10 октября 2024
USD 96.95 +0.84 EUR 106.42 +0.73
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2004 года: "Гаранян без ансамбля"

Архивная публикация 2004 года: "Гаранян без ансамбля"

Отметивший 70-летний юбилей Георгий Гаранян - не просто легенда. Он "действующая" легенда: главный дирижер оркестра Олега Лундстрема и руководитель воссозданного им недавно ансамбля "Мелодия". Он успевает столько, что даже если бы его жена, тележурналист Нелли Закирова, снимала сюжеты только о муже - без работы не осталась бы. Ирина Асаба: Георгий, говорят, вы с юности слывете завзятым сердцеедом...

©
Отметивший 70-летний юбилей Георгий Гаранян - не просто легенда. Он "действующая" легенда: главный дирижер оркестра Олега Лундстрема и руководитель воссозданного им недавно ансамбля "Мелодия". Он успевает столько, что даже если бы его жена, тележурналист Нелли Закирова, снимала сюжеты только о муже - без работы не осталась бы.
©
Ирина Асаба: Георгий, говорят, вы с юности слывете завзятым сердцеедом...

Георгий Гаранян: Что вы! Пока мои ровесники гуляли с девушками, мне приходилось учиться, поскольку в свое время я окончил станкоинструментальный институт и, соответственно, музыкального образования у меня не было - наверстывал. Так прошло довольно много времени в моей жизни, и периодически я обнаруживал, что женат. Я был очень робким молодым человеком. Девушки, вероятно, этим и пользовались. Вроде бы и не собирался жениться и вдруг - женат. Почти все мои бывшие жены сейчас за границей. Первая жена была редактором, другая - певицей. Была жена манекенщица. Теперь - Нелли.

И.А.: Нелли, чем же вас привлек такой "робкий юноша"?

Нелли Закирова: Когда Георгий стал за мной ухаживать, я вела телевикторину "Добрый вечер, Москва". Нас познакомил наш общий знакомый, самый близкий Жорин друг и знаменитый российский аукционист Арсений Лобанов. Сначала Жора на меня не обратил внимания и, только увидев, как я веду передачу, всерьез заинтересовался. Мои сотрудницы говорили: "Не упусти свой шанс. Какой классный мужчина! Знаменитый, обеспеченный, престижный!" А потом все изменилось. Георгий продал машину, сдал квартиру да и работой вроде не особенно стал занят. Как-то раз попросился переночевать, переехал к нам и поселился на кухонном диванчике.

Г.Г.: Вот видите, как жена обо мне говорит? "Квартира", "машина". А такие понятия, как моя мужская привлекательность, доброта, интеллигентность, куда-то исчезают (смеется).

И.А.: Вы забыли про интеллект...

Г.Г.: Нет, не забыл. На интеллектуальность меня проверили, когда брали в семью. Дочь Нелли, Вероника, - тогда ей было восемь лет - как-то подошла ко мне с набором портретов знаменитых русских писателей и, закрывая ладошкой подписи, подробно допросила, кто есть кто. Я назвал ей всех, кроме Державина. Мои довольно глубокие познания на уровне Who is who? сразили ее наповал. В дальнейшем выяснилось, что я могу помочь с математикой и неплохо знаю английский язык. Так что вопрос о моем пребывании в их доме больше не стоял. Потом я купил Веронике синтезатор и стал учить музыке. Ну а потом как-то незаметно меня женили на Нелли.

Нелли Закирова: Очень верно подметил Апдайк, что роман женщины, который не закончился браком, считается ее поражением. Все женщины соблюдают свои интересы. Я не исключение (смеется). Если твой избранник не хочет на тебе жениться, то ты оставляешь его и выбираешь следующего. Георгий как-то услышал мой разговор с подругой и сделал открытие, что женщины говорят о мужчинах, как о неодушевленных предметах. "Тебе нужно что-нибудь посерьезнее", - сказала я подруге по телефону. Георгия это просто потрясло.

И.А.: Нелли, а вам приходилось встречаться с бывшими женами вашего мужа?

Нелли Закирова: Жора удивительный человек. Он до сих пор продолжает общаться с бывшими женами и все время пытается меня с ними подружить. Что самое интересное, все его бывшие до сих пор говорят, что они его жены.

Г.Г.: Не утрируй! Так говорит только одна. Ира. Она живет в Израиле.

Нелли Закирова: Приходит Ирина как-то в Израиле на Жорин концерт и говорит музыканту: "Я жена Гараняна". А тот меня прекрасно знает и спрашивает: "Ну и как Жора?" А та в ответ: "Понимаете, мы временно не живем вместе".

Г.Г.: Причем она несколько раз после меня выходила замуж, а сейчас замужем за очень обеспеченным человеком.

И.А.: Какие качества вы цените в женщинах?

Г.Г.: В женщинах я ценю не качества, а достоинства.

И.А.: У вас есть дурные привычки, которые так раздражают женщин?

Г.Г.: Раньше было больше. Курил. Счастлив, что бросил. Единственную пагубную привычку решил себе оставить - выпивку. Это не такой уж и большой грех. Но не вышло - выпить не с кем. Вообще-то среди моих друзей и коллег было очень много пьющих людей и даже алкоголиков. Они большей частью уже умерли. Я же не злоупотребляю. Так, чуть-чуть.

Нелли Закирова: Жора как-то умудряется в любой компании споить окружающих, а сам при этом остается трезвым. Это происходит так. "Давайте все быстро, быстро выпьем!" - говорит он. И окружающие думают: "Гаранян стал спиваться!" Он выпивает всего одну рюмку, а дальше только делает вид, что пьет. Окружающие же продолжают пить, пить и пить.

И.А.: Какой завидный муж! Нелли, помимо того, что Георгий почти непьющий, какие у него еще достоинства?

Нелли Закирова: Он настоящий мужчина. Подтверждений этому масса. Во время массовых гуляний моя машина стояла вдоль дороги, а молодежь сдвинула ее с места и поставила перпендикулярно к проезжей части. Носом машина почти упиралась в окна первого этажа. Увидев это, я удивилась. Сейчас времена сами знаете какие. Звоню Жоре, а он говорит: "Ничего не трогай. Сейчас приду". Пришел, осмотрел машину, завел, проехал немного и только после этого разрешил мне сесть за руль. Испугался, что с ней что-нибудь сделали - сломали или заминировали. Вот в такие минуты я все более и более убеждаюсь, что рядом со мной настоящий мужчина.

И.А.: Георгий, я знаю, что вы дружили с Высоцким...

Г.Г.: Это была, скорее, не дружба, а хорошие деловые отношения. Владимир пришел ко мне в примерно в 1972 или 73-м году и предложил записать диск. Я тогда руководил оркестром Всесоюзной фирмы грамзаписи "Мелодия". Услышав его просьбу, я в ответ рассмеялся: "Володя, - говорю, - тебе же в концертах не разрешают участвовать, а ты - диск!" Все его концерты тогда были левыми. Они проходили диким образом в студенческих общежитиях, на заводах. Народ скидывался и приглашал к себе Володю. Представляете себе мое удивление? Я никак не мог поверить, что Высоцкому Министерство культуры разрешило записать два (!) диска. Однако через некоторое время выяснилось, что разрешение Володе все же дали. Только позже я сообразил, что Марина Влади, его жена, была не простой французской девушкой, а одной из самых популярных кинозвезд мира. Конечно, наша власть сделала ей реверанс. Два диска мы с ним и записали. Одну сторону напела Марина (и сделала это вполне профессионально, даже с хорошим русским языком), а три - Володя. Он потом говорил, что это лучшие записи, которые у него были. Ладно, записать-то мы записали, а где грампластинки? Их нет и нет. Год, два. Потом каким-то образом песни по одной стали появляться на гибких дисках (тогда был такой формат - приложение к журналу "Кругозор" и пр.). Тут же кинорежиссеры начали использовать эти песни в фильмах. И только после смерти Володи эти два диска наконец увидели свет.

И.А.: Вы знали Утесова?

Г.Г.: Мое знакомство с Утесовым было смешным. Когда я работал в ЦДРИ, к нам часто приходили знаменитости. И вдруг кто-то кричит: "Леонид Осипович пришел!"

Он же тогда был руководителем прекрасного джаз-оркестра. Музыканты думают: "Сейчас он с нами про музыку будет говорить". Так нет! Он стал нам делать замечания: этот не так сидит, этот не так держит инструмент. Взглянув же на меня, спросил: "А почему этот молодой человек не улыбается?" Саульский меня спрашивает: "Ты чего, действительно? Случилось что?" Я же гордо ответил: "Не считаю нужным".

Потом, когда я уже руководил "Мелодией", а бедного Утесова лишили оркестра, наши встречи стали чаще. Утесов приходил ко мне на студию грамзаписи, устраивался в аппаратной, слушал, как мы записываемся, и плакал.

И.А.: Как вы относитесь к современной музыке?

Нелли Закирова: Хорошая музыка современным исполнителям, мне кажется, даже не нужна. У многих для нее просто не хватает квалификации. Вот недавно моя подруга - она работает музыкальным редактором - разговаривала с одной нашей звездой, певицей, и спросила, как ей передать партитуру песни, которую та должна петь. А звезда в ответ спросила: "А кассетку нельзя?" Руководитель канала потом сказал: "Ты такими словами, как партитура, наших звезд не пугай!"

И.А.: Какую музыку вы слушаете в машине?

Г.Г.: В машине я ничего не слушаю. При покупке машины вынимаю приемник и отношу домой.

Нелли Закирова: Для Георгия музыка - это работа. Он ее все время анализирует, и, если что-то не нравится, от этого у него портится настроение. Его очень трудно куда-нибудь вытащить. Например, оперу послушать. Жора после первого отделения почти всегда просится домой.

©
Г.Г.: Я действительно не могу слушать музыку просто так, для удовольствия. Только в редких исключениях, когда она мне очень близка. Обычно у меня в голове крутится каждый аккорд, и я автоматически начинаю анализировать музыку, которую слышу. Когда я работал дирижером в симфоническом оркестре кино, каждый раз после работы в голове крутились мелодии, что там записывал. Это был какой-то ужас! Позже я научился с этим бороться. Отыграл по нотам и забыл. Как бы выключил что-то в голове.

И.А.: Нелли, чем дирижер отличается в обычной жизни от мужчин других профессий?

Нелли Закирова: Дирижерская деятельность дает о себе знать! Иногда Георгий, когда хочет мне сказать, что пора идти спать, просто делает указующий жест рукой в сторону спальни.

И.А.: А как насчет поклонников и фанатов?

Нелли Закирова: У режиссера Адольфа Шапиро была многолетняя поклонница. По имени Зинаида. Эта дама ездила за ним по всей стране, дарила цветы и шоколадки. Потом как-то Жора звонит Шапиро и говорит: "Адольф! Я отбил у тебя твою фанатку. Теперь она ходит на мои концерты!" А на джаз-фестивале в Архангельском две девушки поднялись на сцену, одна обняла басиста, а другая саксофониста - Жору, как раз во время его соло. Ему пришлось пропустить пару фраз. Мы с подругами наблюдаем, и я говорю: "Ну вот, как же его одного на концерты отпускать?"

И.А.: Ваш муж, я думаю, поклонниц уже даже не замечает, привык - ведь он так давно знаменит...

Нелли Закирова: Муж действительно стал знаменитым очень рано. Наши общие друзья рассказывали, что как-то на гастролях в Красноярске к ним на концерт пришел старичок, опирающийся на палочку, и сказал, обращаясь к Жоре: "Я помню вас с детства". Неплохо? А?

Г.Г.: Со мной часто бывает и так. Когда я прихожу в какую-нибудь контору, меня спрашивают: "А вы сын или племянник того Гараняна?" Такое впечатление, будто мне уже перевалило за сто.

Нелли Закирова: А он любому тридцатилетнему фору даст. Вскакивает с утра пораньше и вкалывает до ночи. Энергии у него гораздо больше, чем у меня. Может, кавказские корни?

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль