких крупных предприятий по производству цемента и стекла, которые на 50% смогут закрыть потребность России в этих материалах, но для их доставки опять же нужно развивать транспортную инфраструктуру. По словам Морозова, в регионе уже есть два аэропорта, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, дело осталось за малым — найти деньги на развитие транспортного узла из федерального бюджета.

Особой похвалы министра транспорта РФ Игоря Левитина заслужили проекты Республики Саха (Якутия), которые оцениваются до 2015 года в 450 млрд. рублей. «Все транспортные проекты Республики Саха (Якутия) увязаны по срокам с разработкой новых месторождений, — отметил Игорь Левитин. — И, конечно, центр поможет Якутии в реализации транспортной программы».

Строительный бум

Между тем деньги выделяются и в будущем станут выделяться в еще большем количестве. По словам заместителя министра транспорта РФ Александра Мишарина, суммарный объем вложений в транспортную отрасль России в прошлом году достиг 594 млрд. рублей, причем частные инвестиции в эту сферу вдвое превысили государственные капиталовложения.

Государство и бизнес начали активно вкладывать деньги в строительство дорог, чем сразу же вызвали бум развития в смежных отраслях. Так, председатель правления Группы ГАЗ Эрик Эберхадсон заявил «Профилю», что возглавляемая им компания намерена за четыре года примерно в 4 раза увеличить производство дорожно-строительной техники, доведя объем выручки от ее продаж с нынешних $270 млн. до $1,3 млрд. уже к 2011 году. Этот пример как нельзя лучше демонстрирует тенденцию: частный бизнес теперь не сомневается в том, что отрасль дорожного строительства в России ждет бурный рост.

Об этом же свидетельствуют и цифры, которые привел на Первом международном транспортном форуме и выставке «Транспорт России-2007» министр Левитин. По его словам, только на федеральную целевую программу развития дорог в 2010—2015 годах из бюджета будет выделено около 500 млрд. рублей. Учитывая, что на каждый рубль, вложенный казной, государство рассчитывает увидеть 2 рубля, вложенных частным бизнесом, общий объем инвестиций в строительство дорог может составить за этот период 1,5 трлн. рублей.

По оценке директора департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития РФ Андрея Клепача, сейчас инвестиции в транспортную сферу составляют примерно 11% от общего объема инвестиций в РФ. Но уже к 2010 году эта цифра возрастет до 14%, а к 2015-му достигнет 20% от объема всех вложений в РФ. То есть каждый пятый рубль, вложенный в российскую экономику, пойдет на развитие транспортной сферы.

На этот раз ситуация действительно не похожа на пустые обещания. Деньги в российском бюджете, как известно, сейчас есть, и немалые. Корректировка в сторону увеличения инвестиций происходит уже сейчас. Игорь Левитин сообщил собравшимся на форуме о том, что в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» уже в следующем году из бюджета будет выделено 211,4 млрд. рублей вместо запланированных ранее 144,3 млрд., в 2009 году госинвестиции в автомобильные дороги возрастут уже до 222,6 млрд. рублей вместо 156,9 млрд., определенных программой. Определены и пять первоочередных для государства проектов по строительству дорог, на которые в ближайшие годы из Инвестиционного фонда выделяется 78,2 млрд. рублей. Ими стали строительство в Санкт-Петербурге автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» и Орловского тоннеля под Невой, строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва—Минск, строительство скоростной автомобильной дороги Москва—Санкт-Петербург на участке км 15 — км 58 и создание автодорожной инфраструктуры при комплексном развитии Нижнего Приангарья.

Принципиальная разница по сравнению с предыдущими вложениями государства в развитие транспорта и инфраструктуры заключается именно в расширении частно-государственного партнерства. По словам Игоря Левитина, сферой применения схемы частно-государственного партнерства в России может стать строительство платных автомобильных дорог, морских терминальных комплексов, создание городского пассажирского транспорта; реконструкция аэропортов, железнодорожное строительство в районах освоения новых месторождений, создание сложных информационных систем по управлению грузодвижением и т.д.

Таким образом, у России появляется реальный шанс избавиться наконец от одной из главных своих проблем — плохих дорог. В этом процессе может сама собой отмереть и другая составляющая основных национальных бед. Ведь по странной закономерности популяция дураков уменьшается прямо пропорционально улучшению национальных дорог.

Одно из самых слабых звеньев в российской экономике — плохая инфраструктура — однажды все-таки может уйти в прошлое. Представители государства объявили о стратегическом союзе с частным бизнесом по строительству дорог и развитию транспорта.Выгодно всем

За 15 лет в России изменилось многое. От нищеты и безысходности страна повернула к устойчивому росту. Встал на ноги крупный частный бизнес. Огромное количество людей и предприятий перестроилось, научившись эффективно вести свой бизнес. Целые отрасли экономики перешли в руки частных владельцев… Список перемен можно продолжить. Неизменным осталось только одно: главные беды России — дураки и дороги.

Достаточно побывать в любой мало-мальски цивилизованной стране, чтобы, вернувшись в Россию, бесконечно удивляться: «Ну почему у них такие ровные, хорошие дороги, а у нас вечные ямы и колдобины?!» Однозначного ответа на этот риторический вопрос дать невозможно. Но то, что без развития дорог немыслимо развитие любой экономики, — факт очевидный. Несколько лет назад один бывший советский министр, рассказывая о пользе строительства БАМа, убеждал меня в том, что любой регион достигает расцвета экономики примерно через 50 лет после строительства дороги к нему. Только теперь становится очевидной его правота.

И сегодня власти, похоже, всерьез решили начать борьбу с бездорожьем. Масштабы строительства дорог, запланированные в федеральных целевых программах и проектах Министерства транспорта РФ, столь огромны, что по объемам превышают даже лучшие пятилетки времен СССР. А ведь помимо дорог власти намерены всерьез побороться за создание в России инфраструктуры, достойной XXI века.

Все флаги в Сочи

В последний день мая в Сочи произошло торжественное открытие нового здания аэровокзального комплекса. Тем, кто видел здание старого сочинского аэропорта, напоминающее захолустный полустанок, крайне трудно было поверить в то, что город с такими «воротами» способен принять Олимпиаду-2014. Они больше напоминали «калитку», через которую на юг текли ручейки «дикарей», а вовсе не «ворота» главного национального курорта для миллионных потоков отдыхающих.

Однако новое здание аэропорта в Сочи действительно впечатляет. Мне есть с чем сравнивать, так как я регулярно летаю из всех крупнейших российских аэропортов. Так вот, поверьте, самый лучший аэропорт в России находится теперь в Сочи. И самая лучшая взлетная полоса находится там же. При этом сочинский аэропорт стал гордостью не только для города и Минтранса РФ, но и для частного бизнеса. Аэропорт в Сочи — своего рода образец успешного взаимодействия бизнеса и государства: Минтранс изыскал средства на строительство новой взлетно-посадочной полосы, а частные инвесторы вложились в здание аэровокзального комплекса. Надо признать, на этот раз все получилось великолепно. В такие «ворота» хочется входить…

Открытие аэропорта совпало по времени с проведением в Сочи Первого международного транспортного форума и выставки «Транспорт России-2007», ставших крупным событием не только для города и региона, но и для всей России. Столько высокопоставленных чиновников и топ-менеджеров не часто увидишь даже в Москве. На форуме поработали первый вице-премьер российского правительства Александр Жуков, министр транспорта Игорь Левитин, президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев, полномочный представитель президента России в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, генеральный директор Заявочного комитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, другие руководители регионов и еще многие первые лица власти и бизнеса.

Вопросов накопилось множество. Но, пожалуй, главными темами для обсуждения стали проекты, которые привезли в Сочи на демонстрацию лично министру Левитину губернаторы крупных российских регионов. Всем им очень хотелось, чтобы огромные суммы, направляемые федеральным бюджетом на строительство дорог, пришли именно в их регион.

Так, Ростовская область презентовала сразу несколько проектов. Первый и самый важный из них — проект транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт». Порт позволит осуществлять перевалку, складирование и обработку грузов общим объемом 16,5 млн. тонн в год. По замыслу разработчиков, порт не будет иметь естественных и искусственных препятствий для выхода судов в Азовское море. Внутренняя акватория порта даст возможность перерабатывать и перевозить грузы круглый год.

Губернатор Воронежской области Владимир Кулаков, представляя свой проект, заявил, что транспортный узел этой области сможет занять 5% всех российских перевозок. Любопытно, что каждый из выступавших называл свой регион центральным для всей транспортной системы России.

Особенно настаивал на «центральности» губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Он нисколько не сомневается в инвестиционной привлекательности своего региона, но пока через Волгу не построят новые мосты, инвестиционный бум в Нижегородской области будет откладываться. Отсутствие хорошей инфраструктуры в области, как поговаривают эксперты, стало одним из главных факторов при выборе японскими Toyota и Nissan в качестве площадки для строительства своих заводов в России Санкт-Петербурга.

В свою очередь, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов отметил, что планируется создание нескольких крупных предприятий по производству цемента и стекла, которые на 50% смогут закрыть потребность России в этих материалах, но для их доставки опять же нужно развивать транспортную инфраструктуру. По словам Морозова, в регионе уже есть два аэропорта, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, дело осталось за малым — найти деньги на развитие транспортного узла из федерального бюджета.

Особой похвалы министра транспорта РФ Игоря Левитина заслужили проекты Республики Саха (Якутия), которые оцениваются до 2015 года в 450 млрд. рублей. «Все транспортные проекты Республики Саха (Якутия) увязаны по срокам с разработкой новых месторождений, — отметил Игорь Левитин. — И, конечно, центр поможет Якутии в реализации транспортной программы».

Строительный бум

Между тем деньги выделяются и в будущем станут выделяться в еще большем количестве. По словам заместителя министра транспорта РФ Александра Мишарина, суммарный объем вложений в транспортную отрасль России в прошлом году достиг 594 млрд. рублей, причем частные инвестиции в эту сферу вдвое превысили государственные капиталовложения.

Государство и бизнес начали активно вкладывать деньги в строительство дорог, чем сразу же вызвали бум развития в смежных отраслях. Так, председатель правления Группы ГАЗ Эрик Эберхадсон заявил «Профилю», что возглавляемая им компания намерена за четыре года примерно в 4 раза увеличить производство дорожно-строительной техники, доведя объем выручки от ее продаж с нынешних $270 млн. до $1,3 млрд. уже к 2011 году. Этот пример как нельзя лучше демонстрирует тенденцию: частный бизнес теперь не сомневается в том, что отрасль дорожного строительства в России ждет бурный рост.

Об этом же свидетельствуют и цифры, которые привел на Первом международном транспортном форуме и выставке «Транспорт России-2007» министр Левитин. По его словам, только на федеральную целевую программу развития дорог в 2010—2015 годах из бюджета будет выделено около 500 млрд. рублей. Учитывая, что на каждый рубль, вложенный казной, государство рассчитывает увидеть 2 рубля, вложенных частным бизнесом, общий объем инвестиций в строительство дорог может составить за этот период 1,5 трлн. рублей.

По оценке директора департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития РФ Андрея Клепача, сейчас инвестиции в транспортную сферу составляют примерно 11% от общего объема инвестиций в РФ. Но уже к 2010 году эта цифра возрастет до 14%, а к 2015-му достигнет 20% от объема всех вложений в РФ. То есть каждый пятый рубль, вложенный в российскую экономику, пойдет на развитие транспортной сферы.

На этот раз ситуация действительно не похожа на пустые обещания. Деньги в российском бюджете, как известно, сейчас есть, и немалые. Корректировка в сторону увеличения инвестиций происходит уже сейчас. Игорь Левитин сообщил собравшимся на форуме о том, что в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» уже в следующем году из бюджета будет выделено 211,4 млрд. рублей вместо запланированных ранее 144,3 млрд., в 2009 году госинвестиции в автомобильные дороги возрастут уже до 222,6 млрд. рублей вместо 156,9 млрд., определенных программой. Определены и пять первоочередных для государства проектов по строительству дорог, на которые в ближайшие годы из Инвестиционного фонда выделяется 78,2 млрд. рублей. Ими стали строительство в Санкт-Петербурге автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» и Орловского тоннеля под Невой, строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва—Минск, строительство скоростной автомобильной дороги Москва—Санкт-Петербург на участке км 15 — км 58 и создание автодорожной инфраструктуры при комплексном развитии Нижнего Приангарья.

Принципиальная разница по сравнению с предыдущими вложениями государства в развитие транспорта и инфраструктуры заключается именно в расширении частно-государственного партнерства. По словам Игоря Левитина, сферой применения схемы частно-государственного партнерства в России может стать строительство платных автомобильных дорог, морских терминальных комплексов, создание городского пассажирского транспорта; реконструкция аэропортов, железнодорожное строительство в районах освоения новых месторождений, создание сложных информационных систем по управлению грузодвижением и т.д.

Таким образом, у России появляется реальный шанс избавиться наконец от одной из главных своих проблем — плохих дорог. В этом процессе может сама собой отмереть и другая составляющая основных национальных бед. Ведь по странной закономерности популяция дураков уменьшается прямо пропорционально улучшению национальных дорог.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».