26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Господ оформители"

Архивная публикация 2003 года: "Господ оформители"

Если смотреть со стороны, то работа дизайнеров и архитекторов по оформлению помещения выглядит как обыкновенный ремонт. Но стоит глянуть на смету, как все сразу встает на свои места: за "просто ремонт" столько не платят.Даже самые современные офисные помещения в модных деловых центрах требуют дополнительных вложений. Фирмы-новоселы нуждаются как минимум в новой мебели и аксессуарах. Потом выясняется, что "обновки" требуют иной организации пространства, -- и на фирме начинают сносить стены или делать арки.
Подобными "безвыходными" ситуациями и пользуются дизайнеры офисных помещений.
Есть такая профессия

Куда же простому российскому бизнесмену податься "за дизайном"?
Смеем уверить -- выбор направлений есть. Рынок дизайнерских услуг в России -- не миф и не фигура речи. Какая там "фигура", когда разговор, по оценкам самих дизайнеров, идет об обороте в $5 млрд. в год. (Для сравнения: российский рынок рекламы, которая достала всех и каждого, по объему почти вдвое меньше.)
Более того, бурная деятельность дизайнеров и архитекторов, предоставляющих свои услуги по проектированию жилых и общественных помещений, обеспечивает свыше 65% всех продаж строительных и отделочных материалов, оборудования, мебели и аксессуаров. В итоге, по оценкам строительных компаний, набегает еще $10 млрд. в год.
Потенциальная емкость рынка дизайнерских услуг в России имеет устойчивую тенденцию к росту. В одной Москве ежегодно возводится более 4 млн. кв. м жилья в год. В основном это квартиры без отделки, со свободной планировкой. Добавим сюда офисные центры и помещения общественного пользования (магазины, гостиницы, салоны) и получаем картину бурно развивающегося рынка.
Несмотря на то, что рынок этот существует более 10 лет, он по-прежнему довольно слабо структурирован и ждать появления четких ценовых сегментов в обозримом будущем не приходится.
Тем не менее даже на этом "поле" вполне уместно делать некоторые обобщения.
Если вы не стеснены в средствах, то в поисках прекрасного можно обратиться в архитектурно-дизайнерское бюро. Только в Москве их более тысячи. Среди тех, которые на слуху, -- бюро "Остоженка", "Архпроект", "Дизайн-блюз", "Шаболовка", "Проект-реставрация", "Архиград".
Здесь вам обеспечат комплексный подход в деле обустройства помещения. Перечень услуг занимает несколько страниц убористого текста. Встречаются и совсем экзотические -- типа перепланировки помещения по философии фэн-шуй или оформление террариума в квартире. В принципе, все это реально. Благо, материальных и технических возможностей в приличном бюро немало: имеется целый штат сотрудников, иногда строительные отделы, прочные связи с поставщиками материалов и мебели.
Расценки в бюро -- самые высокие по рынку. Отправная точка -- составление дизайн-проекта ("картинка" плюс вся документация) -- обойдется в среднем в $50 за кв. м (подробный прейскурант см. на с.).
Некоторые модные бюро требуют доплатить за репутацию -- иногда "имя" обходится клиенту в 50% от стоимости реализованного проекта. Верхнюю границу стоимости дизайнерских услуг определить сложно. Для сравнения: некоторые VIP-бюро требуют со своих клиентов за одно только составление дизайн-проекта (в сущности, за "картинку") $20--30 тыс. ($200 за кв. м). Но в некоторых случаях такие траты оправданны -- для ресторанов, клубов, гостиниц, салонов красоты имя дизайнера становится частью имиджа.
Сам себе дизайнер

Довольно распространенный вариант решения оформительских проблем можно найти в дизайнерском отделе, организованном на базе строительной фирмы или риэлтерской компании.
Свои дизайнерские подразделения есть у таких компаний, как "Крост", "Русский дом недвижимости", "ДОН-Строй", "РемСтрой", и многих других. Считается, что это самый надежный вариант для тех, кто хочет сделать качественный ремонт с перепланировкой помещения (благо, ремонтные бригады "натасканы" на планировках жилья именно этой компании).
Комплексный ремонт с работой и материалами "от риэлтера" обойдется минимум в $150 за кв. м, проект перепланировки -- от $20 за кв. м.
Дизайнерские услуги предлагают и мебельные компании. Для желающих просто обновить обстановку это идеальный вариант. Кроме того, воспользовавшись советами дизайнеров солидных мебельных компаний, можно минимизировать затраты на ремонт. Дизайнерские отделы есть в компаниях "ДОК-17", "Феликс", "Крафт", А&А, "Соло". В компании "Феликс", например, клиенту предлагают составить компьютерный дизайн-проект совершенно бесплатно до заключения договора на покупку мебели.
Наконец, самый экономный вариант -- это обратиться к независимым дизайнерам и архитекторам, которые работают на себя и предоставляют услуги частным образом. В этой группе встречаются как именитые профессионалы, так и люди, окончившие трехмесячные курсы. Последних надо избегать. Способ проверки прост: посмотрите на портфолио дизайнера, то есть на уже реализованные им проекты.
Независимые специалисты, как правило, предлагают разработку проектов, иногда готовы осуществлять надзор. Плюсы работы с ними -- самые низкие (в среднем) цены: полный комплект документов дизайн-проекта стоит $15 за кв. м. Это как минимум вдвое дешевле, чем в бюро. Минусы -- отсутствие юридической основы отношений с клиентом, возможность работы только при наличии надежных рекомендаций, часто не налаженные связи с компаниями, предлагающими сопутствующие услуги и товары. В общем, риск велик.
Офис на вырост

Собственно, большинство архитектурных бюро предпочитает иметь дело не с частниками, а с корпоративными заказчиками, то есть с организациями. Дело в том, что корпоративные заказы более привлекательны с коммерческой точки зрения -- по площади офисы больше, чем квартиры, да и работать с "юриками" проще, чем с частными лицами.
Кроме того, большинство успешных компаний имеют тенденцию к росту и при благоприятном раскладе становятся постоянными клиентами архитекторов и дизайнеров (по статистике, удачный бизнес меняет "одежку" примерно раз в пять лет).
Однако тот же самый рост фирмы является главной головной болью дизайнера, который с ней (фирмой) работает.
Галина Мартыненко, начальник отдела маркетинга компании "Соло":
"Часто компании вырастают уже в процессе переезда в новый офис (на поиски нового помещения и его обустройство уходит не меньше полугода). К сожалению, почти никто не успевает планировать резервные площади под развитие. Приходится искать новый офис. Не все бизнесмены к этому готовы".
Менее болезненно переживают эту ситуацию компании, чьи офисы организованы по принципу open space, так как они имеют больше возможностей вписать в интерьер несколько дополнительных мобильных рабочих мест.
В любом случае, архитекторы считают, что задумываться над организацией офисного пространства лучше на стадии разработки бизнес-плана фирмы.
Есть такая профессия

Еще совсем недавно все отечественные организации были на одно лицо: мрачные коридоры, комнаты-клетушки для сотрудников, огромный кабинет с 5-метровой брифинг-приставкой для начальника, темная мебель, желтый казенный свет.
Образ современного офиса более разнообразен и укладывается в следующую нехитрую теорию: "Скажи мне, как выглядит твое рабочее место, и я скажу, чем ты занимаешься".
Анна Кудинова, архитектор компании "Хелрус":
"При проектировании офисов необходимо учитывать особенности бизнеса компании. Бухгалтерия туристического агентства по определению будет выглядеть скромнее и практичнее, чем зал для работы с клиентами, оформление которого должно побуждать клиентов пуститься в дальнее путешествие".
Понятно, что далеко не каждому руководителю фирмы нужно бросить все дела и срочно искать дизайнера. Однако существуют профессиональные сферы, внешний антураж которых зачастую определяет успешность всего предприятия. К таковым относятся, например, салоны красоты, бутики, архитектурные мастерские, рекламные агентства и пр. Эти и подобные виды бизнеса просто обречены на модный дизайн -- иначе выйдешь из игры.
Но даже если вы считаете, что "внешность" -- это не главное, а главное -- делом заниматься, так вот, даже в этом случае стоит обратить внимание если не на офис целиком, то хотя бы на отдельные его -- стратегически важные -- зоны. И постараться их правильно оформить.
Для начала можно ограничиться, например, стойкой ресепшн. Многие дизайнерские бюро при крупных мебельных компаниях предлагают для этой зоны мебель на заказ -- с учетом корпоративных цветов и символики.
Не менее важная коммуникационная зона -- переговорная комната. В ее оформлении дизайнеры отталкиваются от общего стиля интерьера. Если помещение выдержано в традиционном классическом стиле, то в данном случае уместна переговорная из той же оперы: просторная отдельная комната с длинным столом, обставленным кожаными креслами. Такие переговорные можно встретить в офисах Центробанка, Сбербанка, а также в большинстве государственных учреждений. Из более современных вариантов: переговорная, изолированная от остального офиса чисто символически -- раздвижной перегородкой или ширмой. Кстати, последний вариант -- один из элементов модного нынче мобильного офиса.
Наконец, даже в советское время особое внимание в обустройстве офиса уделялось комнате отдыха. Основная ее идея с тех пор практически не изменилась: это место, куда можно прийти, где можно снять пиджак и галстук и слегка укрепить корпоративный дух. Непременные атрибуты комнаты отдыха -- мягкая мебель (чаще кожаная), журнальные столики, телевизор.
Что же касается офисных помещений, в которых не покладая рук трудятся простые сотрудники фирмы, то и на этом "поле" происходят некоторые отрадные изменения. С одной стороны, слово "дизайн" к оперативному рабочему месту вряд ли можно применить (все-таки главное здесь -- функциональность и, увы, дешевизна). Однако нельзя отрицать тот факт, что в лексиконе российского бизнесмена (на чей кабинет по-прежнему уходит львиная доля "дизайнерских" денег) появилась такая категория, как "корпоративный стиль". А эта штука предполагает, чтобы и у рядового сотрудника было приличное помещение и приличная мебель. Иначе либо сотрудник уйдет, либо коллеги по цеху засмеют.

Если смотреть со стороны, то работа дизайнеров и архитекторов по оформлению помещения выглядит как обыкновенный ремонт. Но стоит глянуть на смету, как все сразу встает на свои места: за "просто ремонт" столько не платят.Даже самые современные офисные помещения в модных деловых центрах требуют дополнительных вложений. Фирмы-новоселы нуждаются как минимум в новой мебели и аксессуарах. Потом выясняется, что "обновки" требуют иной организации пространства, -- и на фирме начинают сносить стены или делать арки.

Подобными "безвыходными" ситуациями и пользуются дизайнеры офисных помещений.

Есть такая профессия


Куда же простому российскому бизнесмену податься "за дизайном"?

Смеем уверить -- выбор направлений есть. Рынок дизайнерских услуг в России -- не миф и не фигура речи. Какая там "фигура", когда разговор, по оценкам самих дизайнеров, идет об обороте в $5 млрд. в год. (Для сравнения: российский рынок рекламы, которая достала всех и каждого, по объему почти вдвое меньше.)

Более того, бурная деятельность дизайнеров и архитекторов, предоставляющих свои услуги по проектированию жилых и общественных помещений, обеспечивает свыше 65% всех продаж строительных и отделочных материалов, оборудования, мебели и аксессуаров. В итоге, по оценкам строительных компаний, набегает еще $10 млрд. в год.

Потенциальная емкость рынка дизайнерских услуг в России имеет устойчивую тенденцию к росту. В одной Москве ежегодно возводится более 4 млн. кв. м жилья в год. В основном это квартиры без отделки, со свободной планировкой. Добавим сюда офисные центры и помещения общественного пользования (магазины, гостиницы, салоны) и получаем картину бурно развивающегося рынка.

Несмотря на то, что рынок этот существует более 10 лет, он по-прежнему довольно слабо структурирован и ждать появления четких ценовых сегментов в обозримом будущем не приходится.

Тем не менее даже на этом "поле" вполне уместно делать некоторые обобщения.

Если вы не стеснены в средствах, то в поисках прекрасного можно обратиться в архитектурно-дизайнерское бюро. Только в Москве их более тысячи. Среди тех, которые на слуху, -- бюро "Остоженка", "Архпроект", "Дизайн-блюз", "Шаболовка", "Проект-реставрация", "Архиград".

Здесь вам обеспечат комплексный подход в деле обустройства помещения. Перечень услуг занимает несколько страниц убористого текста. Встречаются и совсем экзотические -- типа перепланировки помещения по философии фэн-шуй или оформление террариума в квартире. В принципе, все это реально. Благо, материальных и технических возможностей в приличном бюро немало: имеется целый штат сотрудников, иногда строительные отделы, прочные связи с поставщиками материалов и мебели.

Расценки в бюро -- самые высокие по рынку. Отправная точка -- составление дизайн-проекта ("картинка" плюс вся документация) -- обойдется в среднем в $50 за кв. м (подробный прейскурант см. на с.).

Некоторые модные бюро требуют доплатить за репутацию -- иногда "имя" обходится клиенту в 50% от стоимости реализованного проекта. Верхнюю границу стоимости дизайнерских услуг определить сложно. Для сравнения: некоторые VIP-бюро требуют со своих клиентов за одно только составление дизайн-проекта (в сущности, за "картинку") $20--30 тыс. ($200 за кв. м). Но в некоторых случаях такие траты оправданны -- для ресторанов, клубов, гостиниц, салонов красоты имя дизайнера становится частью имиджа.

Сам себе дизайнер


Довольно распространенный вариант решения оформительских проблем можно найти в дизайнерском отделе, организованном на базе строительной фирмы или риэлтерской компании.

Свои дизайнерские подразделения есть у таких компаний, как "Крост", "Русский дом недвижимости", "ДОН-Строй", "РемСтрой", и многих других. Считается, что это самый надежный вариант для тех, кто хочет сделать качественный ремонт с перепланировкой помещения (благо, ремонтные бригады "натасканы" на планировках жилья именно этой компании).

Комплексный ремонт с работой и материалами "от риэлтера" обойдется минимум в $150 за кв. м, проект перепланировки -- от $20 за кв. м.

Дизайнерские услуги предлагают и мебельные компании. Для желающих просто обновить обстановку это идеальный вариант. Кроме того, воспользовавшись советами дизайнеров солидных мебельных компаний, можно минимизировать затраты на ремонт. Дизайнерские отделы есть в компаниях "ДОК-17", "Феликс", "Крафт", А&А, "Соло". В компании "Феликс", например, клиенту предлагают составить компьютерный дизайн-проект совершенно бесплатно до заключения договора на покупку мебели.

Наконец, самый экономный вариант -- это обратиться к независимым дизайнерам и архитекторам, которые работают на себя и предоставляют услуги частным образом. В этой группе встречаются как именитые профессионалы, так и люди, окончившие трехмесячные курсы. Последних надо избегать. Способ проверки прост: посмотрите на портфолио дизайнера, то есть на уже реализованные им проекты.

Независимые специалисты, как правило, предлагают разработку проектов, иногда готовы осуществлять надзор. Плюсы работы с ними -- самые низкие (в среднем) цены: полный комплект документов дизайн-проекта стоит $15 за кв. м. Это как минимум вдвое дешевле, чем в бюро. Минусы -- отсутствие юридической основы отношений с клиентом, возможность работы только при наличии надежных рекомендаций, часто не налаженные связи с компаниями, предлагающими сопутствующие услуги и товары. В общем, риск велик.

Офис на вырост


Собственно, большинство архитектурных бюро предпочитает иметь дело не с частниками, а с корпоративными заказчиками, то есть с организациями. Дело в том, что корпоративные заказы более привлекательны с коммерческой точки зрения -- по площади офисы больше, чем квартиры, да и работать с "юриками" проще, чем с частными лицами.

Кроме того, большинство успешных компаний имеют тенденцию к росту и при благоприятном раскладе становятся постоянными клиентами архитекторов и дизайнеров (по статистике, удачный бизнес меняет "одежку" примерно раз в пять лет).

Однако тот же самый рост фирмы является главной головной болью дизайнера, который с ней (фирмой) работает.

Галина Мартыненко, начальник отдела маркетинга компании "Соло":

"Часто компании вырастают уже в процессе переезда в новый офис (на поиски нового помещения и его обустройство уходит не меньше полугода). К сожалению, почти никто не успевает планировать резервные площади под развитие. Приходится искать новый офис. Не все бизнесмены к этому готовы".

Менее болезненно переживают эту ситуацию компании, чьи офисы организованы по принципу open space, так как они имеют больше возможностей вписать в интерьер несколько дополнительных мобильных рабочих мест.

В любом случае, архитекторы считают, что задумываться над организацией офисного пространства лучше на стадии разработки бизнес-плана фирмы.

Есть такая профессия


Еще совсем недавно все отечественные организации были на одно лицо: мрачные коридоры, комнаты-клетушки для сотрудников, огромный кабинет с 5-метровой брифинг-приставкой для начальника, темная мебель, желтый казенный свет.

Образ современного офиса более разнообразен и укладывается в следующую нехитрую теорию: "Скажи мне, как выглядит твое рабочее место, и я скажу, чем ты занимаешься".

Анна Кудинова, архитектор компании "Хелрус":

"При проектировании офисов необходимо учитывать особенности бизнеса компании. Бухгалтерия туристического агентства по определению будет выглядеть скромнее и практичнее, чем зал для работы с клиентами, оформление которого должно побуждать клиентов пуститься в дальнее путешествие".

Понятно, что далеко не каждому руководителю фирмы нужно бросить все дела и срочно искать дизайнера. Однако существуют профессиональные сферы, внешний антураж которых зачастую определяет успешность всего предприятия. К таковым относятся, например, салоны красоты, бутики, архитектурные мастерские, рекламные агентства и пр. Эти и подобные виды бизнеса просто обречены на модный дизайн -- иначе выйдешь из игры.

Но даже если вы считаете, что "внешность" -- это не главное, а главное -- делом заниматься, так вот, даже в этом случае стоит обратить внимание если не на офис целиком, то хотя бы на отдельные его -- стратегически важные -- зоны. И постараться их правильно оформить.

Для начала можно ограничиться, например, стойкой ресепшн. Многие дизайнерские бюро при крупных мебельных компаниях предлагают для этой зоны мебель на заказ -- с учетом корпоративных цветов и символики.

Не менее важная коммуникационная зона -- переговорная комната. В ее оформлении дизайнеры отталкиваются от общего стиля интерьера. Если помещение выдержано в традиционном классическом стиле, то в данном случае уместна переговорная из той же оперы: просторная отдельная комната с длинным столом, обставленным кожаными креслами. Такие переговорные можно встретить в офисах Центробанка, Сбербанка, а также в большинстве государственных учреждений. Из более современных вариантов: переговорная, изолированная от остального офиса чисто символически -- раздвижной перегородкой или ширмой. Кстати, последний вариант -- один из элементов модного нынче мобильного офиса.

Наконец, даже в советское время особое внимание в обустройстве офиса уделялось комнате отдыха. Основная ее идея с тех пор практически не изменилась: это место, куда можно прийти, где можно снять пиджак и галстук и слегка укрепить корпоративный дух. Непременные атрибуты комнаты отдыха -- мягкая мебель (чаще кожаная), журнальные столики, телевизор.

Что же касается офисных помещений, в которых не покладая рук трудятся простые сотрудники фирмы, то и на этом "поле" происходят некоторые отрадные изменения. С одной стороны, слово "дизайн" к оперативному рабочему месту вряд ли можно применить (все-таки главное здесь -- функциональность и, увы, дешевизна). Однако нельзя отрицать тот факт, что в лексиконе российского бизнесмена (на чей кабинет по-прежнему уходит львиная доля "дизайнерских" денег) появилась такая категория, как "корпоративный стиль". А эта штука предполагает, чтобы и у рядового сотрудника было приличное помещение и приличная мебель. Иначе либо сотрудник уйдет, либо коллеги по цеху засмеют.

ЕЛЕНА ДАВЫДОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».